Программа по саморазвитию Тема: « Сенсорное воспитание в ДОУ в условиях реализации ФГОС»
рабочая программа (младшая группа)

Новоселова Вера Поликарповна

Сенсорное воспитатение ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойства предметов: их форме, цвете и тд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_2018-2023.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  № 4 «СОЛНЫШКО»

Программа по саморазвитию на 2018-2023 уч. г.

Тема: « Сенсорное воспитание  в ДОУ в условиях реализации ФГОС»

                                                     

                                                                        Воспитатель  Новоселова Вера Поликарповна

                                                              р.п.Тонкино

                                                                 2018 г.

Цель: создание развивающей среды, обеспечивающей развитие сенсорных эталонов вкуса, слуха, запаха, зрения и тактильных ощущений.

                                 

Задачи:  

 - научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Ожидаемые результаты:

— закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;

— положительная динамика в математическом развитии детей;

— совершенствование предметно-развивающей среды.

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Этапы работы.

План повышения профессионального уровня 2018-2019 г.

                    1.Информационно - педагогический блок.

Изучить книгу:

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1978

Сентябрь                                                                    

 Изучить книгу:

- Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание № 2 - 2005

Октябрь

Изучить книгу:

- Сольцева О. Г. “Наши помощники – органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-2007

Ноябрь

Посещение городских методических объединений

В течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами

В течение года

2.Работа с детьми

 Развитие сенсорных эталонов цвета Дидактические игры, направленные на развитие цветовосприятия

Октябрь

  Развитие сенсорных эталонов формы Дидактические игры, направленные на развитие восприятия формы

Ноябрь

 Развитие сенсорных эталонов величины Дидактические игры, направленные на развитие восприятия величины

Декабрь

Диагностика уровня развития сенсорных способностей детей 4 – 5 лет

Развитие сенсорных эталонов вкуса Диагностика по методике Л. Венгера «Проверяем сенсорные способности»

 Развитие тактильных ощущений посредством песка и воды.                                    

Развитие тактильной чувствительности стоп ног дошкольников. Развивающий центр песка и воды.

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

Развивающее оборудование «Тактильная дорожка»

Январь

 Развитие сенсорных эталонов обоняния.

Развитие сенсорных эталонов зрения. Упражнения и игры в развивающем центре «Территория запахов»

Экспериментирование с водой.

Опыт «Разноцветная вода».

Опыт «Прозрачность воды».

 Развитие сенсорных эталонов вкуса.

Развитие тактильных ощущений дошкольников.

Развитие сенсорных эталонов звука. Развивающие упражнения на развитие вкусо различение

Упражнения с развивающим оборудованием «Настенное панно»

Упражнения на развивающем оборудовании «Тактильная стена»

Развивающие упражнения с использованием дидактического оборудования «Звукарик – шумовик»

Развитие сенсорных эталонов обоняния и вкуса. Развивающие игры и упражнения на развитие эталонов вкуса и запаха

Март

Апрель

Май

                          3.Работа с родителями.

 Изучение уровня осведомленности родителей о сенсорном воспитании Анкетирование

Октябрь

 Актуализация представлений о сенсорном воспитании и развитии Папка - передвижка

Декабрь

 Обогащение представлений родителей о развивающей среде по развитию чувственного восприятия. Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорика»

Февраль

Развивающие игры для дома.

Разработка авторских игр для развития сенсорных способностей. иная: учимся мастерить»

Выставка дидактических игр по сенсорике, направленных на развитие эталонов чувственного восприятия.

Апрель

Оценка уровня сенсорного развития детей.

Отчет о проделанной работе за год.

Май

4. Работа с педагогами.

Анкетирование педагогов

Сентябрь

  1. Консультация для педагогов «Сенсорное воспитание дошкольников»

Декабрь

Открытое занятие по сенсорному  воспитанию «Вода и её свойства».

Февраль

Консультация для педагогов:

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»

Апрель

     

План повышения профессионального уровня  2019-2020 г.

                      1.Информационно - педагогический блок.

Изучить книгу :                            

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. – М.: Просвещение, 1988.

Сентябрь

Посещение городских методических объединений

В течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами.

В течение года

2.Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка

Сентябрь

Специальные занятия по сенсорному воспитанию

Октябрь

  1.  Занятие по сенсорному воспитанию в старшей группе «Три волшебных цвета»

Ноябрь

  1.  Занятия по сенсорному воспитанию с развитием математических представлений «Спасение Царевны Лягушки»

Декабрь

  1. занятия по сенсорному воспитанию в старшей группе «Кто быстрее?»

Январь

  1. Занятие по сенсорному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну Чувств».

Февраль

  1.   Занятие по сенсорному воспитанию «Путешествие по сказке»
  2.    Занятие по сенсорному воспитанию в старшей группе «Сказка про тёплые и холодные цвета»                                                             

Закрепление пройденного материала

Март

Апрель

Май

3.Работа с родителями.

Анкетирование родителей

Сентябрь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Ноябрь

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

Январь

Папка- передвижка с фотографиями детей  « Сенсорные игры».

Март

Оценка уровня сенсорного развития детей.

Отчет о проделанной работе за год.

Май

4. Работа с педагогами.

Анкетирование педагогов

Сентябрь

Консультация для педагогов:

«Удивительный мир сенсорной комнаты».

Декабрь

Открытое занятие по сенсорному воспитанию: «Поможем колобку и его друзьям-лесным гномикам».

Февраль

Консультация для педагогов: «Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания»

Май

План повышения профессионального уровня 2020-2021 г.

1.Информационно- педагогический блок.

Изучить книгу:

Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. 

Сентябрь

Изучить книгу:

 Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.:Питер,2002. –

Октябрь

Посещение городских методических объединений

В течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами.

Работа по требованиям ФГОС

В течение года

2.Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

В течение года

 Дидактические игры на интеллектуальное развитие: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый лишний», «Путаница? ».

Сентябрь-Октябрь

Дидактические игры на  развитие внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».

Ноябрь- Декабрь

Дидактические игры на  развитие восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года? », «Кто не на месте? », «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».

Январь- Февраль

Дидактические игры на  развитие речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет? », «Разноцветный сундучок».

Март- Апрель

  1. Закрепление пройденного материала.

Май

                                  3.Работа с родителями.

Анкетирование родителей

Сентябрь

Конкурс подделок «Наш урожай».

Октябрь

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Создание условий для сенсорного развития детей в условиях семьи».

Ноябрь

Мастер-класс для родителей по изготовлению дидактического материала  «Игры своими руками».

Март

Отчет о проделанной работе за год.

Май

4. Работа с педагогами.

Анкетирование педагогов

Сентябрь

Консультация для педагогов

«Работа в условиях  реализации ФГОС

по сенсорному воспитанию  дошкольника».

Декабрь

  1. Открытое занятие по сенсорному  воспитанию  « В заколдованном лесу» 

Февраль

 Отчет о проделанной работе по сенсорному воспитанию детей в  группе.

Май

План повышения профессионального уровня 2021-2022 г..

                       1.Информационно- педагогический блок.

Изучить книгу: Высокова Т. П. «Сенсомоторное развитие

детей раннего возраста». – Волгоград,

2011.

Сентябрь

Изучить книгу: Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей

раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013

Октябрь

Посещение городских методических объединений

В течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами.

Работа по требованиям ФГОС .

В течение года

2.Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка

В течение года

Проведение игр:

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

«Чудесный мешочек»

«Определи на ощупь» (найти предметы различающиеся по одному признаку).

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

«Найди пару»(предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)

Сентябрь- Октябрь

Дидактичекие игры и упражнения для закрепления понятия формы.

«Найти предмет указанной формы» (ребенку предлагается найти картинки с изображением педметов по форме похожих на заданную форму).

«Найти предмет такой же формы»(учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)

«Какая фигура лишняя?»(определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур).  

Ноябрь-Декабрь

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте»

«Самая длинная, самая короткая».(предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной).

«Разноцветные кружки»(предложить положить кружки начиная от самого большого, так чтобы был виден цветпредыдущего кружка).

« В какую коробку?»(распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти разным коробкам в зависимости от размера).

«Дальше-ближе»(предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие дальше),  

Январь - Февраль

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало?»

«Какого цвета предмет?»(предложить подобрать необходимый предмет для предмета).

«Собери гирлянду»(предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом).

«Какие в употреблении слов,обозначающих цветовые оттенки)цвета использованы?»( показывая изображения предметов одного цветаи его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающие цветовые оттенки).

Март-Апрель

Закрепление пройденного материала

Май

 

3.Работа с родителями.

Проведение консультации для родителей

«Адаптация ребенка к условиям ДОУ» и

«Сенсорное воспитание детей раннего

возраста».

Октябрь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Ноябрь

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

Консультатция для родителей «Сенсорные игры малышей».

Январь

Отчет о проделанной работе по сенсорному воспитанию детей в  группе.

Май

                         

4. Работа с педагогами.

Анкетирование педагогов

Сентябрь

Презентация «Сенсорное воспитание

ребенка раннего возраста».

Декабрь

Открытое занятие по сенсорному  воспитанию   «Потерянные бусы».

Февраль

Консультация для педагогов: Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр».

Май

План повышения профессионального уровня 2022-2023 г..

               1.Информационно- педагогический блок.

Изучить книгу:

Сентябрь

Изучить книгу:

Октябрь

Посещение городских методических объединений

В течение года

Изучение опыта работы сетевых сообществ для обмена опытом с другими регионами.

Работа по требованиям ФГОС .

В течение года

2.Работа с детьми

Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка

В течение года

 Бегите ко мне! - учить детей находить предмет определенного цвета по образцу (зрительное соотнесение) развивать внимание

- Разложи по коробочкам - учить находить предмет определенного цвета по образцу (шарики, бусинки, пуговиц)

- Четвертый лишний - закреплять знания цветов

Сентябрь- Октябрь

Форма предметов

- Зрительное восприятие формы - знакомство с эталонами плоских геометрических фигур

- Эталоны геометрических форм - знакомство с названиями и использованием различных фигур

Ноябрь-Декабрь

- Разложи фигуры по местам! - познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом; учить подбирать нужные формы разными методами

- Веселый поезд - познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом; учить подбирать нужные формы разными методами

- Катится - не катится - познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром

Январь

 Фигуры играют в прятки - познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром; учить подбирать нужные формы

- Почтовый ящик - познакомить с объемными геометрическими фигурами разной формы; учить подбирать нужные формы

- Башни - познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм

Количество предметов

- «Один – много» - познакомить с количеством на базовом уровне

- «Полное – пустое»- научить определять количество различных жидкостей, которое определяется на глаз

- Зайцы и лисы - учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.

 Собираем шишки - учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало

- Песочница - учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, одинаково

- Наполни кувшин - учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много

Февраль

Март

Апрель

Закрепление пройденного материала

Май

3.Работа с родителями.

Анкетирование родителей .

Сентябрь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Ноябрь

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями.

В течение года

 Консультация для родителей «Сенсорные игры в детском саду».

Март

Отчет о проделанной работе по сенсорному воспитанию детей в  группе.

Май

4. Работа с педагогами.

Анкетирование педагогов

Сентябрь

Консультация для педагогов: «Сенсорное развитие дошкольника в познавательно-практической деятельности».

Декабрь

Открытое занятие по сенсорному воспитанию: «Волшебный мешочек».

Февраль

  1. Консультация для педагогов: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ

Проблема  воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная проблема приобретает особую актуальность. Социально - э...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...