АНАЛИЗ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ) ДОШКОЛЬНИКОВ
рабочая программа

Григорян Анна Альбертовна

  Эффективность и качество образования детей в детских дошкольных организацииях во многом обусловлено образовательной программой. Она определяет содержание образовательного процесса, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (парциальная программа) направлению развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_g.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ) ДОШКОЛЬНИКОВ

Григорян А.А.

Программа «Наш дом - природа»

Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук).

Основная цель экологической программы «Наш дом - природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Задачи программы:

  • Обеспечение преемственности в экологическом воспитании дошкольников с начальной школой.
  • Формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней.
  • Формирование первых представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе - начала экологического мировоззрения и культуры, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью.
  • Развитие представления о самоценности природы, эмоционального положительного отношения к ней, выработка первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
  • Развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Структура программы

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Программа "Наш дом-природа" состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой.

«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Возраст детей

Программа предназначена для работы с детьми старшей и подготовительной к школе групп (5—7 лет). Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей. Содержание программы и методика работы учитывают психологические и физиологические особенности этого возраста. Весь материал дается в доступной и привлекательной для детей форме.

Объем программы

Она рассчитана на два года обучения. Вариативность программы позволяет педагогам самостоятельно планировать работу, в зависимости от выделенных на проведение занятий часов. Такой подход отражает реальную практику и удобен для воспитателей. Так, одни дошкольные учреждения выделяют 1 час в неделю на экологические занятия, другие — 2 часа. Кроме того, система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме организуется одно или несколько основных занятий (их, как правило, проводит специальный педагог или эколог, причем оно может включать элементы музыкальных занятий, рисование, исследования, игры, чтение литературы). Затем закрепление материала осуществляют воспитатели, другие педагоги во время наблюдений в группах, в живых уголках, на прогулках и экскурсиях (в том числе на экологической тропинке), на занятиях по изобразительной деятельности, музыке, труду, физкультуре, через чтение литературы, просмотр слайдов, видеофильмов, участие в экологических проектах, театрализованных постановках. Работа всех воспитателей и педагогов координируется экологом или методистом. Дополнительное время для экологического воспитания детский сад получает за счет экологизации различных видов деятельности дошкольников.

Реализация программы

Она может быть реализована в дошкольных учреждениях любого типа, во внешкольных учреждениях для работы с детьми младшего возраста, а также в школах, где дети обучаются с 6 лет. Программа может быть адаптирована к условиям различных дошкольных учреждений. Так, в настоящее время имеется опыт адаптации программы и в ряде детских садов коррекционного типа (с амблиопией, косоглазием, с нарушением опорно-двигательного аппарата, в логопедических группах), в группах Монтессори, в детских садах с приоритетами интеллектуального и художественно-эстетического развития. Программа «Наш дом — природа» может быть использована совместно с другими программами, например эстетического цикла. В частности, в нескольких детских садах работа по программе «Наш дом — природа» координируется с работой по программам «Природа и художник» Т. А. Копцевой, «Москвичек» О. И. Кулаковой и др.

Опыт работы в дошкольных учреждениях по программе подтверждает правильность творческого подхода к планированию занятий. Вариативность в организации времяпрепровождения детей в зависимости от особенностей дошкольного учреждения делает бессмысленными детальные рекомендации по объему часов, выделяемых для занятий. Предполагается творческое использование программы воспитателем: он может сам, с учетом времени, уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Важно только, чтобы все дополнения и изменения были грамотными.

Программа имеет методическое обеспечение - разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и, которые составляют реальную опасность для природы планеты.  

Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.         

Развивающая предметная среда

Для реализации экологического воспитания необходима развивающая предметная среда (концепция развивающей предметной среды разработана С. Л. Новоселовой). Можно выделить два направления: а) создание новых элементов среды; б) экологизация существующих. К первому относятся экологические центры, экологические комнаты (классы), лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки. Так, создание экологического класса, где на стеллажах лежат коллекции и красочные книги, которыми могут воспользоваться дети, или специальной лаборатории, где проводятся опыты и дети выступают в качестве «настоящих ученых», повышает интерес детей к обучению, а значит, и его эффективность. Второе направление — это элементы среды, характерные для большинства современных дошкольных учреждений, в том числе музыкальные и физкультурные классы и т. п. Они также могут быть использованы в целях экологического воспитания.

Не менее важно оценить экологическую ситуацию в микрорайоне. Для этого можно оформить «Экологический паспорт детского сада», включающий информацию об экологической обстановке в микрорайоне, оценку прилегающей к детскому саду территории, анализ участка детского сада, самого здания, степени экологической безопасности материалов внутреннего оформления, степени влияния самого дошкольного коллектива на окружающую среду, особенности кадрового состава, методической и материальной базы и ряд других характеристик. На основе этих материалов можно не только оценить экологическую обстановку, но и наметить реальные перспективы работы.

Учебно-методическое обеспечение

Программа имеет полное учебно-методическое обеспечение: выпущены методические разработки, представленные в серии книг НА. Рыжовой: «Волшебница- вода», «Невидимые ниточки природы» и др. Программа рекомендована Министерством образования РФ. В тетрадях для детей даны задания, которые они могут выполнять в рамках различных блоков. Эти задания сгруппированы по тематике. В тетрадях также находятся карточки, из которых вместе с детьми изготавливаются дидактические пособия.

Ожидаемые результаты

Предполагается получить результаты в области воспитания и обучения, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

Кроме того, предполагается эмоциональное развитие ребенка в целом, формирование умения логически мыслить, самостоятельно делать обобщения (умственное развитие), обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности, ассоциативного мышления.

Недостатки: Многие конспекты занятий не написаны детально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ парциальных программ по валеологическому образованию дошкольников (В.Г.Алямовская, Ю.Ф.Змановский, и др.).

Существует ряд образовательных программ по валеологии и по физической культуре с элементами  валеологии  для дошкольников, которые составляются   с учетом особенностей регионо...

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов "Анализ парциальной программы по нравственно-патриотическому воспитанию «Я - Человек"

Цель программы- дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представления об окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода; о людях ...

Консультация для педагогов «Ознакомление с парциальной программой дошкольного образования для детей 5 – 7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Одним из помощников в работе по осуществлению экономического воспитания дошкольников является Парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое...

Парциальная программа экологического воспитания дошкольников «Юный Эколог» С.Н.Николаева,

Программа экологического воспитания дошкольников «Юный Эколог»  С.Н.Николаева,...