Методическая разработка по ФГОС
статья

Гуменюк Ирина Владимира

 «Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия

дошкольного образовательного учреждения с семьей»

 

1.Современные подходы к процессу взаимодействия ДОУ с семьей в контексте в ФГОС.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
     В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОСДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.
        В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
 •    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;  
 •    обеспечить открытость дошкольного образования; 
 •    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
 •    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
 •    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
 •    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

        Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий во спитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие предполагает также без оценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:

       готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

        предотвращение от приватных связей с членами семьи.

К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей.

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.

Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.

Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта:

когнитивного;

эмоционального;

сенсорного;

коммуникативного;

рефлексивного и др.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

2. Формы взаимодействия ДОУ с родителями

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формыТрадиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.

Задачи информационно-просветительской формыблизки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, являетсяподключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.

Предложенную классификацию можно дополнить формаминаправленными на формирование родительской позиции:

рисование на тему: «Какая я мама?»;

формулировка своей концепции воспитания;

анализ собственных педагогических находок, неудач;

обмен опытом в кругу единомышленников;

создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет.

Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

постановка дискуссионных вопросов;

предложение для обсуждения двух различных точек зрения.

        Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся:

анализ педагогических ситуаций;

анализ собственной воспитательной деятельности;

решение педагогических задач;

метод домашних заданий;

игровое моделирование поведения.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

3. Неблагоприятные семьи.

Неблагополучные семьи — в настоящее время острая социаль­но-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педаго­гическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицатель­ное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психиче­ское развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей страдают неврозами.
Педагоги дошкольного учреждения, которое посещает ребенок из неблагополучной семьи, не могут оставаться равнодушными к его судьбе, его воспитанию. Какие семьи относятся к неблагопо­лучным? Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию так, как это необходимо социали­стическому обществу.
Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, называют семьями социального риска, поскольку поведение их взрослых членов, их образ жизни не соответствуют требованиям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

Но не всегда неблагополучие может проявляться столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: ро­дители заботятся о детях — об их умственном и физическом раз­витии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмо­сфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой об­становке, что травмирует его психику.

Есть и другой тип неблагополучия: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребен­ка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует со­вместный досуг, занятия спортом, чтение книг.

К неблагополучным должны быть отнесены и семьи, где к ре­бенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят челове­ка, не желающего ни с кем считаться, в том числе и с собственны­ми родителями.

Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополу­чия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфлик­ты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.

В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Период распада семьи дети переживают особенно тя­жело. В детском саду они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Образовавшаяся в результате развода неполная семья может стать неблагополучной. Обследование семей показало, что 50°/о «трудных» детей — это дети из неполных семей.

Обычно у родителей, злоупотребляющих алкоголем, низкий профессиональный уровень, причем у отцов он ниже, чем у мате­рей. У большинства отцов в прошлом было трудное детство. Это подтверждает влияние детских лет на развитие личности. У ро­дителей-алкоголиков низок и культурный уровень: досуг они по­свящают застолью, играм в карты и т. п. Отцы не ходят с детьми на прогулки, не читают им книг.

В большинстве неблагополучных семей мужья не принимают участия ни в ведении домашнего хозяйства, ни в уходе за детьми Все хозяйственные и родительские заботы ложатся на плечи ма­тери. Это ведет к ее переутомлению, раздражительности, что вызывает ссоры и, в конечном итоге, пагубно отражается на не­окрепшей нервной системе ребенка. В то же время родители счи­тают, что создают детям все условия: дети одеты, накормлены, у них есть книжки, игрушки.

Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения го взрослыми и детьми, усвоение программы. Все отклонения от нор­мы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребенка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребенок и его ро­дители требуют особого внимания. Такие семьи воспитатель по­сещает в первую очередь.

Однако одного посещения недостаточно: воспитатель не всегда может стать свидетелем конфликтов, пьянства (родители стара­ются скрыть это от посторонних). Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы отдельно с каждым из его чле­нов о причинах отклонений в поведении и развитии ребенка, бесе­ды с ребенком о его играх и занятиях дома, о том, как он проводит время вечером, в выходные дни. Полученную таким путем инфор­мацию нельзя использовать для воздействия на родителей, так как это может спровоцировать внутрисемейные конфликты, за­крыть пути для доверительных контактов с семьей. Информация о неблагополучной семье служит педагогу прежде всего для опре­деления направления, содержания и методов работы с ней.

Для целенаправленности работы и систематического анализа ее результатов все неблагополучные семьи берутся на учет, на каждую семью заводится карточка, где фиксируется: состав семьи, жилищные и материальные условия, образование родите­лей, их культурный уровень, отношение к воспитанию, характер внутрисемейных взаимоотношений, общая обстановка в семье, ус­ловия для игр и занятий ребенка, а также проведенные и плани­руемые мероприятия, направленные на устранение неблагополучия в семейном воспитании, положительные изменения. Систематиче­ский контроль осуществляется путем посещения семей воспитате­лем, при необходимости привлекаются члены родительского коми­тета, медицинские работники, представители роно, общественные организации, шефы. Результаты посещений регулярно обсужда­ются совместно с родительским комитетом и другими заинтересо­ванными лицами.

Эффективности работы способствует разделение неблагополуч­ных семей на группы в зависимости от причин и характера не­благополучия: алкоголизм, аморальный образ жизни родителей; конфликтность внутрисемейных отношений; безответственность, педагогическая безграмотность родителей. Для каждой группы определяются конкретные задачи и методы воздействия.

Наибольшую трудность представляет работа с первой группой семей. Деятельность дошкольного учреждения, безусловно, не мо­жет подменить деятельности правоохранительных органов, адми­нистрации предприятий и учреждений, где работают родители, а также партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, женсовета, но детский сад должен быть активным участником той комплексной работы, которую совместно проводят эти органи­зации. Дошкольное учреждение чаще всего первым выявляет семьи, где пьют родители. В особо серьезных случаях работники детского сада первыми сигнализируют милиции, районному отде­лу народного образования о неблагополучии в семье. Совместно с правоохранительными органами и общественными организация­ми дошкольное учреждение ведет работу с семьей, оказывает ей помощь, осуществляет контроль за жизнью и воспитанием ре­бенка. Детский сад устанавливает связь с администрацией, пар­тийной и профсоюзной организациями тех предприятий, где рабо­тают родители, а также с участковым милиционером, с опорным пунктом охраны общественного порядка. Приглашение родителей для беседы на заседание родительского комитета с участием представителей администрации и общественности дошкольного учреж­дения, предприятия, милиции, как показывает практика,— весьма эффективная мера воздействия. В случае необходимости возбуж­дается ходатайство о принудительном лечении родителей.

Для второй группы неблагополучных семей, как уже говори­лось, характерны постоянные ссоры или скрытые конфликты, взаимная недоброжелательность, раздражение. Хотя мать и отец заботятся о ребенке, но вместе с тем они не понимают, что кале­чат его характер, травмируют психику. Обычно такие родители считают, что атмосфера постоянной вражды на детях не сказыва­ется. При посещении эти семьи кажутся вполне благополучными: родители приветливы с воспитателем, заметен материальный до­статок в семье, у детей есть игрушки, книги, пособия для занятий. Но даже при внешне благоприятных условиях опытный педагог улавливает напряженность, недоброжелательность между супру­гами, их разногласия в подходе к воспитанию ребенка. Естествен­но, в таких условиях, ребенок приобретает отрицательный жиз­ненный опыт, усваивает тон, манеру общения родителей, враж­дебное, недружелюбное, недоверчивое отношение к окружающим.

...Семья Марины, состоящая из четырех человек (трое взрос­лых и ребенок), занимает двухкомнатную квартиру: в одной ком­нате живет мать Марининого отца, во второй — Марина с роди­телями. На первый взгляд отношения между взрослыми нормаль­ные, но как только педагог заводит речь о трудном характере Марины, начинаются взаимные обвинения в плохом воспитании де­вочки. Последующие беседы в детском саду отдельно с каждым членом семьи выявили, что в семье постоянные конфликты между родителями Марины, ее мамой и бабушкой. У взрослых разные требования к девочке. После очередной ссоры Маринина мать уходит с ней к своей матери, делая дочь орудием воздействия на мужа и свекровь. Стало понятно, почему в детском саду Марина ведет себя агрессивно, постоянно обижает детей, которые отвеча­ют ей нежеланием общаться, играть с нею.

Обычно родители этой группы семей стараются скрыть конф­ликты, создать видимость благополучия, не выносить сор из избы. Понимая всю пагубность таких внутрисемейных отношений для нравственного развития детей, воспитатели дошкольных учрежде­ний не могут оставить их без внимания. В работе с данной груп­пой семей необходимо: показать родителям отрицательное влия­ние их взаимоотношений на поведение ребенка, повысить чувство ответственности за его нравственное воспитание, вызвать у роди­телей желание создать ребенку нормальную обстановку в семье. Наряду с консультациями, на которые приглашаются все роди­тели и где идет разговор о культуре взаимоотношений супругов и их влиянии на детей, следует проводить и индивидуальные бе­седы. Для этого необходимо хорошее знание условий воспитания ребенка в семье, постоянное общение с родителями, установление доверительных отношений с ними. Беседы можно проводить во время прихода родителей в детский сад для оказания конкретной помощи — утепления окон, починки игрушек и т. п. В этом случае обстановка будет располагать к беседе о ребенке, его качествах, поведении в детском саду и дома, о том, что в семье положительно воздействует на него, а какие влияния нежелательны. Особое вни­мание обращается на взаимоотношения взрослых.

К третьей группе относятся семьи, где родители безответствен­но относятся к воспитанию детей, отсутствует должный контроль за ними. Нередко это семьи, в которых не сложились отношения, родители разошлись и образовалась неполная семья — мать и дети.

...Мать пятилетнего Игоря, когда ее оставил муж, занялась устройством своей личной жизни, перестала уделять внимание сыну. Мальчик свободное от посещения детского сада время проводил на улице, домой приходил поздно, но мать это не волновало. Обес­покоенные воспитатели приходили к ней домой, приглашали для бесед в детский сад, но она от встреч уклонялась или утверждала, что занимается воспитанием сына. К работе с этой матерью был подключен актив родителей группы, которую посещал Игорь. По настоянию родителей его мать пришла в детский сад в день открытых дверей. Она наблюдала за своим сыном во время заня­тий, дежурства, игр. После этого воспитатели анализировали вме­сте с ней знания и умения Игоря, сравнивали его с другими деть­ми. Мать вынуждена была признать, что трудовые навыки у Иго­ря низкого уровня, он плохо усваивает программу, игры его малосодержательны, сравнение его с другими детьми явно не в пользу Игоря. Забота воспитателей и актива родителей о судьбе мальчика, неоднократные посещения его дома, воздействие на ма­теринские чувства постепенно оказывали влияние на отношение матери Игоря к воспитанию сына: у него появились игрушки, книжки, налаживался режим. Родители, живущие по соседству, отмечали, что в выходные дни мать с сыном ходила в кино, в парк. У нее появились вопросы к воспитателям, она начала посещать родительские собрания, консультации.

Таким образом, в работе с родителями этой группы решаются следующие задачи: повысить их ответственность за воспитание ре­бенка, пробудить у них интерес и желание заниматься с ним, вы­звать желание сотрудничать с детским садом.

4. Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.

        Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОУ позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.

       Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний).

      Критерии анализа годового плана:

1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

4) разнообразие планируемых форм работы;

5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);

6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;

7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

        Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;

2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;

3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

      Критерии анализа протоколов родительских собраний:

1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);

3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

     Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОУ их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.

     Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:

1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях;

2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы

4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;

5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;

6) изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.

Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОУ, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.

        По нашему мнению, оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Мы предлагаем следующие параметры.

Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

1) отсутствие формализма в организации работы с семьей;

2) учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

3) социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;

4) использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;

5) систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);

6) стремление к диалогу при организации работы с родителями;

7) выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

8) «открытость» ДОУ для родителей;

9) осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

1) стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;

2) минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;

3) изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе);

4) сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;

5) нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;

6) организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

7) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;

8) использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.

Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает:

1) формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

2) отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей;

3) изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);

4) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;

5) организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников

6) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;

7) отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;

8) неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.

    Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.

Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/07/03/osobennosti-...

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/23/vzaimodeystvie-dou-i-semi-v-...

 

МБДОУ Детский сад № 40 «Радуга» Саров

воспитатель Гуменюк И.В.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

E:\диск д2\занятия\Взаимодейст ссем\images.jpg

 «Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»

1.Современные подходы к процессу взаимодействия ДОУ с семьей в контексте в ФГОС.

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
     В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОСДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений  с  учётом  образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и  педагогов.
        В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
 •    информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей  дошкольного  образования,  общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в  образовательную деятельность;  
 •    обеспечить открытость дошкольного образования; 
 •    создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
 •    поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их  здоровья;
 •    обеспечить вовлечение  семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том числе   посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
 •    создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными  представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.

        Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий во спитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.

На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Важной составляющей диалогических отношений является конгруэнтность – способность общающихся искренне выражать испытываемые ими чувства. При этом реализуется принцип позитивного безусловного принятия другого человека.

Взаимодействие предполагает также без оценочный стиль отношений. Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической «грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность (секретность, доверительность) предполагает:

       готовность педагога терпимо относиться к тому, что члены семьи воспитанников по разным причинам могут скрыть от него существенную информацию;

        предотвращение от приватных связей с членами семьи.E:\диск д2\занятия\Взаимодейст ссем\images.jpg

К новым подходам к взаимодействию относится также учет личного опыта родителей.

Актуальной сегодня является ориентация в содержании общения на проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий родителей в знаниях. Что в хорошем смысле слова означает, что педагог «идет на поводу» у родителей.

Так же это доверительность отношений между педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация последних, которая предполагает освобождение от старых взглядов, появление рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его, нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.

Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.

К новым принципам взаимодействия относится вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении как новых тем, так и старых в новом звучании.

Сегодня и всегда содержание взаимодействия педагогов и родителей определяется целями и задачами воспитания подрастающего поколения, стоящими перед обществом, приоритетностью общественного или семейного воспитания.

Задача формирования у родителей одного из компонентов педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место воспитуемого, посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает складывать родительская позиция. От сформированности этого умения зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка, успех их дальнейшей воспитательной деятельности.

Сформированные у родителей стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности, которая предполагает интегрирование разных аспектов личного родительского опыта:

когнитивного;

эмоционального;

сенсорного;

коммуникативного;

рефлексивного и др.

 

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные знания на практике, сформированность педагогической рефлексии.

Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.

2. Формы взаимодействия ДОУ с родителями

 

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формыТрадиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм. К ним относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;E:\диск д2\занятия\Взаимодейст ссем\images.jpg

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование, «Почтовый ящик», информационные корзины, куда родители могут помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Спортивный праздник с родителями», «Дог-шоу», организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся «КВН», «Педагогическое поле чудес», «Театральная пятница», «Педагогический случай», «Что, где когда?», «Круглый стол», «Ток-шоу», «Телефон доверия», «Викторины», и др. Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся тренинги, практикумы, дискуссии.

О нетрадиционном проведении родительских собраний мы говорим в том случае, если педагог относится к родителям как к партнерам по общению, учитывает их опыт воспитания, потребности в знаниях, использует методы активизации.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Например, это Дни открытых дверей. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить записи на диске; просмотр видеороликов, выставки детских работ. Сюда же относятся совместные выставки детских рисунков и фотографий на тему «Моя семья на отдыхе», «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей. Совместно с родителями оформляются коллажи при помощи современных технологий. Практикуется переписка с родителями при помощи электронной почты, обмен фотографиями. Активно используются возможности фотошопа, фотографии демонстрируются на электронных носителях. К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.

Задачи информационно-просветительской формыблизки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу. Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, являетсяподключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории ДОУ, возят дошкольников на представления, экскурсии в выходные дни, совместно посещают музеи.

Предложенную классификацию можно дополнить формаминаправленными на формирование родительской позиции:

рисование на тему: «Какая я мама?»;

формулировка своей концепции воспитания;

анализ собственных педагогических находок, неудач;

обмен опытом в кругу единомышленников;

создание книги о своем ребенке с его автопортретом на обложке.E:\диск д2\занятия\Взаимодейст ссем\images.jpg

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Сейчас участники педагогического процесса активно используют мультимедиа, Интернет.

Применяемые методы активизации предполагают возникновение интереса к предлагаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении. Методы активизации, или активные методы, уменьшают давление шаблонов и стереотипов.

В качестве примера методов активизации родителей в процессе взаимодействия можно назвать:

вопросы к родителям в связи с излагаемым материалом;

постановка дискуссионных вопросов;

предложение для обсуждения двух различных точек зрения.

        Благодаря применению активных методов родители оказываются в исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

К методам формирования педагогической рефлексии, то есть осознанного отношения к воспитанию относятся:

анализ педагогических ситуаций;

анализ собственной воспитательной деятельности;

решение педагогических задач;

метод домашних заданий;

игровое моделирование поведения.

Эти методы формируют родительскую позицию, повышают активность родителей, актуализируют полученные ими знания. Их можно использовать в процессе общения педагога с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения на групповых родительских собраниях, в ходе индивидуальных бесед и консультаций. Для анализа подбираются типичные ситуации, вопросы направлены на анализ педагогического явления: условия, причины, последствия, мотивы, на оценку явления. Можно использовать в работе с родителями метод игрового поведения.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных. В процессе разных форм используются методы активизации родителей и методы формирования педагогической рефлексии.

3. Неблагоприятные семьи.

Неблагополучные семьи — в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей страдают неврозами.
Педагоги дошкольного учреждения, которое посещает ребенок из неблагополучной семьи, не могут оставаться равнодушными к его судьбе, его воспитанию. Какие семьи относятся к неблагополучным? Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию так, как это необходимо социалистическому обществу.
Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, называют семьями социального риска, поскольку поведение их взрослых членов, их образ жизни не соответствуют требованиям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

Но не всегда неблагополучие может проявляться столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях — об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику.

Есть и другой тип неблагополучия: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.

К неблагополучным должны быть отнесены и семьи, где к ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться, в том числе и с собственными родителями.

Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.

В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело. В детском саду они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Образовавшаяся в результате развода неполная семья может стать неблагополучной. Обследование семей показало, что 50°/о «трудных» детей — это дети из неполных семей.

Обычно у родителей, злоупотребляющих алкоголем, низкий профессиональный уровень, причем у отцов он ниже, чем у матерей. У большинства отцов в прошлом было трудное детство. Это подтверждает влияние детских лет на развитие личности. У родителей-алкоголиков низок и культурный уровень: досуг они посвящают застолью, играм в карты и т. п. Отцы не ходят с детьми на прогулки, не читают им книг.

В большинстве неблагополучных семей мужья не принимают участия ни в ведении домашнего хозяйства, ни в уходе за детьми Все хозяйственные и родительские заботы ложатся на плечи матери. Это ведет к ее переутомлению, раздражительности, что вызывает ссоры и, в конечном итоге, пагубно отражается на неокрепшей нервной системе ребенка. В то же время родители считают, что создают детям все условия: дети одеты, накормлены, у них есть книжки, игрушки.

Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения го взрослыми и детьми, усвоение программы. Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребенка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребенок и его родители требуют особого внимания. Такие семьи воспитатель посещает в первую очередь.

Однако одного посещения недостаточно: воспитатель не всегда может стать свидетелем конфликтов, пьянства (родители стараются скрыть это от посторонних). Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы отдельно с каждым из его членов о причинах отклонений в поведении и развитии ребенка, беседы с ребенком о его играх и занятиях дома, о том, как он проводит время вечером, в выходные дни. Полученную таким путем информацию нельзя использовать для воздействия на родителей, так как это может спровоцировать внутрисемейные конфликты, закрыть пути для доверительных контактов с семьей. Информация о неблагополучной семье служит педагогу прежде всего для определения направления, содержания и методов работы с ней.

Для целенаправленности работы и систематического анализа ее результатов все неблагополучные семьи берутся на учет, на каждую семью заводится карточка, где фиксируется: состав семьи, жилищные и материальные условия, образование родителей, их культурный уровень, отношение к воспитанию, характер внутрисемейных взаимоотношений, общая обстановка в семье, условия для игр и занятий ребенка, а также проведенные и планируемые мероприятия, направленные на устранение неблагополучия в семейном воспитании, положительные изменения. Систематический контроль осуществляется путем посещения семей воспитателем, при необходимости привлекаются члены родительского комитета, медицинские работники, представители роно, общественные организации, шефы. Результаты посещений регулярно обсуждаются совместно с родительским комитетом и другими заинтересованными лицами.

Эффективности работы способствует разделение неблагополучных семей на группы в зависимости от причин и характера неблагополучия: алкоголизм, аморальный образ жизни родителей; конфликтность внутрисемейных отношений; безответственность, педагогическая безграмотность родителей. Для каждой группы определяются конкретные задачи и методы воздействия.

Наибольшую трудность представляет работа с первой группой семей. Деятельность дошкольного учреждения, безусловно, не может подменить деятельности правоохранительных органов, администрации предприятий и учреждений, где работают родители, а также партийных, профсоюзных, комсомольских организаций, женсовета, но детский сад должен быть активным участником той комплексной работы, которую совместно проводят эти организации. Дошкольное учреждение чаще всего первым выявляет семьи, где пьют родители. В особо серьезных случаях работники детского сада первыми сигнализируют милиции, районному отделу народного образования о неблагополучии в семье. Совместно с правоохранительными органами и общественными организациями дошкольное учреждение ведет работу с семьей, оказывает ей помощь, осуществляет контроль за жизнью и воспитанием ребенка. Детский сад устанавливает связь с администрацией, партийной и профсоюзной организациями тех предприятий, где работают родители, а также с участковым милиционером, с опорным пунктом охраны общественного порядка. Приглашение родителей для беседы на заседание родительского комитета с участием представителей администрации и общественности дошкольного учреждения, предприятия, милиции, как показывает практика,— весьма эффективная мера воздействия. В случае необходимости возбуждается ходатайство о принудительном лечении родителей.

Для второй группы неблагополучных семей, как уже говорилось, характерны постоянные ссоры или скрытые конфликты, взаимная недоброжелательность, раздражение. Хотя мать и отец заботятся о ребенке, но вместе с тем они не понимают, что калечат его характер, травмируют психику. Обычно такие родители считают, что атмосфера постоянной вражды на детях не сказывается. При посещении эти семьи кажутся вполне благополучными: родители приветливы с воспитателем, заметен материальный достаток в семье, у детей есть игрушки, книги, пособия для занятий. Но даже при внешне благоприятных условиях опытный педагог улавливает напряженность, недоброжелательность между супругами, их разногласия в подходе к воспитанию ребенка. Естественно, в таких условиях, ребенок приобретает отрицательный жизненный опыт, усваивает тон, манеру общения родителей, враждебное, недружелюбное, недоверчивое отношение к окружающим.

...Семья Марины, состоящая из четырех человек (трое взрослых и ребенок), занимает двухкомнатную квартиру: в одной комнате живет мать Марининого отца, во второй — Марина с родителями. На первый взгляд отношения между взрослыми нормальные, но как только педагог заводит речь о трудном характере Марины, начинаются взаимные обвинения в плохом воспитании девочки. Последующие беседы в детском саду отдельно с каждым членом семьи выявили, что в семье постоянные конфликты между родителями Марины, ее мамой и бабушкой. У взрослых разные требования к девочке. После очередной ссоры Маринина мать уходит с ней к своей матери, делая дочь орудием воздействия на мужа и свекровь. Стало понятно, почему в детском саду Марина ведет себя агрессивно, постоянно обижает детей, которые отвечают ей нежеланием общаться, играть с нею.

Обычно родители этой группы семей стараются скрыть конфликты, создать видимость благополучия, не выносить сор из избы. Понимая всю пагубность таких внутрисемейных отношений для нравственного развития детей, воспитатели дошкольных учреждений не могут оставить их без внимания. В работе с данной группой семей необходимо: показать родителям отрицательное влияние их взаимоотношений на поведение ребенка, повысить чувство ответственности за его нравственное воспитание, вызвать у родителей желание создать ребенку нормальную обстановку в семье. Наряду с консультациями, на которые приглашаются все родители и где идет разговор о культуре взаимоотношений супругов и их влиянии на детей, следует проводить и индивидуальные беседы. Для этого необходимо хорошее знание условий воспитания ребенка в семье, постоянное общение с родителями, установление доверительных отношений с ними. Беседы можно проводить во время прихода родителей в детский сад для оказания конкретной помощи — утепления окон, починки игрушек и т. п. В этом случае обстановка будет располагать к беседе о ребенке, его качествах, поведении в детском саду и дома, о том, что в семье положительно воздействует на него, а какие влияния нежелательны. Особое внимание обращается на взаимоотношения взрослых.

К третьей группе относятся семьи, где родители безответственно относятся к воспитанию детей, отсутствует должный контроль за ними. Нередко это семьи, в которых не сложились отношения, родители разошлись и образовалась неполная семья — мать и дети.

...Мать пятилетнего Игоря, когда ее оставил муж, занялась устройством своей личной жизни, перестала уделять внимание сыну. Мальчик свободное от посещения детского сада время проводил на улице, домой приходил поздно, но мать это не волновало. Обеспокоенные воспитатели приходили к ней домой, приглашали для бесед в детский сад, но она от встреч уклонялась или утверждала, что занимается воспитанием сына. К работе с этой матерью был подключен актив родителей группы, которую посещал Игорь. По настоянию родителей его мать пришла в детский сад в день открытых дверей. Она наблюдала за своим сыном во время занятий, дежурства, игр. После этого воспитатели анализировали вместе с ней знания и умения Игоря, сравнивали его с другими детьми. Мать вынуждена была признать, что трудовые навыки у Игоря низкого уровня, он плохо усваивает программу, игры его малосодержательны, сравнение его с другими детьми явно не в пользу Игоря. Забота воспитателей и актива родителей о судьбе мальчика, неоднократные посещения его дома, воздействие на материнские чувства постепенно оказывали влияние на отношение матери Игоря к воспитанию сына: у него появились игрушки, книжки, налаживался режим. Родители, живущие по соседству, отмечали, что в выходные дни мать с сыном ходила в кино, в парк. У нее появились вопросы к воспитателям, она начала посещать родительские собрания, консультации.

Таким образом, в работе с родителями этой группы решаются следующие задачи: повысить их ответственность за воспитание ребенка, пробудить у них интерес и желание заниматься с ним, вызвать желание сотрудничать с детским садом.E:\диск д2\занятия\Взаимодейст ссем\images.jpgE:\диск д2\занятия\Взаимодейст ссем\images.jpg

4. Критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.

E:\диск д2\занятия\Взаимодейст ссем\images.jpg

        Анализ психолого-педагогической литературы и изучение практики работы ДОУ позволили нам выделить критерии оценки взаимодействия детского сада и семьи.

       Для проведения такой оценки мы предлагаем проанализировать ряд документов ДОУ, в которых находят отражение планируемые и проводимые мероприятия по взаимодействию с семьей (годовой план, календарные планы воспитательно-образовательной работы, протоколы родительских собраний).

      Критерии анализа годового плана:

1) планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

2) учет интересов и запросов родителей при планировании содержания мероприятий;

3) планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;

4) разнообразие планируемых форм работы;

5) планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с семьей; разнообразие форм методической помощи педагогическим кадрам в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы, семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры, тренинги и т.д.);

6) выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных педагогов с семьями воспитанников внутри учреждения, микрорайона, округа;

7) выявление передового опыта семейного воспитания и распространение его внутри дошкольного учреждения, внутри микрорайона, в округе.

        Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

1) планирование содержания мероприятий на основе учета интересов, нужд, потребностей родителей;

2) разнообразие планируемых форм работы с семьей;

3) наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

      Критерии анализа протоколов родительских собраний:

1) разнообразие тематики и форм проведенных собраний;

2) отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);

3) учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

     Предложенные нами критерии анализа документов позволяют определить: учитывает ли ДОУ их потребности семьи, наполняет мероприятия содержательным и интересным для родителей материалом, стремится ли к постоянному повышению компетентности педагогов в области взаимодействия с родителями. Подтверждением того, что планируемые мероприятия действительно реализуются, являться фактический материал: сценарии и конспекты, фото- и видеоматериалы.

     Неформальный подход к организации взаимодействия педагогов и родителей требует учета особенностей каждой семьи, т.е. индивидуального подхода. Для анализа данного вопроса мы также предлагаем ряд критериев:

1) проведение в ДОУ социологических срезов для получения данных о семьях;

2) изучение уровня педагогической культуры родителей и стилей семейного воспитания;

3) использование разнообразных форм коллективной и индивидуальной работы

4) изучение запросов, нужд, интересов родителей;

5) выявление, обобщение, внедрение передового опыта семейного воспитания;

6) изучение мнения родителей о работе ДОУ и взаимодействии с педагогическим коллективом.

Для осуществления полноценной оценки важно также выяснить мнение родителей о качестве работы ДОУ, о трудностях, которые возникают у воспитателей при взаимодействии с родителями. В этом способны помочь различные тесты и анкеты.

        По нашему мнению, оценка состояния взаимодействия дошкольных учреждений с семьями позволяет условно подразделить детские сады на три уровня: высокий, средний и низкий. Мы предлагаем следующие параметры.

Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

1) отсутствие формализма в организации работы с семьей;

2) учет социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании работы учреждения;

3) социологический анализ контингента семей воспитанников (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.) и учет его особенностей в планировании работы;

4) использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;

5) систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с педагогическими кадрами);

6) стремление к диалогу при организации работы с родителями;

7) выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;

8) «открытость» ДОУ для родителей;

9) осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:E:\диск д2\занятия\Взаимодейст ссем\images.jpg

1) стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников, при доминирующей роли педагогов и наличии формального подхода к планированию работы по данному разделу;

2) минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;

3) изучение социального профиля семей воспитанников (без активного использования полученных данных в работе);

4) сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы, при большем акценте на традиционные формы;

5) нерегулярное проведение работы по повышению квалификации педагогов в области взаимодействия с семьей;

6) организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

7) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;

8) использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.

Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей предполагает:

1) формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

2) отсутствие учета в работе интересов и потребностей и запросов родителей;

3) изучение социального профиля семей воспитанников (без использования полученных данных в работе);

4) бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;

5) организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников

6) отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространения среди родителей других воспитанников;

7) отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей в области взаимодействия с семьей;

8) неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить непосредственное общение с родителями материалами различных стендов.

    Определение уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников дает возможность руководителям и педагогическому коллективу, с одной стороны, поделиться опытом успешного общения с родителями, а с другой - обратить более пристальное внимание на вопросы, требующие существенной доработки. Такой дифференцированный подход, по нашему мнению, может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.

Интернет ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/07/03/osobennosti-...

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/04/23/vzaimodeystvie-dou-i-semi-v-...

МБДОУ Детский сад № 40 «Радуга» Саров

воспитатель Гуменюк И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по ФГОС образовательная область "Физическое развитие" "Здоровые зубки для первой младшей группы

Занятие для детей 2-3 лет, по подгруппам для старшей подгруппы введены усложнения....

Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

Методическая разработка "Реализация ФГОС через игровую технологию интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста"

Ориентированность федерального государственного образовательного стандарта и образовательной программы на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, на развитие личности и реализацию ...

Методическая разработка ОО ФГОС ДО «Познавательное развитие» старшая группа (5 - 6лет) «Сравнение свойств и качеств бумаги и ткани»

Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств окружающей действит...