Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Синельщикова Любовь Анатольевна

Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_izobr._deyat.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста

   «Детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни …»

В.А.Сухомлинский

Изобразительная  деятельность  является  одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей раннего возраста.                                                                                                                                                                                                       С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Иногда им не нужны краски, кисточки и карандаши. Они рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда маминой помадой или зубной пастой на стекле, водой разлитой на столе. А со временем изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.

В процессе изобразительной деятельности совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.  Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета, а также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.

Следует помнить, что творческие способности необходимо целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.                         Важно не упустить ранний, а затем дошкольный возраст, наиболее благоприятный для развития. Так как изобразительная деятельность появляется не сразу, но ее истоки – в раннем возрасте.

Что же представляет собой  детский  рисунок?   Что я ценю в нем?

 

  1. Эмоциональность, непосредственность выражения ребенком своих мыслей и чувств. Благодаря этому можно узнать, что волнует ребенка, отчего ему хорошо, почему плохо.
  2. Смелость, т.к. малыш не боится рисовать, для него нет ничего невозможного.                            
  3. Выразительность, т.к. ребенок посредством разнообразных приемов передает человеческие эмоции.
  4. Цвет, т.к. у малыша наблюдается двойственное отношение к использованию цвета в рисунке:
  • цвет как передача окраски изображаемого;
  • цвет как украшение.
  1. След - точка, линия, штрих. Например, линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются  под углом, появляются перекрещенные линии - это период каракуль, а в штрихах, пятнах может быть образ какого-то предмета, явления.                                                    

Такое  обыгрывание  рисунка развивает воображение. А воображение - основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческих способностей детей раннего возраста!  

Изобразительная деятельность детей раннего возраста

Изобразительная деятельность детей раннего возраста формируется постепенно, поэтому важно создать условия и ступени  для ее зарождения и развития. 

Основные  ступени  развития  изобразительной деятельности:

  • ярко выраженный интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним;
  • интерес ребенка к действиям взрослых с материалом, подражание взрослым;
  • интерес малыша к следу, оставленному им на бумаге и появление ассоциативного образа;
  • появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что – то нарисовать.

В изобразительной деятельности детей раннего возраста  предусматриваются следующие направления работы:

  • создавать образ по замыслу;
  • формировать  умения видеть ассоциативный образ в пятнах, мазках и линиях;
  • развивать интерес детей к действиям с различными изобразительными материалами.

Детишки, с которыми я  работаю, пока малыши. Не просто малыши, а маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим  цветы, мы любим розовый цвет. Мы,  любим - заниматься, играть, танцевать, и, конечно же, лепить и  рисовать!  И я считаю, что творческие способности   детей раннего возраста  необходимо целенаправленно, последовательно развивать изо дня  в день, иначе они просто угаснут.  

       

Целью моей работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей   дошкольного возраста через использование традиционных и нетрадиционных техник рисования.   

Задачи, которые используются  в работе с детьми:

  • способствовать накоплению художественного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей в процессе восприятия природы, произведений художественной литературы, изобразительного искусства;
  • побуждать ребенка экспериментировать;
  • способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому;
  • развивать воображение, стремление к созидательной активности и  творческие способности детей;
  • поощрять и поддерживать творческие находки;
  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.

 

Работа строится на основе примерной основной общеразвивающей программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  (М., Мозаика – Синтез, 2010). Также  используется пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного возраста»,  программа  И.А. Лыковой «Цветные ладошки», репродукции мировой культуры.

В области нетрадиционных техник  рисования  палочкой-выручалочкой стал журнал “Дошкольное воспитание”, на страницах которого воспитатели регионов России, делятся своим опытом и своими наработками обучения детей рисованию в нетрадиционной технике. Настолько это было интересно и увлекательно. И я решила, что стоит попробовать эти методики в нашем детском саду.

Проведение занятий по изобразительной деятельности  с использованием нетрадиционных и традиционных техник:

  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • способствует снятию детских страхов;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • развивает чувство композиции, ритма,  колорита, цветовосприятия;
  • развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии, пространственное мышление и мелкую моторику рук;
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Работа  планируется в 2 этапа:

Первый этап складывается из трех циклов занятий, каждый  направлен на активное экспериментирование:

  1. С пальчиковыми красками.
  2. Гуашью.
  3. Графическими материалами.

В первый цикл занятий включаются три серии:

  • рисование пальчиками (пальцеграфика);
  • рисование ладонями («цветные ладошки»);
  • рисование ступнями и пальцами ног.

Пальчиковые краски привлекают малышей яркостью и красочностью: кроме того, в раннем возрасте дети лучше чувствуют и познают предметы (краски – это тоже предметы) руками. Пальчиковые краски обеспечивают большую свободу и разнообразие действий, чем действия с кистью. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета,  давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. (см.

     Позднее учимся рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими  синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.  На последующих занятиях дети сами выбирают уже знакомые им краски и рисуют пальцами на белой бумаге. Когда каждый ребенок овладевает техникой работы с краской, организую занятия с двумя – тремя детьми.

Затем  учимся рисовать  ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования: ребенок опускает в краску ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток дорабатывается кистью до получения изображения (птицы, деревья). В ходе занятий они воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые сопровождаются словами одобрения, игровыми моментами.                                                                                                                                

После того как малыш освоит рисование пальцами и ладошками рук, предлагаю ему сделать то же самое при помощи ступней и пальцев ног.
Сначала рисовать пальцами ног малыш должен вместе с педагогом.  Ребенку показываем, как пользоваться краской и для начала  оставляем  как можно больше самых разнообразных отпечатков на бумаге. Затем он рисует, что хочет. После рисования моем  ноги в ведре или тазике, обтираем их (кстати, мытье ног и их последующее вытирание полотенцем - прекрасный успокаивающий массаж!). И в конце работы обязательно похвалим малыша и сохраним рисунок.

Второй цикл занятий - знакомство детей с гуашевыми красками.         Сначала экспериментируем с детьми один цвет гуаши, а затем используем другие цвета. Для выполнения заданий на занятиях предлагается не только белая  бумага, но и тонированная  в качестве фона, в основном красного, синего, желтого цветов. Необычное сочетание фона бумаги с цветом краски  уже привлекает внимание малышей и создает у них эмоциональный настрой.

Во второй цикл занятий включаем предметы изобразительной деятельности:

  • рисование ватными палочками;
  • рисование «тампончиками» из поролона;
  • рисование губкой, пробками, ватой;
  • рисование «тычком» жесткой кисти;
  • рисование кистями различной конфигурации.

Рисование ватными палочками - своеобразный переходный этап между рисованием пальчиками  и  рисованием с помощью предмета изобразительной деятельности.  Рисовать палочками  легко - это даже больше не рисование, а  раскрашивание точками.
С помощью палочки можно оставлять точки  или проводить линии. Принцип очень простой: ребёнок макает ватную палочку в краску и наносит точки на рисунок, контур которого  уже нарисован. Например, солнышко, яблочко, мячик и т.п.

Затем предлагаем  «тампончики» из  поролона,  прикрепленные к палочкам. Такой кистью – тампоном удобно наносить пятна, например, (следы, облака, листопад и т.п.). Своеобразные техники –  «рисование  губкой, пробками, ватой» привлекают детей своей простотой. Именно на таких занятиях дети не переживают, что сделают что-то не так.

Далее учимся  рисовать «тычком» жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику  используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колюче, например,  «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик»  и др.

На дальнейших  занятиях используем  кисти различной конфигурации. Кисть как инструмент для творчества в игре превращается в предмет. Эксперимент с краской с помощью кисти становится игрой с художественным материалом. Краски привлекают яркостью, а кисти – необычностью (двухцветная ручка, длинный и плоский жесткий ворс). Малышей интересует не только сам процесс работы гуашью и кистью, но и ее результат.

 В работе по изобразительной деятельности также уделяем внимание декоративному рисованию (т.е. рассматриванию игрушек, например, дымковские игрушки, матрешки в платочках и сарафанах с горошинами).

Третий цикл занятий включает:

  • рисование цветными маркерами с толстыми стержнем;
  • рисование восковыми мелками;
  • рисование толстыми цветными карандашами;
  •  рисование мелом, углем.                                                                                          

Сначала используем цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию.  На первых занятиях малыши играют с изобразительным материалом: снимают – надевают колпачки. После того как они «наиграются», педагог рисует на бумаге два – три штриха и предлагает нарисовать детям.

Затем предлагаем цветные мелки на восковой основе, они не крошатся, не пачкают руки.                                                                

Далее рисуем  цветными карандашами. Сначала предлагаем выбрать один карандаш из четырех – пяти и рассмотреть его: у карандаша с одной стороны плоская поверхность, а с другой – острый кончик, который и оставляет след на бумаге. Не следует торопиться с тем, чтобы учить ребенка правильно брать карандаш. Он сначала может захватить его кулачком, держать  

«щепотью» или зажать двумя пальцами. Постепенно ребенок научится держать карандаш большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным.  Важным моментом в действиях с графическим материалом занимает показ, который  помогает детям увидеть сам процесс возникновения линий, формы, служит ориентиром действий с этими материалами.

Постепенно от занятия к занятию меняется характер движений, производимых детьми: сначала они совершают неотрывные движения: черкают по бумаге, оставляя на ней однообразные каракули случайных направлений. Затем движения приобретают более организованный характер: от неотрывных переходят к движениям, изменяется и направление линий. Они становятся все более разнообразными: горизонтальными, закругляющимися, перекрещивающими, зигзагообразными, диагональными т.д.   (см.

Дети  любят разнообразие. Для этого  предлагаем обыкновенный  мел,  уголь, которым мы рисуем на линолеуме, на асфальте, на бумаге.

Ребенок в рисунке уделяет внимание внутреннему смыслу, а не его форме. Из-за этого маленький художник упускает важные моменты построения образа. Чтобы избежать формирования искаженного восприятия рисунка показываем разнообразие художественно-выразительных возможностей графических материалов и овладение  выразительными средствами рисунка (такими  как – точка, линия, штрих, тон, светотень).    Вот в чем заключается второй этап работы.

В работе также используем  пластилиновую живопись. Она доступна детям различной степени одаренности, способствует развитию мелкой моторики пальцев рук и подготовки руки к письму. Дети с удовольствием «рисуют пластилином» весёлых зверей, салфеточки с узорами, осенние пейзажи и т.п.

           Положительное  влияние на развитие творческих способностей детей оказывает и аппликация из различных материалов. Коллективные  и индивидуальные работы детей отличаются оригинальностью, красочностью, художественным вкусом. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет малышам возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятиях важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра и  игровые упражнения, которые является основными видами деятельности детей, например, « Краски на прогулке», «Разноцветные ручейки», «Нарядное деревце», «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету», «Радуга в воде» и т.д.;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • проблемные ситуации;
  • музыкальное сопровождение;
  • виды театрализации: настольный театр, фланелеграф, кукольный театр, пальчиковый театр.

      Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

     

Усвоение детьми содержания изобразительной деятельности и развитие их при этом происходит в трех организационных формах:

  • на специальных занятиях;
  • в совместной с воспитателем изобразительной деятельности (в сотрудничестве с преобладанием субъект – субъектного взаимодействия),  например, на прогулке, в вечернее время, иногда рано утром, пока бывает мало детей);
  • в режиме дня детям представляется время для самостоятельной деятельности. Малыш волен выбирать или не выбирать этот вид деятельности, материал, начало и длительность занятий и т.п.

Также важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитываем, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступными и соответствующие возрастным особенностям детей.

   

       Творчество и  деятельность – это не два исключающих друг друга понятия, а две стороны одного явления. Изобразительная деятельность помогает ребенку творить, проявлять свою индивидуальность, дает ему определенную свободу.  А творчество, которое проявляется на основе изобразительной деятельности,  способствует гармоничному разнообразию личности.

      Творческие  способности ребенка необходимо развивать с раннего возраста. Нельзя забывать о том, что для проявления способностей ребенка необходимы определенные условия, и среди них главное - человек, который смог бы увидеть эту одаренность, оценить ее должным образом помочь ее                                раскрытию.

      И в заключение хочу сказать: нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по самообразованию "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста"

Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....

План работы по самообразованию. Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»

Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....

Отчет по самообразованию Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста».

Создание условий для развития творческих способностей детей посредством различных видов театра....

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей раннего возраста.

Ранний возраст-время, когда закладываются основы психического, физического развития человека. Этот период является условием личного становления ребенка. В развитии способностей детей помогает театр, ...