Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации».
консультация
Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации». Поможет педагогом в работе с детьми по ранней профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_dlya_vystupleniya.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬОНЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
Семинар - практикум
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками
по ранней профориентации»
Разработали и представили воспитатели: Гранько Наталья Ивановна
Глушенкова Татьяна Владимировна.
Заринск, 2019 год.
Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Приветствую вас на нашем семинаре.
Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения. Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим?
Совершенно верно – это ИГРА, а какая игра поможет нам в развитие ранней профориентации у детей.
Правильно сюжетно- ролевая игра.
Сейчас я вас хочу пригласить поиграть в игру. Выходите уважаемые коллеги!!! (разложите атрибуты подходящие к нужным сюжетно – ролевым играм).
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенность сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей. Что же такое сюжет игры и роль?
Сюжет (от фр. sujet, букв. — «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя. То есть сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль — в широком смысле, это описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках определенного процесса. Роль (искусство) — игра актера, воспроизводящая героя произведения.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Роль выражается в действиях, речи, мимике пантомиме.
Рассматривая сюжетно-ролевую игру, как форму ранней профориентации, изначально педагогу следует выяснить, в чем она заключается и какие её функции. Просмотрев виды, ознакомившись с их целями, можно сделать вывод, что больше всего дети играют в игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Основная цель данного вида - знакомство с общественной и трудовой жизнью людей, основанной на картине, которые дети могут наблюдать в повседневной жизни. Также сюжетно-ролевые игры данного вида, или какого – либо другого формируют у детей навыки коммуникации, способность находить общие темы, компромиссы в трудных ситуациях, чего так не хватает современным детям, общающимся в большей степени виртуально.
Основными особенностями сюжетно-ролевой игры являются:
- Соблюдение правил.
- Социальный мотив игр.
- В сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие.
- В ходе сюжетно-ролевой игры происходит развитие интеллекта дошкольника.
- Развивается воображение и творчество.
- Развивается речь.
Виды сюжетно-ролевых игр:
- Игры на бытовые сюжеты: дом, семья, дни рождения.
- Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, цирк, театр и т.д.)
- Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (например, космические полеты).
- Игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радиопередач.
- «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол.
При организации сюжетно-ролевой игры нужно учитывать возрастные особенности.
Вторая группа раннего возраста— предметная игра, построенная вокруг незамысловатого сюжета, постепенное введение ребёнка в осмысленную игру в контексте конкретной ситуации.
Младшая группа — понимание условного характера игры, развитие индивидуальных умений, обучение игровому взаимодействию в малых группах.
Средняя группа — расширение диапазона игр, поддержка понимания необходимости соблюдения правил, поощрение самостоятельных действий, обогащение игрового опыта посредством усложнения сюжета.
Старшая группа — дальнейшее усложнение разнонаправленных игр в совместной с воспитателем деятельности.
Подготовительная к школе группа — построение детского коллектива на принципах игрового сотрудничества и солидарности, поддержка инициативности и самоорганизации, включение элементов ролевого диалога, творческого фантазирования в условиях самодеятельной игровой среды.
Этапы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста:
1 этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы, отгадывание загадок)
2 этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, обучения игровым действиям.
3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры:
- - воспитатель должен играть вместе с детьми;
- - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Таким образом, игра подлинная социальная практика, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях все стороннего развития ребенка, формирование его положительных личностных качеств и социализации как сообщество людей. Игра ориентирует ребенка на соблюдение определенных правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего создания окружающий его мир.
Как много профессий чудесных
На нашей планете Земля!
И каждая из них интересна.
И каждая людям нужна.
В качестве примера, хотим предложить вашему вниманию, подборку сюжетно-ролевых игр. Может быть вам это пригодиться в вашей работе.
«Угости куклу Катю чаем».
Цель: - формировать умение детей действовать с предметами и игрушками в соответствии с их особенностями и назначением.
Задачи: - формировать знания детей о чайной посуде, названии продуктов;
- развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас детей.
Атрибуты к игре: кукла в нарядном платье, чайная посуда, муляжи продуктов.
Профессии, с которыми знакомит данная игра: официант, буфетчица, повар.
«Автобус».
Цель: - развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте.
Задачи: - помочь создать игровую обстановку, воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения;
- воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважение к труду водителя и кондуктора.
Атрибуты к игре: маленькие стулья, накидка «Автобус», руль, жилетка для водителя, сумка кондуктора, билеты, деньги.
Профессии, с которыми знакомит данная игра: водитель, кондуктор.
«Автосервис».
Цель: - отражение в игре сюжетов, связанных с деятельностью т взаимоотношениями людей в автосервисе, воспитание положительно эмоционального отношения к любому виду труда.
Задачи: - расширить представления детей о труде работников автосервиса;
- развивать в игре партнерские отношения, учить общаться.
Атрибуты к игре: макет игры «Заправка», «Автомойка», «Шиномонтаж», «Парковка».
Профессии, с которыми знакомит данная игра: администратор, мойщик, продавец, автомеханик, кассир, охранник, заправщик, водитель.
«Поликлиника».
Цель: - расширить у детей представление о труде работников поликлинике, формирование умения принять в игре полученные ранее знания о окружающей жизни.
Задачи: - привить у детей интерес к профессии врача, воспитывать чуткое внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Атрибуты к игре: медицинский костюм, рецепты, медицинские принадлежности (фонендоскоп, тонометр, градусник и т.п.), телефон, ноутбук
Профессии, с которыми знакомит данная игра: администратор, врач, регистратор, медсестра, фармацевт, санитарка.
«Сладкоежка».
Цель: - формирование умения играть в сюжетно ролевую игру «Сладкоежка».
Задачи: - познакомить детей с современными профессиями;
- формировать у детей умение готовить обстановку для игры и подбирать атрибуты к игре;
- учить выполнять свою роль до конца.
Атрибуты к игре: кухонная посуда, столовые приборы, муляжи готовой продукции, рабочая спец одежда, ручки и блокноты, меню, детская мебель, рекламная стена, кассовый аппарат, деньги, ценники.
Профессии, с которыми знакомит данная игра: повар, мойщик посуды, официант, бармен, администратор.
«Почта России».
Цель: - формирование представления детей работе почты и почтальона.
Задачи:
- воспитывать дружеские отношения в игре;
- познакомить детей с работой почты;
- совершенствовать диалогическую форму речи.
Атрибуты к игре: почтовый ящик, сумка почтальона, конверты с бумагой, коробка для посылок, бланки, квитанции, телефон, машина, строительный материал, весы, печати, компьютер, блокнот и ручки, газеты, деньги.
Профессии, с которыми знакомит данная игра: начальник почты, почтальон, оператор приемщик, сортировщик, водитель.
«Школа».
Цель: - познакомить дошкольников с сюжетно ролевой игрой «Школа». Расширять, уточнять и конкретизировать знания о школе.
Задачи:
- расширить и конкретизировать знания детей о школе;
- помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты);
- самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.
Атрибуты к игре: доска, портфель, школьные принадлежности, указка, кукла в форме школьника, мел, предметные картинки, звонок, букварь
Профессии, с которыми знакомит данная игра: учитель, директор, вахтер, техничка.
«Дом моды».
Цель: - формировать у детей умение играть в сюжетно ролевую игру «Дом моды».
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о работе в Доме моды;
- учить детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым замыслом и по окончанию заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив
- самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.
Атрибуты к игре: швейная машинка, компьютер, ткани, наборы содержащие нитки, иглы, пуговицы, выкройки, сантиметровая лента, гладильная доска, манекен, стойка для одежды, журналы мод, квитанции, телефон, блокнот и ручка.
Профессии, с которыми знакомит данная игра: художник модельер, закройщица, швея, портной, дизайнер, приемщик, менеджер, администратор, модель, директор.
«Фотоателье «Золотой Ключик»».
Цель: - ознакомление детей с профессией фотограф, с техническим средством фотоаппарат.
Задачи: - расширить и закрепить знания детей о работе фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважения.
Атрибуты к игре: фотоаппарат, зеркало, расческа, образцы фотографий, рамки для фотографий. Фотоальбомы, касса, деньги и чеки, многосторонняя ширма, аксессуары для переодевания.
Профессии, с которыми знакомит данная игра: фотограф, кассир, администратор.
«Ветеринарная клиника Дружок»
Цель: - обогащения и закрепление знаний о деятельности медицинского персонала в процессе лечения животных.
Задачи: - вызвать у детей интерес к профессии ветврач;
- научить правильно называть оборудование ветеринарного врача;
- развивать диалогическую речь, развивать умение слушать собеседника.
Атрибуты к игре: игрушки животных, медицинская одежда, бланки рецептов, карточки, медицинское оборудование, носилки, машина.
Профессии, с которыми знакомит данная игра: ветврач, медсестра, шофер, санитар, администратор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации.
Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации, презентация методического материала....
«Сюжетно-ролевая игра как форма работы с дошкольниками по ранней профориентации"
Все профессии важны!...
Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации
Консультация для воспитателей "Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"...
«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».
В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и вне неё....
«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации».
В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и вне неё....
Презентация: "Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации"
Формы работы с дошкольникамипо ранней профориентации...
Форма работы с дошкольниками по ранней профориентации
Презентация на тему "Форма работы с дошкольниками по ранней профориентации"...