Индивидуальный Образовательный маршрут воспитанника имеющего затруднения на 2017 – 2018 учебный год
методическая разработка (старшая группа)

Торгашова Любовь Викторовна

Цель индивидуального маршрута: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

           ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

воспитанника имеющего затруднения

на 2017 – 2018 учебный год

Для воспитанника:   Максим Ш.

Возраст ребенка:  6 лет

Проблема: затруднения в умении правильно  в поверке слоговой структуры слова, словарь признаков, глагольный словарь, мн.ч.сущ. ,род.п. сущ. Мн.ч., уменьшительно – ласкательная форма, Составление рассказа по картинке, составление описательного рассказа.

Цель индивидуального маршрута: создание условий для успешной социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями, через коррекцию и компенсацию имеющихся выявленных речевых нарушений.

Задача: обогащать, расширять и активизировать словарный запас  на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности; упражнять в потреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один - много») и образовании формы родительного падежа множественного числа существительных (чего нет?) с предлогом ;

учить употреблять название  животных и их детенышей в ед.ч. и мн.ч. (не используя трудные формы слов), в Род.п мн.ч.;

упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (- ищ-, - иц-, - ец-);

                                                                                                                           

Содержание занятия

Дата проведения занятия

Отметка о проведении (роспись педагога)

Проведение диагностики

«Барабан» Цель: продолжать формировать правильное и отчетливое произношение звука  «Б» «Бь», обучать регулированию силы голоса.

Мини-занятие: «В гости к кукле».        Цель: подбирать слова, противоположные по смыслу (антонимы), образовывать имена в уменьшительно-ласкательной форме.

 Упражнение: «Кто что умеет делать». Цель: подобрать глаголы, обозначающие характерные действия животных, включать их в рассказ.

 

Игра: «Чудесный мешочек Буратино». Цель: учить правильно употреблять в речи названия качеств предметов (величина, цвет); составлять рассказ.

Игра-инсценировка: «Козлята и зайчик». Цель: учить ребенка придумывать новое окончание знакомой сказки

Д/И: «Чьи детки». Цель: закрепить знания о домашних животных и их детенышах, упражнять в правильном звукопроизношении.

Пересказ сказки: «Маша и медведь». Цель: учить воспроизводить содержание сказки по вопросам

Д/И: «Угадай по описанию». Цель: воспитывать умение различать признаки предмета, развивать наблюдательность

Словесная игра: «Еду-еду». Цель: развивать речевую активность, упражнять в умении соотносить слова с действиями; в правильном звукопроизношении.

Д/И: «Жираф и мышонок». Цель: сформировать речевое дыхание и правильное звукопроизношение.

Рассматривание картины: «Кошка с котятами». Цель: охарактеризовать персонажей, упражнять в употреблении существительных, обозначающих детенышей животных

Рассказывание по набору игрушек. Цель: продолжать учить ребенка составлять короткий повествовательный рассказ с минимальной помощью взрослого

Результаты индивидуальной работы: Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений     Рекомендации родителям : Рекомендовать родителям для заучивания чистоговорки, скороговорки; чтение сказок с последующим пересказом по иллюстрациям. Рекомендовать комплекс артикуляционной гимнастики, а также ряд словесных игр.

Работа по автоматизации звуков. Психогимнастика, эмоциональный настрой, повышение уверенности, снятие тревожности. Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи.

           

                                                                     

                                                            Приложение №1

Рекомендации родителям:

Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).

Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).

Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).

Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).

Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).

Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).

Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).

Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).

Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).

Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).

Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).

Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).

Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).

Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).

Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).

Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).

Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).

Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл)

Чистоговорки с трудными звуками

Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:

    Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).

    Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).

    Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).

    Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).

    Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).

    Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).

    Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).

    Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).

    Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).

    Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).

    Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).

Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:

    Жутко жуку жить на суку.

    Ежу на ужин жук нужен.

    У ужа ужата, у ежа – ежата.

    Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

    По двору, по подворью в добром здоровье.

    У нас на подворье погода размокропогодилась.

    Свинья тупорыла весь двор перерыла.

    Летят пичужки через три пустые избушки.

    У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

    Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

    На кочке квочка, квочка на кочке.

    Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

    Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

    Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

    Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

Комплекс артикуляционной гимнастики:

«Улыбка»

Широка Нева-река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краев и до десны.                                  

 «Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

.«Домик открывается»

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

 «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

.«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

«Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

                                                                        Приложение №2

Словесные игры

Что за предмет?

Цель: учить называть предмет и его описывать.

Ход.

Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

Угадай игрушку

Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

Ход.

На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Кто больше увидит и назовёт

Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

Ход.

Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

«Назови как можно больше предметов»

Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

Ход.

Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

«Разноцветный сундучок»

Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

Ход.

Воспитатель:

Я картинки положила

В разноцветный сундучок.

Ну-ка, Ира, загляни-ка,

Вынь картинку, назови.

Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

«Скажи, какой?»

Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

Ход.

Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

                                                                                                                     Приложение №3

Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

Приложение №4

Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развития грамматического строя речи

1. Игра «Хорошо — плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения, ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Педагог задает тему обсуждения:

- Дети, помните, на занятии вам рассказывали сказку «Заяц-хвастун»? Каких героев сказки вы помните? (Дети отвечают: заяц, ворона, собаки)

- Что делал заяц? Что произошло дальше? Как заяц помог вороне7

- А теперь давайте поиграем: я буду передавать мяч, а вы продолжите передавать его по кругу. Ну-ка, посмотрим, как быстро этой у нас получится. Хорошо. А теперь мы будем не только передавать мяч, но и отвечать на вопросы – тот у кого в руках оказывается мяч отвечает на мои вопросы. Готовы? Начали.

- Хорошо ли хвастать?

- Почему нет?

- Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в характерах героев сказки.

Педагог может продолжить и дать такие темы для высказываний: Храбрость.

Дети: Храбрость — это хорошо: помогает выручать себя и друзей с трудных ситуациях, справляться со сложностями, но иногда плохо — можно не увидеть опасности.

Педагог: Дружба.

Дети: Хорошо, всегда есть с кем играть и кому помочь.

2. Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Вместе с детьми вспомнить сказку «Крылатый, мохнатый, да масляный». Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

Вопросы к игре:

Что бывает крылатым (самолет, бабочка, птица…)

Что бывает мохнатым (воротник, кот, беличий хвост…)

Что бывает масляным (блин, пирожок, сковорода…)

Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)

Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

3. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры. Педагог напоминает детям сказку «Царевна-лягушка». Затем, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает:

- Старший брат взял замуж боярскую дочь, а младший брат - …?

- Царь отправил хлеб старших невесток в людскую, а хлеб Василисы премудрой - …?

- Игла была в яйце, а яйцо - …

- Правильно, яйцо – в утке, а утка - …?

- Правильно, утка – в зайце, а заяц - …?

Можно задавать и другие вопросы:

- Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч педагогу, должен ответить: — Сорока стрекочет.

— Сова летает, а кролик?

— Корова ест сено, а лиса?

— Крот роет норки, а сорока?

— Петух кукарекает, а курица?

— Лягушка квакает, а лошадь?

— У коровы теленок, а у овцы?

— У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

5. Игра «Бывает — не бывает»

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. педагог, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет персонаж или действие из сказки «Хаврошечка». Например: «Одноглазка». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты заданий: Двухглазка, Трехглазка, обнять корову, залезть в одно ухо, вылезть из другого уха и т.д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность существования того или иного персонажа иди действия.

6. Игра «Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Педагог, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч педагогу, отвечает: «Кожаные». Педагог: Сарафан из ситца... Дети: Ситцевые (Дом из дерева … Деревянный, подковы из железа … железные). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями.

7. Игра «Кто кем будет?»

Цель : развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — Иванушка, Аленушка, колдунья» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Козленочком, потом опять мальчиком, царицей, Аленушкой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания основной образовательной программы дошкольного образования

Материал раскрывает механизм проектирования индивидуального образовательного маршрута  воспитанника, испытывающего затруднения при освоении содержания образовательной программы на примере проблем...

Индивидуальный Образовательный маршрут воспитанника имеющего затруднения на 2017 – 2018 учебный год

Цель индивидуального маршрута: Помогать ребёнку при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Упражнять в вырезан...

Индивидуальный Образовательный маршрут воспитанника имеющего затруднения на 2017 – 2018 учебный год

Цель индивидуального маршрута: Учить считать до 5 (на основе на наглядности, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предм...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка,  имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)...