Консультация "Возможности театрализованных игр в развитии связной речи старших дошкольников".
консультация

Склярова Наталия Вадимовна

Возможности театрализованных игр в развитии связной речи старших дошкольников.

Театрализованная деятельность выступает одним из средств paзвития связной речи детей в дошкольном возрасте и стимулирует активную речь, способствуют paсширению словарного запаса, совершенствует apтикуляционный аппарат, звуковую культуру речи ребёнка, её интонационный и грамматического строй, способствует развитию монологической и диалогической речи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения таких как мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса.

Ocновным видом деятельности дошкольников является игра. Известный писатель Д. Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью и говорит то, что думает, а не то, что надо». В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток преставлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

B театрализованной деятельности наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: «Учить играя».  Играя с детьми, мы общаемся с ними на их территории, а предлагая разные образы и роли, мы стимулируем ребёнка на подражание тому, что он видит и что его заинтересовало. Сюжетами таких игр служат хорошо известные сказки или истории, сочинённые самими детьми. Театрализованные игры можно рассматривать как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, усовершенствования человеческой природы, способности познать себя, окружающий мир, а также развитию навыков общения с другими людьми.

Театрализованные игры наиболее часто применяются в детском саду и пользуются у детей неизменной любовью, хотя театрализованная деятельность старших дошкольников очень многогранна и может осуществляться в самых различных формах, к которым мы относим и утренники с элементами театрализации, и театрализованные представления, и спектакли.  Театрализованная игра - это творческая игра, представляющая собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок). Дошкольники с удовольствием включаются в игру, от­вечая на вопросы кукол, выполняя их просьбы, охотно дают советы и перевоплощаются в тот или иной образ. Ребята смеются, когда весело персонажам, грустят вместе с ними, огорчаются неудачам любимого героя, предупреж­дают об опасности и всегда готовы прийти к нему на помощь. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравст­венную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импрови­зированных постановках. Это отзывчивость, доброта, честность, дружба, смелость. Любимые герои становятся эталонами для подражания. Ребенок начинает сравнивать себя с полюбив­шимся образом. Поскольку положительные качества поощряются, а отрица­тельные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят под­ражать добрым и честным персонажам. A oдобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Театрализованные игры являются разновидностью сюжетно-ролевых игр и сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах. Тем не менее, в отличие от сюжетно-ролевых, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого лежит содержание сказки, стихотворения или рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. Но, облегчая развитие темы, он вместе с тем снижает творческое решение ее воспитателем и детьми. Все ныне существующие практические рекомендации к театрализованным играм сводятся в основном к разработке сценариев по литературным произведениям, большинство из которых разыгрывают взрослые. Старших дошкольников иногда привлекают к показам спектаклей, но их творчество состоит лишь в собственном эмоциональном выражении разыгрываемой роли.

Известный деятель в области педагогики и психологии Л.В. Артемова делит театрализованную игру на две группы: игры-драматизации и режиссерские игры. В играх-драматизациях ребенок является артистом и самостоятельно создает образ с помощью интонации, мимики и пантомимы, производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Педагог предлагает следующие виды игр-драматизаций:

  • игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  •  ролевые диалоги на основе текста;
  • инсценировки фрагментов художественных произведений;
  •  игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;
  • игры - драматизации, где каждый ребенок выполняет свою роль (детям эмоционально прочитывают произведение несколько раз; для обыгрывания более сложных произведения подбирается иллюстрации, слайды и аудиозаписи);
  • игры-драматизации с пальчиками, в которых атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате;
  • игры с настольным театром. Действия с предметами, где дети озвучивают роли, повторяют или сочиняют сюжет;
  • игры детей с различными видами театров: фланелеграф, пальчиковый, «петрушек», бибабо, марионетки. Необходимо научить детей действовать фигурками, сочетать движения и речь героев.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, а действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Такую самостоятельность в придумывании сюжета Л.С. Выготский считал особенно важной для дальнейшего формирования игровых навыков и воображения ребенка. О.В. Акулова описывает особенности данного вида театрализованных игр следующим образом: «Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребенок использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой».

Baжная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

  • настольный театр игрушек, в котором используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении;
  • настольный театр картинок, где персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены, а состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности и вызывает интерес детей;
  • стенд-книжка. Здесь динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи;
  • фланелеграф, где картинки или персонажи выставляются на экран, который затянут в фланель. Такая же ткань находится с обратной стороной картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно;
  • теневой театр, для которого необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием [6, с. 7-8].

Без сомнения, значение театрализованной игры для детей дошкольного возраста огромно, так как она развивает творческие способности, художественный вкус и выразительность речи. Театрализованные игры формируют чувство коллективизма, развивают мышление, память и воображение. Этот вид игры способствует развитию сценического, певческого и танцевального творчества, а также расширяет словарный запас, речь и развивает эмоциональную сферу в передаче хитрости, доброжелательности, щедрости героев. Важным моментом в этом вопросе можно считать то, что театрализованная игра приобщает дошкольников к театрализованному и драматическому искусству.

Умело поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения, строить диалог с партнёром на заданную тему, тем самым, развивая связную речь. Частые выступления на «сцене» перед зрителями (родителями или детьми младших групп) способствуют тому, что дети учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, а также собственных высказываний активизируется и расширяется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй, улучшается работа артикуляционного аппарата. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая и монологическая речь, её грамматическая основа. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении и в играх.

Когда создаётся тот или иной образ, проходит работа над дыханием. Правильное дыхание очень важно для развития речи, потому что влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом.

Театрализованные игры способствуют развитию интонационной выразительности. Это могут быть как отдельно произнесённые слова, так и фразы или поговорки. Например, произнести слово «Солнышко» с разной интонацией: удивлённо, радостно, грустно, недовольно, испуганно, равнодушно, гневно, задумчиво. Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя несколько направлений: темп речи (быстро-медленно), тембр речи (низкий-высокий), ритм речи, сила голоса (тихо-громко), логическое ударение (выделение голосом главное по смыслу слово), эмоционально-смысловые оттенки речи. Главное назначение таких игр - точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать в данный момент. Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, орфоэпической и интонационной правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Именно поэтому обучение интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования речи ребенка.

B paзвитии выразительности речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Усиливают интерес и концентрируют внимание детей к речевому материалу элементы соревнования, например, «Кто скажет больше слов?», «Кто скажет лучше?». Нельзя оставить без внимания красочность, новизну атрибутов и занимательность сюжетов игр.

Когда ребёнок учится передавать стихи или фразы с разной интонацией, применяются следующие упражнения:

  • упражнения в произнесении скороговорок, чистоговорок («са-са вот летит оса» дети произносят с разной силой голоса, меняя интонацию на удивленную, вопросительную, испуганную);
  • упражнения в звукоподражании (вой ветра, мяуканье котёнка, пение птицы);
  • упражнения для артикуляции дикции (укрепление соответствующего комплекса мышц).

Особое внимание уделяется логическому ударению, выделению наиболее важных по смыслу слов. Здесь привлекается внимание детей к смыслу каждой фразы в инсценировках, стихотворениях или пословицах. При затруднении оказывается помощь в виде наводящих вопросов.

Для развития темпа речи закрепляются с детьми понятия «быстро», «медленно», «умеренно». В качестве речевого материала используются скороговорки, поговорки, потешки. Детям предлагается выполнить серию движений, например, хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, в котором проговаривается текст. При ускорении речи ускоряются и движения.

Ещё одним важным моментом театрализованных игр является речевое творчество. Под речевой творческой деятельностью мы понимаем речевую деятельность, направленную на создание нового, посредством необычного сочетания, комбинирования уже известных. Процесс сочинения дошкольниками сказок и историй очень важный этап в формировании у детей умения построения текста и навыков монологической речи, где мы используем всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые делают речь связной.

О. А. Шиян утверждала, что «воспитатель должен построить работу таким образом, чтобы дети восприняли сказку как задачу для себя: например, искали решение вместе с главным героем или анализировали взаимоотношения персонажей. В сказках можно обнаружить все диалектические действия: и превращение, и объединение, и опосредствование, и замыкание, и смену альтернативы. Самое интересное и непредсказуемое – в том, что часто дети видят не то действие, которое «запланировал» взрослый, а совсем иное – в этом случае очень непросто пойти навстречу детской инициативе и свернуть с заранее проложенной тропы конспекта. Причем глубины, изумляющие даже бывалых взрослых читателей, открываются именно в ходе дискуссии. А сказки от этого нисколько не теряют своей непосредственной прелести: именно после решения проблемных ситуаций дети с особенной радостью рисуют понравившиеся эпизоды, рассказывают о прошедших в группе спорах родителям, придумывают собственные сказки. Даже в известном наизусть с детства «Колобке» можно обнаружить неожиданные секреты! В ходе изучения каждой сказки последние занятия посвящены проигрыванию, рисованию и даже придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть программы: дети учатся у сказки творчеству».

А.Б. Абсалямова, размышляя о проблемах развития речевого творчества, пишет, что в структуре речевого творчества мы выделяем когнитивный (познавательный), рефлексивный (аналитический) и продуктивный (преобразующий) компоненты, связанные прежде всего с творческой мотивацией ребенка и вниманием педагога к его индивидуальным особенностям. В процессе исследования проблемы развития речевого творчества дошкольника мы наблюдали смену ролей при сочинении сказок. Сначала он слушатель, воспринимает литературный образ, насыщается впечатлениями, увлекается, мотивируется на творчество, затем выбирает другую роль – рассказчика, пересказывает литературное произведение, пытается донести до других смысл услышанного им самим, максимально придерживается оригинала текста. Освоив эту роль, он переходит на другой уровень – творца, сочиняет свою собственную сказку. Выделенные нами компоненты словесного творчества (когнитивный, рефлексивный, продуктивный) проявились в содержании этих ролей, связанных с детскими способностями, видами одаренности. В процессе развития речевого творчества рекомендуем педагогам выявить у дошкольников признаки одаренности: «…богатство активного словаря, быстроту и оригинальность вербальных ассоциаций, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и воображения».

О.А. Веснина утверждает, что важным условием развития речевого творчества является развивающая речевая среда. Наличие дидактических игр, детской художественной литературы, в том числе и познавательного характера, различных видов театра, книжек («Книжки малышки»), которые дети сами сделали, картинок на разные темы: это могут быть просто распечатанные картинки или вырезанные из старых журналов, такая своеобразная коробочка с «чудесными картинками». Ребенок может выбрать необходимую картинку из «чудесной коробочки» и заняться изготовлением собственной книжки, дополняя ее рисунками. Затем презентовать свою книжку сверстникам и взрослым.

Paзвитию peчевого творчества ребенка способствует использование речевых игр и упражнений, выразительное чтение, скандирование, разучивание скороговорок и потешек, упражнения на постановку ударения которое меняет смысл слова (пИли – пилИ, пОмни – помнИ, зАмок – замОк, заплАчу – заплачУ, стоИт – стОит, полкИ – пОлки), игры на подбор синонимов и антонимов, иллюстрирование сказок, пословиц и поговорок, загадывание и разгадывание загадок, постижение ребенком окружающего мира, умение сочетать свои наблюдения и при этом ярко выражать свое эмоциональное отношение к исследуемым объектам в своей речи.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что в театрализованных играх наиболее ярко проявляется принцип: «Учить, играя!», а игра, как нам известно, основной вид деятельности дошкольников. В театрализованных играх мы, взрослые, показываем модель поведения в обществе и учим простым, но очень важным человеческим качествам: справедливости, добру, честности, умению любить и дружить. Театрализованные игры развивают память, внимание, мышление, воображение. Способствуют развитию эмоциональной сферы и обогащают словарь, совершенствуют звуковую культуру речи и интонационный строй речи, а значит оказывают неоценимое влияние на развитие ребёнка и предопределяют развитие гармоничной личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников в театрализованной деятельности

Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к...

Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности

Цель опыта работы: введение ребенка в мир прекрасного, пробуждение способностей к состраданию и сопереживанию, активизирование  мышление и познавательного интереса, раскрепощение его творческих в...

Театрализованные игры как средство развития связной речи старших дошкольников

Игра «Зеркало»Цель: развитие монологической речи.Петрушка загадывает загадку:И сияет, и блестит,Никому оно не льстит,А любому правду скажет —Все как есть ему покажет!Ч...

Статья " Значение театрализованных игр в развитии связной речи старших дошкольников"

Игра – это ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте. Все, что сопровождается игрой, легко воспринимается и усваивается ребенком. В процессе игры дети намного больше усваивают знания....

Консультация для родителей "«Развитие связной речи старших дошкольников посредством театрализованных игр»

laquo;Развитие связной речи старших дошкольников посредством театрализованных игр»Связная речь является показателем речевого развития ребенка и занимает особое место в формировании речевой гото...