Консультация для родителей "Трудовая деятельность дошкольников 3-5 лет"
консультация (младшая группа)

Гожуловская Татьяна Александровна

ТрудовТрудовое воспитание- это вовлечение детей в различные виды трудовой деятельности ,развитие  трудовых навыков и умений, воспитание любви к труду и потребности к трудовой деятельности.ое воспитание- это вовлечение детей в различные виды трудовой деятельности ,развитие  трудовых навыков и умений, воспитание любви к труду и потребности к трудовой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Трудовая деятельность дошкольников 3-5 лет»

Трудовое воспитание- это вовлечение детей в различные виды трудовой деятельности ,развитие  трудовых навыков и умений, воспитание любви к труду и потребности к трудовой деятельности.

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.

 Многообразен труд детей в детском саду. Отношение детей к труду во многом определяются его руководством. «Нет ленивых детей, а есть только наше неправильное руководство детским трудом».

 Для того, чтобы все дети хотели трудиться с удовольствием и выполняли любые трудовые задания, необходимо найти правильный подход к каждому ребенку.

Многолетний опыт работы дошкольных учреждений в нашей стране и за рубежом показывает, что наиболее приемлемыми для дошкольников были и остаются четыре вида труда:

1) Самообслуживание;

2) Хозяйственно-бытовой труд;

3) Труд в природе;

4) Ручной труд

Эти вида труда не только доступны, значимы для дошкольников, но и привлекательны, могут иметь место в каждом детском саду, в любой семье, не требуют создания особых условий. Виды детского труда отличаются друг от друга не только содержанием, но и своим назначением.

 Первым ребенок овладевает самообслуживающим трудом. Характерной его особенностью является направленность на себя, а содержанием - умение обслужить себя. На необходимость этого вида труда для детей дошкольного возраста обращала внимание еще Н. К. Крупская. Общественная значимость его состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя. Кроме того, в процессе самообслуживания он овладевает всеми компонентами трудовой деятельности и в результате становиться самостоятельным, удовлетворяет свою потребность в деятельности, накапливает знания о предметах, приучается к трудовому усилию.

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте – самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей элементарных навыков самообслуживания  и желания к посильному труду.

Со средней группы объем задач по трудовому воспитанию увеличивается. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками  самообслуживания.

Хозяйственно-бытовой труд предлагает умение поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности (повесить чистые полотенца, накрыть на стол, приготовить групповую комнату к занятию, произвести уборку групповой комнаты, участка и т. д). Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность-удовлетворение потребностей других детей или взрослых.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель формирует у детей элементарные хозяйственно-бытовые навыки: помогать накрывать на стол, приводить в порядок игрушки после игры и мыть их, собирать листья на участке, сметать снег со скамеек и т. д. Он обязательно оценивает нравственную сторону трудового участия детей: «Кирилл и Верочка хорошо помогали нашей няне, какие молодцы!» «Ксюша – заботливая девочка, аккуратная, как старательно она убирала игрушки!» Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях.

В средней группе содержание хозяйственно – бытового труда значительно расширяется: дети полностью сервируют стол, готовят все необходимое для занятий, стирают кукольное белье, протирают стеллажи от пыли, подметают дорожки на участке и т. д. Используя их возросшие возможности и учитывая сформированные навыки, воспитатель приучает детей к тому, что в периоде необходимо приложить усилие, развивает самостоятельность, активность, инициативу в выполнении порученных дел.

 Труд в природе требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умение контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, поливки и мытья растений, протирания подоконников, рыхления почвы, посадок, посева и т. д. Этот вид труда характерен тем, что с одной стороны он направлен на удовлетворение потребности детей, группы в целом, с другой – на охрану природы. Дети приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопаты, грабли, лейки и т. д) ,желание  добиваться результата. Труд в природе ,в последующим, перерастает в один из видов производительного труда. В этом его особое значение.

В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия, это расширяет детский словарь, активизирует его.

В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения, учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений от ухода.

Художественное слово в самых разнообразных формах – стихотворение, пословица, поговорка и т. д – издавна используется как одно из действенных средств воспитания детей дошкольного возраста ,как в семье так и в детском саду. Среди сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки, стихи занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать нарицание,  осудить неверное или грубое действие. Пословицы поговорки стихи стали верными помощниками в формировании трудолюбия.

Большое значение имеют пословицы поговорки стихи в воспитании трудолюбия у детей. Их можно использовать в различных ситуациях. Например, дети играют, рассматривают книги, Леня и Кирилл, не найдя себе занятия, сидят на ковре. «От скуки бери дело в руки» - говорит воспитатель и предлагает протереть пыль с игрушек. Они охотно приступают к делу. После того как работа закончена, хвалит мальчиков и спрашивает: «Как вы думаете, почему так говорится в пословице?»Дети объясняют: нужно заниматься делом, тогда не будет скуки, время проходит быстрее и с пользой.

Значительную роль в воспитании трудолюбия играют и те пословицы, которые заключают в себе порицание. Например, ребята стирали кукольное белье. Сделали все быстро, но белье оказалось не очень чистым. Надо обратить внимание на это. «Стирала – не устала, выстирала – не узнала»- и тут же задать вопрос: «Почему так говорят?» Дети не сразу поймут смысл этой пословицы. С помощью наводящих вопросов (Долго вы стирали? Устали или нет? Чисто выстирали или белье осталось грязным?) помочь им осмыслить пословицу, а также, и результат своего труда. Дети сами должны понять и попросить разрешения перестирать белье. Работа с пословицами поговорками и стихами способствуют воспитанию трудолюбия.

3.1 Пословицы поговорки стихи о труде

«Тот труда не боится, кто умеет трудиться».

«Поспешишь – людей насмешишь».

«Много трудиться, а толку не добился».

«Каков мастер, такова и работа».

«Долг день до вечера, коли делать нечего».

«Без труда не вытащить и рыбку из пруда».

«Что посеешь, то и пожнешь».

«Труд земледельца велик и почетен».

«Весенний день – год кормит».

«Нет хлеба, так нет обеда».

«Труд – всему отец».

«Работа трудна, да трудовой хлеб слаще меда».

«Кто работает, тот и хлеба поест».

Веселая работа

Папа для мамы сажает цветок.

Мама для бабушки вяжет платок.

Бабушка гладит Катины платья.

Катя стирает панамки для братьев.

Братья для всех мастерят самолет.

Весело в доме работа идет.

А почему?Это дело понятное:

Весело делать.

Друг другу приятное. Б. Белова.

Помощник

Мама усталой с работы придет,

Маме и дома хватает забот.

Веник возьму я и пол подмету

Дров наколю и сложу под плиту.

Свежей воды принесу два ведра

Ну а теперь за уроки пора!

Мама сегодня с работы придет.

Будет у мамы по меньше хлопот. П. Жанэ

И мы будем трудиться

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож.

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каравай хлеба –

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба!

За все, что сделано для нас,

Мы благодарим людей,

Придет пора, придет час,

И мы трудиться будем! В. Ливмиц

Не мешайте мне трудится

Не мешайте мне работать

Я водицы притащу

Из колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте!

Не жалейте!

А хотите в лейку лейте –

Поживайте огород

Он ведь тоже воду пьет!

Загадки

Рос сперва на воле, в поле

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто

Вырос он, под синим небом

И пришел на стол он. (Хлеб)

Вырос в поле дом

Полон дом зерном. (Колос)

Не лошадь, не вол,

Да плуг повел. (Трактор)

В огороде у дорожки стоит

Солнышко на ножке

Только желтые лучи

У него горячи. (Подсолнух)

В поле сеют и растят,

Убирают, сыплют в склад.

И на хлеб идет оно,

А зовут его. (Зерно)

Широко, а не море

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра - на столе. (Хлеб)

Один льет, другой пьет, а третий растет. (Дождь, земля, хлеб)

На протяжении  дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой и ручной труд, труде в природе. Все эти трудовые умения и навыки, приобретенные в детском саду и семье, являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерност...

Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника»

Консультация «Игра — ведущая деятельность дошкольника»...

Консультация «Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников»

Самостоятельная изобразительная деятельность дошкольников...

Консультация: "Развитие познавательной деятельности дошкольников с помощью логических игр"

Формирование логического мышления-важный этап в развитии ребенка. Логические игры научат детей сопоставлять, сравнивать предметы, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы....

Консультация "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"

Значение и этапы познавательно-исследовательской деятельности...

Консультация " Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"

позновательно-исследовательскаядеятельность в условиях ФГОС...