«Наш Песочный так хорош, лучше места не найдешь!» Методические рекомендации по организации образовательного процесса
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Методические рекомендации и практичекие материалы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через знакомство с родным посёлком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx405.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №29 комбинированного вида

Курортного района Санкт-Петербурга

«Наш Песочный так хорош, лучше места не найдешь!»

Методические рекомендации по организации образовательного процесса

                                                                 Введение.

                                                            Данные методические рекомендации разработаны

                                                                для педагогов-дошкольников п. Песочный и успешно

                                                       апробированы в образовательной деятельности  

                                                                 ГБДОУ №29 Курортного района.

                                                                         Авторы: музыкальный руководитель Рузяк Н.А.

воспитатель Мочалова Т.Г ,  

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

М. Матусовский.

Дошкольный возраст благодатное время для начала формирования патриотических чувств, таких как любовь к семье, стране, к Родине. Но как начать патриотическое воспитание с ребёнком-дошкольником, когда слова «Страна» и «Родина»  –  являются для него достаточно абстрактными, и не совсем понятными в силу их определений? Конечно, можно подойти к этому вопросу формально и сообщить, что «Родина – это страна, в которой человек родился, живет и трудится» или «Родина – исторически принадлежащая тому или иному народу территория с ее природой, особенностями исторического развития, языка и культуры, быта и нравов», но подобный подход не сможет заинтересовать  дошкольника. В возрасте 5-7 лет, когда у детей лишь формируется словарный запас с ними необходимо говорить на их языке, знакомя их с новыми понятиями, но апеллируя к уже знакомым образам. Необходимо сузить границы «Родины» до «Малой Родины», для того, чтобы ребёнок ПОНИМАЛ и ПРЕДСТАВЛЯЛ о чём идёт речь.

На практике мы обратили внимание, что старшие дошкольники, посещающие наш детский сад, плохо осведомлены о посёлке Песочном: не знают его истории, названий улиц, имеют смутное представление о его достопримечательностях.

Знакомство с Россией (Родиной), мы начинаем через знакомство с посёлком Песочный (малой Родиной).  

В дошкольном возрасте, информация, преподнесенная в стихотворной форме, имеет все шансы быть усвоенной в очень короткие сроки, кроме того, когда запоминания сопровождается теми или иными движениями, процесс становится еще более увлекательным, а значит еще более эффективным.

К сожалению, мы не смогли найти ни строчки про наш замечательный посёлок, кроме знаменитой фразы С. Маршака "Что за станция такая – Дибуны или Ямская?" из стихотворения «Вот какой рассеянный» и мы решили попробовать сочинять сами. Во время знакомства со стихами, дети с неожиданностью отмечали некоторые знакомые улицы, новые пути следования до детского сада, узнавали и вспоминали достопримечательности посёлка.

Воспитание любви к Родине, к малой или большой, это – процесс, который может протекать во всех сферах детской деятельности. При составлении материала мы целенаправленно не придерживались никаких программ и планов, мы старались придумать такой материал, который можно было включить в любую образовательную область. Здесь стихи для минуток физической активности, считалки, графические диктанты, пальчиковая гимнастика и загадки.

  • Стихи с названием улиц помогут лучше ориентироваться в посёлке, знакомиться с маршрутом движения в сад или прокладывать новый. Их можно включать в комплекс утренней гимнастики, физкультминутки в НОД или использовать на прогулке;
  • Считалки помогут выбрать водящего в игре без ссор и закрепить названия улиц Песочного;
  • Графические диктанты и кроссворды будут полезны не только в образовательной области «Познавательное развитие», они так же могут включаться педагогом в досуговую деятельности в вечернее время, с целью познакомить детей с достопримечательностями посёлка;
  • Пальчиковая гимнастика органично включается во все образовательные области и станет прекрасным упражнением для развития мелкой моторики, поможет снять напряжение, благоприятно влияет на развитие речи, подготавливает ребёнка к рисованию и письму, но и поможет закрепить названия улиц родного посёлка;
  • А загадки и стихи о Песочном, незаменимы для расширения кругозора, обогащения словарного запаса, и могут использоваться во всех только образовательных областях.

Необходимо отметить, что представленный материал не требует от педагогов никаких дополнительных технических средств: ни интерактивной доски, ни раздаточного материала, ни ноутбуков, ни магнитофонов. Это значит, что им можно пользоваться в любых условиях (на улице или в группе) и при любых обстоятельствах (отключили электричество или при условии, что задержали обед и нужно организовать детей на некоторое время).

Единственное, где всё-таки желательны наглядные пособия, так это план посёлка с названием улиц к стихам «В садик на электричке» и «В садик с другом пешком», для того, чтобы ребёнок смог более понятно представить себе дорогу до сада.

В силу того, что предоставленный материал имеет конкретную территориальную направленность (п. Песочный), он может быть полезен как воспитателям нашего детского сада, так и учителям начальных школ №437 и №466, а так же педагогам, работающим с детьми в возрасте 5-8 лет в посёлке Песочный (ПМК «Молодость», Дом Культуры и Творчества).

Стихи

«Мой Песочный»

Мой Песочный так хорош

Лучше места не найдешь!

Почему его люблю

Я сейчас вам расскажу:

В посёлке летом красота!

Всюду зелень так густа.

И шепчет озеро в лесу:

«Я от жары вас всех спасу!»

Осень тоже хороша,

Листья падают шурша.

И по улице Речной

Ходят школьники гурьбой.

Ну а как придёт зима

Всюду топятся дома.

От угля повсюду дым

Серым облаком густым.

А весной всё расцветает

Всюду бабочки порхают.

И цветут цветы кругом

Ярким, пёстреньким ковром.

Приезжайте погостить

Я вас рада пригласить.

«Приезжаю я в Песочный»

Вот въезжаю я в посёлок с «Безымянного ручья»

За мостом меня встречает улица «Рабочая»…

Дальше еду по «Советской», перекрёсток «Первомай»,

А затем на светофоре «Ленинградская» встречай.

Еду мимо «Новостроек» далее «Садовая»,

А затем «Центральная», «Школьная» идёт.

После «Дачной» «Заводская» улица плывёт.

По пути «Октябрьская» к станции ведёт,

И электричка «Ласточка» в Петербург меня везёт.

«По дороге в детский сад»

Есть в Песочном чудо-сад!

Очень много в нём ребят!

Как они туда пришли,

Как дорожку все нашли?

Мы сейчас вам всё расскажем

И в движениях покажем.

Вас с Песочным познакомим

И до садика проводим.

В садик на электричке

Мчимся мы на электричку:  

Папа, мама, я, сестричка        бег на месте

Мы торопимся, спешим

По платформе все бежим.

                  Только в поезд мы влетели

                  И вагоны запыхтели.                         руки на плечи впередистоящему, идём

                «Чух-чух-чух-чух!» –                      «паровозиком»          

                  Говорят вагоны вслух!

Только сели, отдышались                       Присели, на слово «отдышались» протёрли лоб         

И с вокзалом попрощались                    Помахали правой рукой «прощаемся»

Слышим новость срочная:                     Оттопырили правой ухо, правой рукой

«Станция «Песочная»!»

                 Мы со станции вприпрыжку

                 По Октябрьской как зайчишки        Подскоки

                 Доскакали до Речной!

                 Вот и садик наш родной!                    Хлопки

В садик с другом пешком

Долго шли мы по Советской.

Ать-два! Ать-два!

Грудь, расправив молодецки.

Ать-два! Ать-два!                                 Маршируем

Вдруг, смотри-ка, переход!

Ать-два! Ать-два!

Не зевай, ты – пешеход!

Ать-два-стоп!                          Остановка

           Друга за руку беру,         Находим друга, берём его за руку

           Улицу перехожу!

Друга я не отпускаю                

И на танец приглашаю.

Мы на улице Центральной        Идём парой. Рука «стрелочка», идём с носочка

Будем парой танцевальной.

          По Центральной до Речной.                

           Где же садик наш родной?                 «Удивились»

           Мы налево повернём                          

           Сразу же его найдём!              Поворот в парах налево

«Квартет»

Я – Егор и мне 6 лет.

У меня есть свой квартет.

В нём друзья мои играют

Весь Песочный забавляют.

В Дибунах мой друг Роман

Громче всех бьёт в барабан.

Бум-бам-бам! Бум-бам-бам!

На Садовой улочке

Марк играл на дудочке

Ту-ту-тууу! Ту-ту-тууу!

У Кости с улицы Лесной

Маракас всегда с собой

Щщик-щщик-щщик! Щщик-щщик-щщик.

А на Мельничной Валерка

Звонко звякает в тарелки

Дзынь-дзынь-дзынь! Дзынь-дзынь-дзынь!

Дружно чтоб квартет играл,

Всех в округе забавлял,

Нужен будет дирижёр

Это буду я – Егор!

«На Садовой»

На Садовой возле сквера

Мы сидели вместе с Верой.

Мы сидели, не скучали,

в Песочном улицы считали:

Ленинградская, Речная,

Заводская, Ключевая.

Карла Маркса, Полевая,

Новостроек и Лесная.

Сельская, Садовая,

Рабочая и Новая.

Сколько улиц, посмотри,

Если можешь – повтори!

Считалки

1. За мостами, за горами

За железными путями

На пригорке теремок,

На дверях висит замок

Ты за ключиком иди

И наш садик отопри.

2. Шла акула по Лесной

И моржа вела с собой.

Тут с Рабочей вышел слон,

Кто не верит, выйдет вон.

3. Был завод у нас в Песочном

Это все мы знаем точно.

Выпускал он кирпичи,

С пылу, с жару, горячи!

Кирпичей был миллион,

Кто не верит – выйдет вон!

4. По Песочному гуляем,

То, что было вспоминаем:

Дачи, мельница, завод –

А водить тебе, дружок!

Загадки.

1. 29 наш сад родной

Стоит на улице…(Речной)

2. Нас два в посёлке существует

Мы для прогулок созданы

Когда народ восторжествует

Мы и для праздников годны.

И на «Садовой» мы тоскуем

Без Вашей доброй суеты. (Большой и Малый скверы)

3. Какая улица самая длинная в посёлке? (Ленинградская)

4. Вам не надо сочинять

Нас в Песочном 55…(Улица)

5. Он дополняет гимн и флаг

Любой страны то главный знак.

У Песочного он особый

Ты назвать его попробуй. (Герб)

6. Нам экскурсовод сказал,

Как пройти в такой-то зал.

Про «Дибуны» мы посмотрели.

Как там жили разглядели.

Даже прялка здесь стоит

Метроном как будто спит

Если ты не ротозей

То иди в краеведческий…(Музей)

Пальчиковая гимнастика

Тут в Песочном повстречались

Очень весело смеялись:

Сжимаем-разжимаем пальцы

На Центральной – два цыплёнка,

(соединяют мизинцы)

На Садовой – два котёнка,

(соединяют безымянные пальцы)

На Рабочей – два щенка,

(средние)

На Речной – два окунька,

(указательные)

Только что за кавардак?

Нам не встретиться никак!      

        (большие пальцы кружатся

                                  вокруг друг друга)

Будем строить дом в Песочном

Стучим кулачком о кулачок

Он на сваях будет прочных!

Стучим указательными пальцами пальчиками

Будет крыша там

Соединить ладошки треугольником

с трубой

Указательный палец правой руки убежал вправо, ладошки стоят треугольником

Будет лестница витой.

Руки в кулаках, указательные пальцы кружатся вокруг друг друга

Будет светлое окошко

Прямые ладошки, с прижатыми пальцами, разбегаются вверх и вниз (параллельно друг другу)

На котором, будет кошка.

Гладим правой ладошкой левую руку

Рядом будет бегать ёжик

Средним и указательным пальцем правой руки, пробегаем по левой руке

На колючий шар похожий.

Соединить ладошки с растопыренными пальчиками.

По Песочному гуляли

Дружно улицы считали!

(сжимаем и разжимаем кулачки).

Бывали на «Центральной» – раз,

Увидели «Речную» – два,

Сквер на «Садовой» – три,

А четыре –  «Дибуны».

«Скородумовская» – пять.

(поочерёдно, начиная с большого пальца, соединяем друг с другом)

Будем пальцы разминать.

(встряхиваем кисти рук).

Графические диктанты.

Памятник «Свеча памяти»

Отступили 10 клеток вправо, 6 клеток вниз, поставили точку и начали рисовать.

2 по диагонали вниз вправо, 1вниз, 1 по диагонали вверх вправо, 2 вниз, 2 по диагонали вниз вправо, 2 вниз, 1 по диагонали вверх вправо, 3 вниз, 2 по диагонали вниз влево, 4 вправо, 4 по диагонали вниз вправо, 2 вниз, 20 влево,2 вверх, 4 по диагонали вверх вправо, 4 влево, 4 по диагонали вверх влево, 2 вверх, 1 по диагонали вниз вправо, 1 вправо, 1 по диагонали вверх влево, 2 вверх, 3 по диагонали вверх вправо, 1 вверх.

А теперь дорисовываем в середине число 910 в честь песочинцев, воевавших на фронтах ВОВ.

«Часовня преподобного Серафима Саровского»

Отступили 15 клеток вправо, 7 клеток вниз, поставили точку и начали рисовать.

1 вправо, 2 вниз, 1 по диагонали вниз вправо, 2 вниз, 1 по диагонали вниз влево, 3 вниз, 6 по диагонали вниз вправо, 1 вниз, 1 по диагонали вниз влево, 10 вниз, 2 по диагонали вниз вправо, 15 влево, 2 по диагонали вверх вправо, 10 вверх, 1 по диагонали вверх влево, 1 вверх, 6 по диагонали вверх вправо, 3 вверх, 1 по диагонали вверх влево, 2 вверх, 1 по диагонали вверх вправо, 2 вверх.

А теперь на часовне святого Серафима Саровского дорисовываем крест.

Водоразборная колонка, которыми так богат посёлок Песочный

Отступили 10 клеток вправо, 5 клеток вниз, поставили точку и начали рисовать.

2 вправо, 1 по диагонали вниз вправо, 3 вниз, 1 по диагонали вниз вправо, 1 по диагонали вниз влево, 10 вниз, 1 по диагонали вниз вправо, 6 влево, 1 по диагонали вверх вправо, 10 вверх, 3 влево, 1 вниз, 2 влево, 2 вверх, 1 по диагонали вверх вправо, 4 вправо, 3 вверх, 1 по диагонали вверх вправо.

А теперь дорисовываем рычаг и шланг слива воды.

Кроссворд.

По горизонтали:

2. Первое название нашего посёлка.

3. Он является официальным символам Муниципального образования посёлок Песочный.

4. Этот памятник находится на территории одной из школ, это памятный знак «Героическим защитникам островов Моонзундского архипелага в годы ВОВ».

6. По мотивам какой сказки был открыт малый сквер на “Садовой”.

9. Стоит весёлый светлый дом

Ребят проворных много в нём

Там пишут и читают

Рисуют и считают.

(в нашем посёлке таких дома два)

По вертикали:

1. Современное название посёлка.

3. Так назывался наш посёлок в старину, этому свидетельствует камень у Храма преподобного Серафима Саровского.

5. Он представляет собой краеведческую экспозицию “Дибуны, Графская-Песочный”, которая знакомит с историей посёлка жителей и его гостей.

7. Архитектор строения зданий (в нашем случае деревянных сооружений, самое доступное сырьё для постройки того времени).

8. Под каким запоминающимся названием процветает подростково-молодёжный досуговый центр в Дибунах.

10. У посёлка есть она своя, представляет собой круг, разделённый надвое полосой золотистого цвета.

 (в нашем посёлке таких дома два).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Место и роль игровой деятельности дошкольника в образовательном процессе в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

ИГРА — это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата....

Рекомендации по организации образовательного процесса с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

Рекомендации по организации образовательного процесса с детьми в соответствии с ФГОС ДО....

Рекомендации родителям по организации образовательного процесса у гиперактивных детей (СДВГ)

Рекомендации родителям по организации образовательного процесса у гиперактивных  детей (СДВГ)...

" Наш Песочный так хорош, лучше места не найдёшь! " Методические рекомендации по организации образовательного процесса

В данном учебно-методическом пособии даны рекомендации и практические материалы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через знакомство с родным посёлком....