Экономическое воспитание для педагогов ДОУ.
методическая разработка (старшая группа)

Стрекалова Ольга Сергеевна

Сформировать экономическое мышление через сюжетно-ролевую игру «Магазин-Супермаркет»; добиваться правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Закрепить основные понятия: продукция, супермаркет, реклама, цена, деньги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_razrabotki_po_ekonomicheskomu_vospitaniyu.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение  1

Комплексное занятие «Полезное путешествие по стране – Экономика»

Программное содержание:

Сформировать экономическое мышление через сюжетно-ролевую игру «Магазин-Супермаркет»; добиваться правильного отношения к деньгам как предмету жизненной необходимости, воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами.

Закрепить основные понятия: продукция, супермаркет, реклама, цена, деньги.

Материал и организация: Воспитатель заранее готовит с детьми и родителями «Супермаркет», договаривается с ребятами об ассортименте. Чтение глав из сказки Т.А.Попова, О.И.Меньшикова: «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции. Волшебном компьютере и верных друзьях».

Москва Просвещение 1993г.

Ход занятия:

Ребята встречают своего старого знакомого Незнайку. Вспоминают истории, которые с ними приключаются и предлагают отправиться в новое полезное путешествие по стране Экономика. Дети объясняют Незнайке, что это за страна такая, почему именно это путешествие столь необходимо сейчас даже маленьким жителям- детям.

После нескольких предложений детей воспитатель, обобщая ответы детей, подводя к мысли, что слово экономика сейчас означает хозяйство страны.

А с греческого языка - это искусство ведения домашнего хозяйства. А что значит домашнее хозяйство? А вы, ребята, часто занимаетесь этим хозяйством вместе со своими родителями?

Чем занимаются мама, папа, бабушка, другие члены семьи?

Воспитатель предлагает ребятам, вместе с героем Незнайкой стать большими и отправиться в магазин «Супермаркет».

Воспитатель объясняет детям, что товары в магазине не появляются сами собой? Зачем? Люди обмениваются плодами своего труда.

Делать это по справедливости очень трудно. Вот и пришлось создать целую стану Экономику, жители которой, т.е. все мы, помогаем человечеству не погибнуть от голода и холода. И основа основ жизни в этой стране то, что удовлетворить свои потребности можно, заработав достаточное количество денег.

Воспитатель предлагает рассмотреть ребятам ассортимент товаров в магазине. Как можно купить в магазине товар? Деньги – что это? Поддержать интерес детей к деньгам, монетам РФ. Рассматривая ассортимент товара, воспитатель и Незнайка обращают внимание детей на цену одних и тех же товаров (делая упор на рекламные качества), на повышение цены на один и тот же товар но в разное время года — сезон (от чего зависит цена?). К решению вопросов привлекаются дети, как в роли покупателей , так и в роли продавцов. Дети совместно с Незнайкой производят куплю-продажу. Советуются-обсуждают покупки.

Воспитатель создает ситуацию без денежного обмена. Если нет денег, но требуется приобрести товар, покупатель предлагает взамен другой товар.

Что это будет за сделка? (бартер). Воспитатель выслушивает ответы детей. Поощряет желание детей совершить по бартеру различные сделки. Незнайка обращается к детям за помощью, показывая старые деньги, и сообщает детям, что раньше на эту сумму можно было купить многое. Ребята приходят на помощь Незнайке, поясняют, что в странах часто наступает инфляция. Денег становится много, больше, чем нужно для нормальной торговли. Деньги становятся легкими, дутыми. Цены на товары моментально вырастают. На такие деньги много товара не купишь. Возникает дефицит товара. Дети вспоминают и знакомят Незнайку с рисунками об Инфляции.

В заключении экскурсии по магазину Незнайка вручает детям за интересную беседу об экономике медальоны «Гнома-Эконома».

 Приложение    2

 Пословицы  и поговорки о  деньгах.

  1. Без  копейки нет рубля.
  2. Копейка рубль бережет.
  3. Деньги могут много…а правда все.
  4. Деньги, что пух… только дунь на них – и нет.
  5.  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  6. Деньги счет любят.
  7. И барину деньга- господин.
  8. Злато не говорит, да много творит.
  9. Алтын сам ворота отпирает и путь очищает.
  10. О чем тому тужить, кому есть чем жить.
  11. На этот товар (т.е. на деньги) всегда запрос.
  12. Всего веселее – свои денежки считать.
  13. Свои денежки считать не прискучит.
  14.  У него денег куры не клюют.
  15. Деньги лучше уговора (т.е. отдай наличными).
  16. Захочешь добра – посыпь серебра.
  17. Денежка дорогу прокладывает.
  18. Бед денег – везде худенек.
  19. И слова не скажи, только денег покажи.
  20.  С деньгами мил, без денег постыл.
  21. Живется, у кого денежка ведеться.
  22. Денег наживешь – без нужды проживешь
  23. Деньги не голова, а наживное дело.
  24. Не деньги нас наживали, а мы деньги нажили.
  25. Деньгами души не выкупишь.
  26. Не хвались серебром, хвались добром.
  27. Деньги, что вода.
  28. Богатство – вода: пришла и ушла.
  29. Деньги склока, а без них плохо.
  30. Много денег – много и хлопот.
  31. Богатому сладко естся, да плохо спиться.
  32. Без денег сон крепче.
  33. Денег нет, так подушка под головой не вертится.
  34. Сколотить денежку ,т.е. скопить.
  35. Уговор дороже денег (т.е. чтобы после не спорить).
  36. Без рубля как без ума.
  37. Кто живет в добре, тот живет в серебре.
  38. Рубль есть, и ум есть; нет рубля – нет ума.
  39. Деньги, что каменья, тяжело на душу ложатся.
  40. Без нужды живет, кто деньги бережет
  41. Дорог хлеб, коли, денег нет.

Приложение  3

Проблемные ситуации

Ситуация 1. «Загадка бельчат»

     Три белочки рассказывают гному Эконому о своей работе.

«Я учу бельчат математике, рисованию, грамоте,» - говорит одна.

«Я готовлю для них вкусные обеды и завтраки», - добавляет другая.

«А я мою посуду, протираю пыль», - сообщает третья.

Белочки выполняют разную работу, но все они работают в одном месте.

Вопросы к детям:

     Где работают белочки? Кем?

Ситуация 2. «Письмо ослику»

     Ослик получил от своих друзей – Пятачка, Винни-Пуха и умного Кролика – письмо.

Они сообщили ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок печет булочки, Винни-Пух строит дома, а Кролик – сочиняет сказки для детей.

Вопросы к детям:

    Где работают друзья ослика, и какие у них профессии?

 Ситуация 3. «Заработанные деньги»

    Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались.

Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время  - две корзинки. У Белочки было два яблока: большое и маленькое.

Вопросы к детям:

    Как Белочке заплатить за работу мышатам?

    Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?

Ситуация 4. «Требуется звукорежиссер»

    Черепаха и Львенок услышали по радио объявление. Рекламному агентству «Радиобельчонок» требуется звукорежиссер, который владеет компьютером и имеет музыкальное образование. Черепаха и Львенок решили участвовать в конкурсе на эту должность: Черепаха хорошо пела, а Львенок умел работать на компьютере.

Вопросы к детям:

    Кого из них примут на работу? Почему?

Ситуация 5. «Обязанности козлят»

    Мама козлят пришла домой с работы, а дома беспорядок: обед не готов, посуда не вымыта, дрова не наколоты, огород не полит, да еще и козлята перессорились. «Я вчера и пол мыл, и воду носил, и обед готовил», - говорит один козленок. «А я это все позавчера делал», - перебивает его другой. «А я сегодня за водой ходил и капусту собирал», - вмешивается третий. «Все вы работали, а дома беспорядок», - удивляется мама.

Вопросы к детям:

    Как помочь Козе разрешить спор и навести порядок в доме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Презентация из опыта работы педагогов ДОУ по теме: "Экономическое воспитание детей дошкольного возраста"

      Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хот...

консультация "Взаимодействие педагога и родителей по экономическому воспитанию"

В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых ведущую роль играет семья. Одной из таких является проблема экономического воспитания ребенка, решение которой позволит ребен...

Викторина для педагогов «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»

Цель: Повысить интерес педагогов к дальнейшему развитию практик в сфере финансовой грамотности....