Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации».
консультация

Глушенкова Татьяна Владимировна

Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации». Поможет педагогом в работе с детьми по ранней профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_vystupleniya.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬОНЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Семинар - практикум

Тема: «Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками

по ранней профориентации»

Разработали и представили воспитатели: Гранько Наталья Ивановна

Глушенкова Татьяна Владимировна.

Заринск, 2019 год.

Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Приветствую вас на нашем семинаре.

 Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения. Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим?

Совершенно верно – это ИГРА, а какая игра поможет нам в развитие ранней профориентации у детей.

Правильно сюжетно- ролевая игра.

Сейчас я вас хочу пригласить поиграть в игру. Выходите уважаемые коллеги!!! (разложите атрибуты подходящие к нужным сюжетно – ролевым играм).

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенность сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Что же такое сюжет игры и роль?

Сюжет (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя. То есть сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль — в широком смысле, это описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках определенного процесса. Роль (искусство) — игра актера, воспроизводящая героя произведения.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике пантомиме.

Рассматривая сюжетно-ролевую игру, как форму ранней профориентации, изначально педагогу следует выяснить, в чем она заключается и какие её функции.  Просмотрев виды, ознакомившись с их целями, можно сделать вывод, что больше всего дети играют в игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Основная цель данного вида -  знакомство с общественной и трудовой жизнью людей, основанной на картине, которые дети могут наблюдать в повседневной жизни. Также сюжетно-ролевые игры данного вида, или какого – либо другого формируют у детей навыки коммуникации, способность находить общие темы, компромиссы в трудных ситуациях, чего так не хватает современным детям, общающимся в большей степени виртуально.

Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:

  • Соблюдение правил.
  • Социальный мотив игр.
  • В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
  • В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
  • Развивается воображение и творчество.
  • Развивается речь.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  • Игры на бытовые сюжеты: дом, семья, дни рождения.
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, цирк, театр и т.д.)
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (например, космические полеты).
  • Игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радиопередач.
  • «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.

При организации сюжетно-ролевой игры нужно учитывать возрастные особенности.

Вторая группа раннего возраста— предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.

Младшая группа — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.

Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.

Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.

Подготовительная к школе группа — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.

Этапы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста:

1 этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы, отгадывание загадок)

2 этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, обучения игровым действиям.

3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.

4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры:

  • - воспитатель должен играть вместе с детьми;
  • - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

Таким образом, игра подлинная социальная практика, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях все стороннего развития ребенка, формирование его положительных личностных качеств и социализации как сообщество людей. Игра ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего создания окружающий его мир.

Как много профессий чудесных

На нашей планете Земля!

И каждая из них интересна.

И каждая людям нужна.

В качестве примера, хотим предложить вашему вниманию, подборку сюжетно-ролевых игр. Может быть вам это пригодиться в вашей работе.

«Угости куклу Катю чаем».

Цель: - формировать умение детей действовать с предметами и игрушками в соответствии с их особенностями и назначением.

Задачи: - формировать знания детей о чайной посуде, названии продуктов;

- развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас детей.

Атрибуты к игре: кукла в нарядном платье, чайная посуда, муляжи продуктов.

Профессии, с которыми знакомит данная игра: официант, буфетчица, повар.

«Автобус».

Цель: - развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.

Задачи: - помочь создать игровую обстановку, воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения;

- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважение к труду водителя и кондуктора.

Атрибуты к игре: маленькие стулья, накидка «Автобус», руль, жилетка для водителя, сумка кондуктора, билеты, деньги.

Профессии, с которыми знакомит данная игра: водитель, кондуктор.

«Автосервис».

Цель: - отражение в игре сюжетов, связанных с деятельностью т взаимоотношениями людей в автосервисе, воспитание положительно эмоционального отношения к любому виду труда.

Задачи: - расширить представления детей о труде работников автосервиса;

- развивать в игре партнерские отношения, учить общаться.

Атрибуты к игре: макет игры «Заправка», «Автомойка», «Шиномонтаж», «Парковка».

Профессии, с которыми знакомит данная игра: администратор, мойщик, продавец, автомеханик, кассир, охранник, заправщик, водитель.

«Поликлиника».

Цель: - расширить у детей представление о труде работников поликлинике, формирование умения принять в игре полученные ранее знания о окружающей жизни.

Задачи: - привить у детей интерес к профессии врача, воспитывать чуткое внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Атрибуты к игре: медицинский костюм, рецепты, медицинские принадлежности (фонендоскоп, тонометр, градусник и т.п.), телефон, ноутбук

Профессии, с которыми знакомит данная игра: администратор, врач, регистратор, медсестра, фармацевт, санитарка.

«Сладкоежка».

Цель: - формирование умения играть в сюжетно ролевую игру «Сладкоежка».

Задачи: - познакомить детей с современными профессиями;

- формировать у детей умение готовить обстановку для игры и подбирать атрибуты к игре;

- учить выполнять свою роль до конца.

Атрибуты к игре: кухонная посуда, столовые приборы, муляжи готовой продукции, рабочая спец одежда, ручки и блокноты, меню, детская мебель, рекламная стена, кассовый аппарат, деньги, ценники.

Профессии, с которыми знакомит данная игра: повар, мойщик посуды, официант, бармен, администратор.

«Почта России».

Цель: - формирование представления детей работе почты и почтальона.

Задачи:

- воспитывать дружеские отношения в игре;

- познакомить детей с работой почты;

- совершенствовать диалогическую форму речи.

Атрибуты к игре: почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, коробка для посылок, бланки, квитанции, телефон, машина, строительный материал, весы, печати, компьютер, блокнот и ручки, газеты, деньги.

Профессии, с которыми знакомит данная игра: начальник почты, почтальон, оператор приемщик, сортировщик, водитель.

«Школа».

Цель: - познакомить дошкольников с сюжетно ролевой игрой «Школа». Расширять, уточнять и конкретизировать знания о школе.

Задачи:

- расширить и конкретизировать знания детей о школе;

- помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты);

- самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.

Атрибуты к игре: доска, портфель, школьные принадлежности, указка, кукла в форме школьника, мел, предметные картинки, звонок, букварь

Профессии, с которыми знакомит данная игра: учитель, директор, вахтер, техничка.

«Дом моды».

Цель: - формировать у детей умение играть в сюжетно ролевую игру «Дом моды».  

Задачи:

- расширить и закрепить знания детей о работе в Доме моды;

- учить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым замыслом и по окончанию заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив

- самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.

Атрибуты к игре: швейная машинка, компьютер, ткани, наборы содержащие нитки, иглы, пуговицы, выкройки, сантиметровая лента, гладильная доска, манекен, стойка для одежды, журналы мод, квитанции, телефон, блокнот и ручка.

Профессии, с которыми знакомит данная игра: художник модельер, закройщица, швея, портной, дизайнер, приемщик, менеджер, администратор, модель, директор.

«Фотоателье «Золотой Ключик»».

Цель: - ознакомление детей с профессией фотограф, с техническим средством фотоаппарат.

Задачи: - расширить и закрепить знания детей о работе фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважения.

Атрибуты к игре: фотоаппарат, зеркало, расческа, образцы фотографий, рамки для фотографий. Фотоальбомы, касса, деньги и чеки, многосторонняя ширма, аксессуары для переодевания.

Профессии, с которыми знакомит данная игра: фотограф, кассир, администратор.

«Ветеринарная клиника Дружок»

Цель: - обогащения и закрепление знаний о деятельности медицинского персонала в процессе лечения животных.

Задачи: - вызвать у детей интерес к профессии ветврач;

- научить правильно называть оборудование ветеринарного врача;

- развивать диалогическую речь, развивать умение слушать собеседника.

Атрибуты к игре: игрушки животных, медицинская одежда, бланки рецептов, карточки, медицинское оборудование, носилки, машина.

Профессии, с которыми знакомит данная игра: ветврач, медсестра, шофер, санитар, администратор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации.

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации, презентация методического материала....

Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Консультация для воспитателей "Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"...

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».

В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и вне неё....

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».

В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и вне неё....

Презентация: "Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"

Формы работы с дошкольникамипо ранней профориентации...

Форма работы с дошкольниками по ранней профориентации

Презентация на тему "Форма работы с дошкольниками по ранней профориентации"...