Статья "Воспитание дружбы"
статья

Корнюшкина Татьяна Евгеньевна

Дружба – это своеобразный моральный опыт ребенка, содействующий развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_druzhby.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Воспитание дружбы

     Дружба – это своеобразный моральный опыт ребенка, содействующий развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения.

     Первые дружеские связи возникают и протекают в игре. Придя в детских сад, трехлетний малыш спешит к тому сверстнику, с которым вчера интересно играл. Он радуется встрече с ним, улыбается, что – то рассказывает ему.

     Трехлетние дети еще не предъявляют никаких требований к личным качествам и способностям своих товарищей, они еще не осознают своих отношений и не понимают значения слова дружить, но выражают желание играть только с определенным ребенком.

     В обществе сверстников дети оживляются, становятся активнее, самостоятельнее, инициативнее. Но поскольку каждый ребенок наделен индивидуальными интересами и способностями, то не все дети с одинаковой полнотой удовлетворяют игровые запросы друг друга.

     В игре возникают и укрепляются детские коллективы. Ребята узнают друг друга, выбирают себе друзей, учатся согласовывать свои интересы с желаниями товарищей.

      В процессе игровой деятельности симпатии детей углубляются, перерастая постепенно во взаимную привязанность. Взаимодействие между детьми, объединяющимися на основе интереса друг к другу, личной симпатии, является наиболее устойчивым и благоприятным для развития игр. Если ребята дружат, то их отношения не исчерпываются только игрой. Они продолжают быть внимательными друг к другу и в повседневной жизни.

     Дружба детей трехлетнего возраста в большинстве случаев длится недолго и часто угасает без видимых на то причин, поэтому ее можно рассматривать как проявление более или менее устойчивых симпатий. Иногда наблюдаются случаи продолжительных отношений, когда, возникнув в раннем возрасте, дружба длится в течение всего дошкольного возраста. Дети в таких случаях практически усваивают первые нравственные правила: играть дружно, не ссориться, доброжелательно относиться к товарищам, откликаться на их просьбы.

     В возрасте пяти лет интерес детей к игре в обществе сверстников заметно усиливается.

Любая игрушка, попавшая в руки ребенка, побуждает его кому – то показать её, оценить вместе  с товарищами. В пятилетнем возрасте формируются и первые представления ребенка о положительных и отрицательных качествах сверстника. Это сказывается                  и на отношениях детей в играх: выбор товарищей становится мотивированным. С одними сверстниками дети играют охотно и продолжительно, с другими, несмотря на рекомендации воспитателя, неохотно, а иногда даже не желают принимать их в игру.

       Среди мотивов, побуждающих детей к дружбе, удовольствие от общения в игре занимает первое место. Ребята начинают подчеркивать положительные качества своих сверстников: «она хорошая, не ссорится»; «она дает игрушки»; «он меня не обижает, играет со мной». И хотя дети еще не могут оперировать такими понятиями, как «доброта», «отзывчивость», «чуткость», они выделяют из общей группы тех ребят, с которыми приятно и интересно играть.

        Дружеские отношения способствуют становлению способности понимать, оценивать себя. При этом самопознание осуществляется не через выявления своих возможностей в практической деятельности, что возникает значительно раньше, а через раскрытие отношений к другим детям. Это высокий уровень.

         В играх детей старшей группы глубже отображаются явления общественной жизни, трудовая деятельность взрослых. Общий интерес к игре – главный источник возникновения симпатии, а затем и дружбы. Одним из важнейших мотивов, побуждающих к дружеским отношениям, является умение хорошо играть. Это умение дифференцируется на отдельные компоненты, среди которых пятилетние дети отдают предпочтение творческим способностям друга, его положительным навыкам: оказывать помощь товарищам, не ссориться, не отнимать игрушки. Если ребенок много знает о содержании игры, ее правилах, действиях и персонажах, то он обязательно вызовет у определенной группы сверстников желание играть с ним.

         Дружба способствует формированию определенных нравственных качеств ребенка: взаимопонимания, уступчивости, взаимопомощи.

         Дети шестилетнего возраста в своих  играть глубже воспроизводить явления общественной жизни, их привлекают события яркие, героические. Чем инициативнее и самостоятельнее партнеры, тем быстрее возникает игра; чем больше проявляют они творчества, тем богаче содержание игры и ее оснащенность необходимыми атрибутами; чем глубже знания и представления детей, тем ярче отражаются в игре события и отношения персонажей. Дети шестилетнего возраста дифференцированно относится к своим сверстникам, осознанно подходят к выбору друзей.

       В подготовительной к школе группе количество отдельных детских объединений, основанных на взаимной симпатии, как правило, значительно больше, чем в других возрастных группах, и они включают большее число детей. Дошкольники седьмого года жизни уже начинают понимать дружбу как форму взаимоотношений. И хотя их представление о дружбе находится на уровне оценки только внешних проявлений (помогать друг другу, не ссориться и т.д.), без проникновения в самую сущность ее, это качественно новое явление в развитии детей имеет огромное значение.

      Если дети младшего и среднего дошкольного возраста ограничиваются лишь констатацией факта, что дружить лучше с тем, кто «хорошо играет», то в подготовительной к школе группе начинается дифференциация этого понятия.

        Положительные качества детей, проявленные в игре, служат своеобразным стимулом для возникновения дружбы, а затем и новых совместных творческих игр. Наиболее высоко ценится взаимопомощь, трудолюбие, доброта, выдержка, смелость, умение мирно разрешать конфликты.

        Если в группе созданы необходимые условия для игровой деятельности, а педагогическая атмосфера (внимание взрослых к играм, положительная оценка дружбы и т. д.) благоприятствует общению детей, симпатии перерастают в стойкие отношения, которые мы называем дружбой.

  С одной стороны, в дружбе проявляются нравственные качества ребенка, с другой – она содействует развитию навыков позитивного поведения, углублению нравственных чувств.

 Дружеские взаимоотношения успешнее развиваются в тех коллективах, где игры детей интересны, разнообразны по тематике, пользуются вниманием взрослых.

      Общий устойчивый  интерес к какой – либо игре объединяет детей. Задача

воспитателя – развивать игры, которые создавали бы наибольшую возможность для воплощения детских интересов, для выявления их способностей и знаний. Воспитатель создает необходимые условия, помогает договориться, подобрать нужные материалы,  и дети весело, интересно и длительно играют. Это способствует развитию дружеских отношений детей. Если дети охотно уступают, отказываются от личных желаний ради общего интереса, это свидетельствует о положительном влиянии дружбы на личность ребенка, на его поведение и поступки. Длительные игры укрепляют дружеские связи детей. Ребята сближаются настолько, что начинают испытывать потребность быть постоянно вместе.

      Возникнув в игре, дружба охватывает и другие сферы жизни дошкольника. Товарищеские отношения выступают как стимул различных действий и поступков, которые дети – друзья совершают без постороннего влияния, с желанием, готовностью. Следовательно, дружба становится не только формой взаимоотношений, но и мотивом поведения. Дети, у которых дружба имеет устойчивый характер, меньше нуждаются во внимании педагога к их личным отношениям со сверстниками. В данном случае задача воспитателя – способствовать обогащению содержательных игр, которые питают взаимоотношения дошкольников.

       Дружба обогащает чувства ребенка, развивает его потребности и интересы, укрепляет волевые черты характера. Заботливость, внимательность, чуткость по отношению к товарищу свидетельствуют о развивающейся нравственной активности ребенка, а если его действия и поступки, ранее касавшиеся только друга, теперь начинают распространяться и на других детей, то можно считать, что дружба оказала влияние и на формирование нравственных привычек.

       Дружба рождает желание не подвести товарища, не потерять его доверия, стать самому лучше, смелее, активнее. Дружба чутких, отзывчивых, внимательных, выдержанных, организованных, дисциплинированных детей со сверстниками, у которых еще не развиты эти качества, положительно влияет на последних, вызывая у них стремление  быть лучше.

       Таким образом, при формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Никакая другая деятельность, даже самые совершенные в методическом отношении занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра.

      Положительное влияние на развитие дружбы, особенно в старших группах, оказывает и детская литература. При этом воспитатель должен подбирать такие произведения, в которых рассказывалось бы о дружбе детей, и взрослых, чтобы в памяти ребят запечатлелись добрые поступки и отношения героев.

      Таким образом, воспитание дружбы – процесс длительный и сложный. Эта работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Только тогда он сможет педагогически правильно оценивать детские поступки, своевременно помогать детям развивать их замыслы, превращая их в интересные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружба,дружба...

Всё о дружбе...

Фестиваль народов Сибири "Дом Дружбы"(приложение к проекту "Дом Дружбы")

Для педагогов работающих в среденй группе по поликультурному воспитанию дошкольников....

Конспект занятия №1 "Начало дружбы. Встречаем гостей". Из проекта "Маршруты детской дружбы".

Тема занятия говорит о её цели, три группы встречаются и воспитатели знакомят детей друг с другом для дальнешего плодотворного сотрудничества с группами, всё это выражается в конечном совместном творч...

«Дружба – это хорошо, дружба – это весело!»

«Дружба – это хорошо, дружба – это весело!»...

Журнал для родителей "Творческая студия "Серпантин дружбы" в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы"

Руководители творческой студии "Серпантин дружбы" предлагают  фотоотчет и познавательный материал для родителей и педагогического сообщества в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы",...

Дружба не от дружбы близко живёт

Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы соответствующим нормам поведе...

Конспект ООД "«Дружба – наука, дружба – искусство, дружба – прекрасное доброе чувство»

Конспект данного занятия содержит в себе материалы духовно-нравственного содержания....