Консультация для родителей на тему :«Что делать, если ребенок слишком много смотрит телевизор».
консультация

Лапина Виолетта Львовна

Я считаю, что просмотр телепередач — пассивное время провождение, дети не получают так необходимой им двигательной активности.

Кроме того, они недостаточно осваивают и игровые навыки, поэтому у таких детей значительно хуже развивается фантазия и творческая деятельность.

Берегите своих детей!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapina_v.l.docx108.16 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Лапина Виолетта Львовна, воспитатель МДОУ №63.

Консультация для родителей

«Что делать, если ребенок слишком много смотрит телевизор».

Многим современным родителям очень хочется, чтобы у ребенка была заботливая няня. И такая няня находится в каждом доме — это телевизор. Как приятно часок отдохнуть от домашних забот и вместе с ребенком посмотреть мультфильм (подремать). Но бывает так, что телевизор становится основным домашним занятием. Вот тогда и возникают вопросы: что делать? почему его не оторвать? и т. п. Для начала, нужно задать вопрос себе: сколько времени я играю с ребенком в день? Сколько времени в день я читаю ребенку? Сколько времени в день мы гуляем? Многим на этом этапе должно стать понятно, почему ребенок не отходит от телевизора.

Если все же проблема не в вашем взаимодействии, т. е. дефиците общения ребенка с вами, то можно предложить, например, прочитать сказку «Прилипчивый телевизор» и обсудить ее с ребенком.  Уточнить почему так происходило с персонажем из сказки, кого он напомнил.

Чаще всего взрослые не ограничивают время, проводимое детьми у телевизора, не отбирают, какие программы можно смотреть, не следят, какие ценности пропагандируют та или иная передача, не пытаются помочь ребенку осмыслить то, что он смотрит. Такие дети обычно начинают использовать в своих играх фрагменты, заимствованные из телепередач, и их игры становятся агрессивными, шумными и опасными.

Для девочек такими же агрессивными по своей морали являются сериалы: модель поведения, которую они выносят из содержания, совершенно не соответствует действительности.

Как предотвратить проблему:

  • Посмотрите сами те передачи, которые смотрят ваши дети, чтобы понять, кто в них главные герои, и что их делает такими привлекательными для детей.
  • Замените время просмотра наиболее неподходящих, на ваш взгляд, телепередач на время вашей совместной прогулки, игры с ребенком, совместного чтения.
  • Побуждайте ребенка рассказывать о том, что он увидел, понял в телепередаче. Задавайте вопросы о том, где ему могут пригодиться эти знания.

Мерцающий экран с калейдоскопом цветов и быстро сменяющимися картинками — серьёзная нагрузка для детского зрения. Зачастую детей после долговременного просмотра передач приходится вести к офтальмологу, который прописывает им очки.

Если ребенок проводит перед телевизором слишком много времени, у него будет более интенсивно развиваться одно полушарие мозга, а другое, отвечающее за усвоение текста, не получит должной нагрузки. Из-за этого может развиться дислексия — сложности с чтением и письмом.

Просмотр телепередач — пассивное времяпровождение, дети не получают так необходимой им двигательной активности. Кроме того, они недостаточно осваивают и игровые навыки, поэтому у таких детей значительно хуже развивается фантазия и творческая деятельность.

До 1,5 лет просмотр телевизора не рекомендуется даже в фоновом режиме, этот прибор в таком раннем возрасте может негативно влиять на нервную систему малыша, способствовать задержке общего и речевого развития.

От 1,5 до 3 лет — пользоваться телевизором можно не более получаса в день. При этом сюжеты мультфильмов должны строго контролироваться родителями. В них должны быть положительные персонажи, причём, желательно, не бессловесные, а ведущие диалоги или монологи. Детские психологи отрицательно относятся к «бессловесным» персонажам, считая, что они провоцируют задержку речевого развития малыша.

От 3 до 7-8 лет время просмотра передач не должно превышать одного часа.

В средней школе — не превышать двух часов в день.

Сколько бы времени вы ни разрешали ребенку проводить перед экраном, следует строго придерживаться правил безопасного просмотра. Расстояние до телеэкрана должно быть не менее 5 его диагоналей. При этом не следует смотреть телевизор в темноте: комната должна быть комфортно освещена.

Содержание телепередач, отобранных для просмотра, должно соответствовать возрасту ребёнка, его опыту и особенностям. Передачи должны иметь художественный, познавательный и морально-нравственный уровень, а также решать задачу развития ребенка в конкретный возрастной период.

Бóльшая польза от просмотров, если родители будут не только тщательно отбирать мультики и фильмы, но и смотреть их вместе с ребёнком, а затем работать с просмотренным материалом теми способами, которые соответствуют возрасту ребёнка: пересказ, пояснение, рисование по мотивам увиденного и прочее.

Малышам младше трёх лет сложно систематизировать увиденное на экране, а также выразить эмоции, которые их при этом переполняют. В этом им должны помочь родители. Нужно ненавязчиво пояснять ребёнку то, что показывают на экране. Детям дошкольного возраста можно задавать вопросы о происходящем, такие как: «почему так получилось?», «зачем герой совершил тот или иной поступок?». Обращайте внимание на эмоции, который проявляет ребёнок при просмотре. Особое внимание рекомендуется уделять эпизодам, в которых ребёнка что-то испугало или огорчило. После просмотра хорошо бы обсудить — что понравилось, что не очень в передаче. Желательно договориться с ребенком, что вопросы будут задавать не только взрослые, но и он тоже. Этот вариант обычно вызывает большой интерес детей, они обычно пытаются «поймать» родителей на недостаточной внимательности.

Категорически исключены передачи, в которых есть место для насилия или жестокости, встречаются сцены с наркотиками или алкоголем.

Внимательно следует отнестись к рекламным роликам. Яркая и привлекающая внимания реклама особенно нравится детям. Однако психологи отмечают, что примерно до 7-8 лет дети не отличают рекламу от обычной передачи. А ведь рекламируют в роликах на ТВ не всегда полезные и необходимые предметы. Роль рекламы детям обязательно следует объяснять, начиная уже с 5–6 лет.

Опасность может таиться и в юмористических передачах и шоу. Они однозначно рассчитываются на взрослых людей и могут быть неверно поняты детьми.

Да и безобидные на первый взгляд мультики, в мир которых малыш полностью погружен, могут спровоцировать на необдуманные поступки. Как часто персонажи популярных мультфильмов удачно падают с крыш или роняют себе на голову тяжелые предметы, как будто в этом нет ничего плохого и страшного!

Если вы поняли, что телевизор мешает семье, можно избавиться от него или попробовать менее радикальные методы.

  • Просмотр телевизора не должен быть удобным. Перед телевизором не должно быть дивана, он не должен просматриваться с кровати. Перед ним должна стоять не очень удобная, твердая мебель.
  • Можно накрывать выключенный телевизор темным покрывалом, чтобы не напоминать о его присутствии. Часто на форумах в родительских обсуждениях встречается совет убрать телевизор из центра комнаты. Якобы тогда ребёнок будет обращать на него меньше внимания, и ему будет легче забыть о нём. Рационального подтверждения таким предложениям не найдено, но и вреда от них нет никакого, так что, почему бы и не попробовать – убрать телевизор с глаз в какое-то менее заметное место.
  • Запрещать есть, пить за телевизором, чтобы не связывать удовольствие от просмотра со вкусной едой.
  • Не покупать новых телевизоров, не интересоваться новинками в этой отрасли. Нельзя ставить телевизоры во всех комнатах, телевизор должен быть не более чем один на одну квартиру, желательно старой модели. Не следует ставить телевизор в детской комнате: так вам будет намного сложнее проконтролировать время, которое тратит на просмотры ребёнок.
  • Можно отучать от ТВ постепенно. Допустим, сократить просмотр передач на один час в неделю. Следующая неделя – ещё час, и так до тех пор, пока время за просмотром телепередач не станет приемлемым для родителей. Ищите в программе мультфильмы покороче!
  • Телевизор не должен работать в фоновом режиме. Ребёнку будет очень сложно отвыкать от телевизора, если тот будет продолжать работать где-то на заднем плане.
  • Необходимо постараться сделать просмотры телепередач осознанными. Сначала всей семьёй из телепрограммы выбираются телепередачи, которые было бы интересно посмотреть. Семейные просмотры должны происходить строго по этому плану. Такой способ отучения более эффективен, чем простое сокращение времени, просиживаемого перед телеэкраном. Ребёнок должен твердо знать, что телевизор — не средство бездумного проведения досуга, а познавательный инструмент.
  • Научить ребёнка заниматься чем-нибудь интересным или полезным в часы, освободившееся от экранного просмотра.
  • Если вы сами любите отдохнуть перед телевизором, то сложно ожидать, что ребенку захочется вместо просмотра пойти в свою комнату и заняться там чем-то другим. Значит, чтобы отвлечь малыша от телевизора, следует увлечь его чем-то другим. Предложите ему заняться чем-нибудь вместе. Здесь каждая семья должна решить задачу по-своему. Кому-то подойдут дополнительные кружки и секции для ребёнка, для кого-то станут выходом ежедневные продолжительные прогулки. Какие-то семьи сумеют развить интерес ребёнка к хобби, ещё лучше будет, если оно станет общим для всей семьи. Но трудностей на этом этапе ожидается немало, и к ним нужно быть готовым. Замена яркому и зрелищному телевизионному контенту, над созданием которого работают профессионалы, дело далеко не простое, но ведь наше решение отучить – твёрдое, значит, отступать мы не намерены.

Будьте осторожны, ведь телевизор влияет на зрение вашего ребёнка!

        https://littleone.com/uploads/publication/1812/_840/article_1812_1478004819828_depositphotos_110348148_l-2015.jpg