Этапы программы «Экологическое воспитание»
материал (средняя группа)

Плотникова Тамара Ивановна

Первый этап представляет собой освоение общих сведений о живой и неживой природе.  На занятиях использовала сюрпризные моменты: раздается стук в дверь заходит добрая фея, а в руках в красиво оформленном горшке цветущее растение с крупными зелёными листьями. Или вносится «волшебная корзина», а в ней – котёнок. Также применяю словесный метод, что даёт возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей; загадываю загадки, читаю стихотворения о  растениях и животных. А так же рассказываю красивые легенды, например, о фиолетовых цветочках – фиалках, которые названы в честь короля Сен Поль Иллера.

Второй этап  был направлен на формирование знаний о свойствах и качествах, для того, чтобы дети могли различать форму, цвет, величину, структуру, пространственное расположение частей, характер поверхности.   Здесь использовала метод кратковременного наблюдения. Мы с детьми обязательно рассматриваем растение с разных сторон и по порядку определяем величину, находим все части растения, показываем друг другу: вот это стебель, он очень тонкий и длинный. А это листья – они зелёного цвета, гладкие; цветок красного цвета. При этом даю возможность потрогать листья, понюхать цветок, а животное погладить, покормить его. Чтобы удержать внимание детей,  эти наблюдения сопровождаются элементарными трудовыми действиями или игрой (рассматривают листья комнатных растений и обтирают их, или играем в игру «Найди такое же растение на подоконнике»).

Для расширения знаний о росте и развитии растений использовала длительное наблюдение. Дети сравнивают наблюдаемое состояние растения с тем, что было раньше. Все наблюдения сопровождала точной речью, чтобы полученные знания усвоились детьми. Для эффективной работы, для обобщения и систематизации знаний детей использовала метод моделирования. Рисунки, модели, опыты позволяют ребёнку лучше усвоить материал. Опыты проводила для ознакомления детей со свойствами воды, песка, глины. С их помощью дети устанавливали  причины перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, определяют условия, необходимые для роста растений. С помощью опыта решаются познавательные задачи: «Где лучше растёт растение (в тёплом или холодном месте?); «Что будет с водой, если её вынести на мороз?»; «Что будет со снегом в помещении?» и т.д. Таким образом у детей развиваю умение сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы.

На третьем этапе  систематизировала знания о природе. Для фиксации и закрепления того, что дети наблюдали, служат зарисовки, модели. В заключение наблюдения предлагала  детям составить рассказ с опорой на все модели. «Расскажи, что ты узнал об этом растении. А чтобы ни о чём не забыть – смотри на модель». Если ребёнок затрудняется, задаю наводящие вопросы. При этом ребёнок приучается к последовательному рассказу о наблюдаемом.

Наряду с перечисленными методами для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко использовала в своей работе разнообразные игры. Они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащают словарь. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания. Дидактическая игра помогает ребёнку уточнить, закрепить, расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Использовала дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_programmy_ekologicheskoe_vospitanie.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы программы  «Экологическое воспитание»

Первый этап представляет собой освоение общих сведений о живой и неживой природе.  На занятиях использовала сюрпризные моменты: раздается стук в дверь заходит добрая фея, а в руках в красиво оформленном горшке цветущее растение с крупными зелёными листьями. Или вносится «волшебная корзина», а в ней – котёнок. Также применяю словесный метод, что даёт возможность сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей; загадываю загадки, читаю стихотворения о  растениях и животных. А так же рассказываю красивые легенды, например, о фиолетовых цветочках – фиалках, которые названы в честь короля Сен Поль Иллера.

Второй этап  был направлен на формирование знаний о свойствах и качествах, для того, чтобы дети могли различать форму, цвет, величину, структуру, пространственное расположение частей, характер поверхности.   Здесь использовала метод кратковременного наблюдения. Мы с детьми обязательно рассматриваем растение с разных сторон и по порядку определяем величину, находим все части растения, показываем друг другу: вот это стебель, он очень тонкий и длинный. А это листья – они зелёного цвета, гладкие; цветок красного цвета. При этом даю возможность потрогать листья, понюхать цветок, а животное погладить, покормить его. Чтобы удержать внимание детей,  эти наблюдения сопровождаются элементарными трудовыми действиями или игрой (рассматривают листья комнатных растений и обтирают их, или играем в игру «Найди такое же растение на подоконнике»).

Для расширения знаний о росте и развитии растений использовала длительное наблюдение. Дети сравнивают наблюдаемое состояние растения с тем, что было раньше. Все наблюдения сопровождала точной речью, чтобы полученные знания усвоились детьми. Для эффективной работы, для обобщения и систематизации знаний детей использовала метод моделирования. Рисунки, модели, опыты позволяют ребёнку лучше усвоить материал. Опыты проводила для ознакомления детей со свойствами воды, песка, глины. С их помощью дети устанавливали  причины перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, определяют условия, необходимые для роста растений. С помощью опыта решаются познавательные задачи: «Где лучше растёт растение (в тёплом или холодном месте?); «Что будет с водой, если её вынести на мороз?»; «Что будет со снегом в помещении?» и т.д. Таким образом у детей развиваю умение сравнивать, анализировать, классифицировать, делать выводы.

На третьем этапе  систематизировала знания о природе. Для фиксации и закрепления того, что дети наблюдали, служат зарисовки, модели. В заключение наблюдения предлагала  детям составить рассказ с опорой на все модели. «Расскажи, что ты узнал об этом растении. А чтобы ни о чём не забыть – смотри на модель». Если ребёнок затрудняется, задаю наводящие вопросы. При этом ребёнок приучается к последовательному рассказу о наблюдаемом.

Наряду с перечисленными методами для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко использовала в своей работе разнообразные игры. Они способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, обогащают словарь. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретённые знания. Дидактическая игра помогает ребёнку уточнить, закрепить, расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Использовала дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ вариативных программ экологического воспитания детей дошкольного возраста

1. Исходные данные Программы: Программа "Юный эколог" (Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 112 с.)Автор программы, Николаева Св...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...

Рабочая программа "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"

Рабочая программа по теме "Экологическое воспитание дошкольников 2-3 лет"...

АНАЛИЗ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ) ДОШКОЛЬНИКОВ

Эффективность и качество образования детей в детских дошкольных организацииях во многом обусловлено образовательной программой. Она определяет содержание образовательного процесса, отражает мир...

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н.

Парциальная программа. "Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду". Николаева С.Н....