Методические рекомендации по теме: «Волшебные Гонзики» как игровое пособие для организации образовательного процесса взрослыми и самостоятельной деятельности детьми»
материал

Капитина Юлия Александровна

Методический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей»

                   Методические рекомендации по теме: «Волшебные Гонзики»

 как игровое пособие для организации образовательного процесса взрослыми

и самостоятельной деятельности детьми»

Разработали воспитатели: Капитина Юлия Александровна

                                         Сарапп Елена Александровна

г. Сланцы

2021 год

Аннотация.

   Вопрос повышения образовательного потенциала среды детского сада является очень важным и актуальным. Решая вопрос качества образовательной среды, педагогу следует проявлять внимание к организации предметно-пространственной среды.

   Представленное игровое пособие «Волшебные Гонзики» предназначено оказать помощь педагогам дошкольных образовательных организаций в организации образовательной деятельности.

   Изначально «Волшебные Гонзики» являлись находкой в проведении с дошкольниками пальчиковых игр. В последствии пришла идея расширить область применения. Так «Волшебные Глазки» превратились в игровое пособие «Волшебные Гонзики». Оно стало широко использоваться в организации различных видах деятельности через игры.

   На базе опыта использования разработаны данные методические рекомендации.

   Настоящие методические рекомендации могут быть использованы в различных сферах и направлениях развития детей.

Сведения об авторах:

Капитина Юлия Александровна, воспитатель, МДОУ «Сланцевский детский сад №2», высшая квалификационная категория, телефон: +79046368883.

Сарапп Елена Александровна, воспитатель, «Сланцевский детский сад №2», телефон: +79818760966.

                                       Пояснительная записка.

   Образовательный потенциал зависит от создания условий развивающей, эмоционально-комфортной для ребёнка образовательной среды.       Прибывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. При этом ребёнок развивается тогда, когда он является активным участником, занимаясь, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной деятельностью с опорой на ведущий вид, а это игра. Поэтому мы предлагаем игровое пособие (игровой персонаж, как элемент образовательной среды) «Волшебные Гонзики» .

  «Волшебные Гонзики» являются настоящей находкой для использования в образовательном процессе. Игровое пособие, которое при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает требованиям ФГОС. Дозированное использование современных, нетрадиционных игровых пособий в совместной деятельности взрослых с детьми и детей друг с другом приводит к позитивным результатам, поскольку позволяет моделировать образовательные ситуации доступные детям.

  «Волшебные Гонзики» представляют собой смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых.   Чтобы детям было более комфортно, на руку надевается яркая разноцветная и мягкая перчатка, которая является «телом» Гонзика.

   Актуальность заключается в том, что  использовать эту удивительную игрушку можно целый день в различных видах деятельности. Она очень увлекательна.

    Следует заметить, что сами по себе предметы и объекты (игровые пособия) включают лишь образовательную идею, а образовательной функцией их наделяет взаимодействие взрослых и детей, ставящих и достигающих целей и задач.

   Цель: оказать методическую помощь педагогам дошкольных образовательных организаций в создании условий для возникновения у детей стойкой мотивации к развитию познавательных интересов, речевой активности и проявления творческой самостоятельности через использование нетрадиционных, современных дидактических материалов («Волшебные Гонзики»)

  Использование игрового пособия «Волшебные Гонзики» обеспечит:

  • Сохранение интереса детей и их активное участие в деятельности
  • Обогащение детского развития
  • Мотивирование к активной познавательной, речевой деятельности в специфических видах детской деятельности.
  • Умение взаимодействовать друг с другом и воспитателем в совместной деятельности.
  • Умение творчески использовать этот материал в самостоятельной деятельности.
  • Создание положительного эмоционального фона, снятие фактора тревожности, неуверенности.
  • Вырабатывание координированности движения пальчиков с речью.

Ожидаемый образовательный результат:

  • Создаются условия для развития познавательной, речевой, творческой деятельности, предоставлена возможность для активного использования нетрадиционного игрового пособия  в самостоятельной деятельности.
  • Обеспечивается эмоциональное благополучие детей при организации совместной образовательной деятельности.
  • Повысится уровень мотивации к познавательной деятельности, которая стимулирует развитие мышления, восприятия, воображения, памяти, речи.

Игровое пособие «Волшебные Гонзики» может быть использовано в различных видах детской активности, которые можно классифицировать следующим образом:

  • Взрослый организует (занятия)
  • Взрослый помогает (обогащение игры в центрах активности)
  • Взрослый создает условия для игр (индивидуализация)
  • Взрослый участвует в игровом процессе наравне с детьми (образовательное событие)
  • Взрослый не вмешивается (свободная, самостоятельная игра)

Это позволяет организовывать образовательный процесс в увлекательной форме во все время пребывания в детском саду.

  В использовании игрового пособия «Волшебные Гонзики» нет рисков и ограничений. Единственная рекомендация это соблюдение гигиены рук и обработка игровых материалов.

Список рекомендуемой литературы.

    Свою работу по использованию игрового пособия «Волшебные Гонзики» мы начали с изучения литературы: Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. М-Мозаика-Синтез,2008; Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском саду-СПб.,1997; Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Методическое пособие-Н.Новгород, 1995.  Щуркова Н.Е. Игровые методики. М.: Педагогическое общество России. 2001 г.

Приложение.

Рекомендуемые игры и упражнения.

Эти игры предназначены для детей от 2 до 7 лет.

    На руку надевается яркая разноцветная и очень мягкая перчатка, которая является «телом» «Гонзика». Смешные «глазки» надеваются на пальцы и они «оживают» в руках у детей и взрослых. Играть можно как одному, так и со сверстником или взрослым. Время, проведенное с «Гонзиками», наполнено увлекательной игрой.

                                                                   ПАУЧОК 

Паучок ходил по ветке, 
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, 
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять,
Действия аналогичны первоначальным
"Паучки" ползают на голове.

А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.

                                                                    ЧЕРВЯЧКИ 

Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять.
Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы),
Раз, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,
Идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). 

Головой она кивает,
Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз. 
Каркает: "Вот и обед!"
Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.
Глядь - а червячков уж нет!

Сжать кулачки, спрятав червячков.

УЛИТКА

Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука – улитка. Большой, средний, безымянный пальцы и мизинец соприкасаются кончиками. Указательный палец с глазками вытянут вперёд (рога улитки).

В домике она сидит, рожки высунув, молчит.

"Улитка" раскачивается из стороны в сторону.

Вот улиточка ползёт потихонечку вперёд.

Продвигать руку вперёд по столу.

На цветочек заползёт, лепесточки погрызёт.

"Улитка" заползает на "цветочек", поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").

Рожки в голову втянула,

Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").

В домик спряталась, заснула.

Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне".

ЧАСЫ

Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки, на средних пальчиках – глазки-гонзики.

Мышь полезла в первый раз 

Посмотреть, который час. 

Вдруг часы сказали: “Бом!”, 


Один хлопок над головой.

Мышь скатилась кувырком. 

Руки "скатываются" на пол. 

Мышь полезла второй раз 

Посмотреть, который час. 

Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
 

Два хлопка. 


Мышь скатилась кувырком. 

Мышь полезла в третий раз 

Посмотреть, который час. 

Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”
 

Три хлопка. 


Мышь скатилась кувырком 

ДВА КОЗЛИКА

На обеих руках прижимаем большими пальцами средние и безымянные. На средних пальчиках глазки –гонзики.

Как-то раз к кому-то в гости 

Шёл козлёнок через мостик,
 

Держим кисти горизонтально, сближаем руки. 


А навстречу шёл другой, 

Возвращался он домой. 


На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха. 


Два рогатых глупых братца 

Стали на мосту бодаться, 

Не желая уступить 

И другого пропустить. 

Долго козлики сражались, 

Разбегались и толкались. 

Вот с разбега лбами - бух! 


На слово "бух" - хлопаем в ладоши. 


И с моста в водичку - плюх! 

Роняем руки на колени.
 

ЧЕРЕПАШКА

Рука сжата в кулак. Большой палец сверху. На большом пальце глазки-гонзики.

Моя черепашка в коробке живёт,

Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).

Купается в ванне, 

Волнообразные движение кулаком в воздухе.

По полу ползёт.

"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).

Её на ладошке я буду носить,

Руки возвращаются в исходное положение.

Она не захочет меня укусить.

Отрицательный жест головой.
 

                                                                    ЖУЧОК

(Надеть глазки на средний палец правой руки, слегка приподнять его,

остальные пальцы это лапки жучка.

Руки должны находиться на столе.

Левая рука стоя, упирается локтём на стол, ладонь раскрыта к верху с широко расставленными пальцами (в виде дерева).

Передвигать пальцами правой руки по столу.

Жучок ползёт к левой руке)

Вот в лесу жучок живёт.

Он на дерево ползёт.

(Жучок забирается по левой руке на ладонь)

На листочек он забрался

И тихонько покачался.

(Покачать ладонь левой руки с жучком)

ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА

В одном красивом лесу была очень необычная волшебная поляна.

(Дети поднимают ладошки над ширмой, показывая лес)

Там росли чудесные цветы.

(Двое крайних детей соединяют большие пальцы и мизинцы, слегка раскрыв остальные пальцы, изображают цветы. Средний ребёнок убирает руки вниз и одевает глазки на указательные пальцы обеих рук, остальные пальцы сжимает в кулачок и поднимает одну руку с глазками)

И в этом лесу жила маленькая принцесса. Её звали Роза, она была очень красивая, у неё были большие и добрые глаза, она очень любила эту поляну.

(Дети, изображающие цветы, опускают руки вниз, остаётся рука с глазками. Она двигается по ширме влево и вправо)

Принцессе было очень скучно одной, и не с кем было поиграть.

(Рука с глазками опускается, появляются руки-цветы с двух сторон, и слегка покачиваясь)

И вот однажды на цветочной поляне появился маленький принц.

(Средний ребёнок поднимает другую руку с глазками)

Он был тоже очень красивый, весёлый и звонко смеялся. Его звали Василёк.

(Рука с глазками двигается от цветка к цветку)

Услышала принцесса звонкий смех, и пошла, посмотреть, кто там так смеется!

(Появляется вторая рука с глазками, глазки смотрят друг на друга)

Увидели они друг друга, познакомились, и стали дружить и вместе гулять по лесу, любуясь красотой волшебной цветочной поляны!

(Крайние дети изображают ладошками то деревья, то цветы)

СОЛНЫШКО ВСТАЛО – УТРО НАСТАЛО!

Гонзики, Гонзики - утром оживают!
Гонзики, Гонзики - глазки открывают!
Всем, кого увидят –
Шлют они «Привет!»,
И от вас, ребята, ждут они ответ!

( Взрослый задаёт рифму, а ребёнок, на руку которого надеты Гонзики, подбирает слово. )

ОК-ОК-ОК!
Здравствуй, шумный …ветерок!
ОК-ОК-ОК!
Здравствуй, быстрый… катерок!
ИЧКА-ИЧКА-ИЧКА!
Здравствуй, тёплая… водичка!
ЧОК-ЧОК-ЧОК!
Здравствуй, маленький… сверчок!
ОНОК-ОНОК-ОНОК!
Здравствуй, шустренький… зайчонок!
ОНОК-ОНОК-ОНОК!
Здравствуй, серенький …волчонок!
ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, хитренький… лисёнок!
ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, ласковый… котёнок!
ЁНОК-ЁНОК-ЁНОК!
Здравствуй, маленький…козлёнок!


БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ


Гонзики, Гонзики - смешные существа,
Гонзики, Гонзики - забавная братва!
Превратить большой предмет
Им поможет в маленький
Озорник звук [Ж]-
Очень уж удаленький.
( Гонзики надеты на одну руку)
Был красный флаг, а стал-…( флажок),
Был белый снег, а стал…
Был синий круг, а стал…
Был жёлтый стог, а стал…
В других словах он пошалил,
И вот какие получил:
Берег-…, друг-…, Сапог-…, рог- …, Пирог-…, утюг-… .


ГОНЗИКИ – СЧЕТОВОДЫ


Гонзики, Гонзики - смешные существа,
Гонзики, Гонзики - забавная братва!
Считают быстро всё вокруг:
И стол, и стул, и даже, круг!
( Детям предлагается от лица Гонзиков посчитать предметы и правильно назвать.

Важно: следить за правильным проговариванием окончаний!)
У двух Петрушек по пять …ватрушек.
У дяди Лёни пять ульев, у дяди Пети пять…стульев.
У тети Маши пять коров, у тети Даши пять …столов.
У тёти Лены шесть ножей, у трёх мышек шесть…ушей.
У бабы Даши пять внучат, а у волчицы пять …волчат.
В детсад пришли пять малышей, им нужно пять …карандашей.
Надели дети пять шарфов, у нас есть в группе пять…шкафов..и т.д.

                                    ОТГАДАЙ, ЧТО У КОГО В КАРМАНЕ

Гонзики, Гонзики - смешные существа,
Гонзики, Гонзики -забавная братва!
Гонзики любят вопросы задавать,
Быстро сумеют рифму подобрать!
У нашего Антошки в кармане …две картошки.
У нашей кошки в кармане… две брошки.
У нашей свинки в кармане …две картинки.
У нашего кота в кармане… два болта.
У нашего козлёнка в кармане… две пелёнки.
У нашего малыша в кармане… два карандаша.
У нашей малышки в кармане …две книжки.
У нашей матрёшки в кармане…две серёжки.
У нашей Машки в кармане…две шашки.
У нашей мошки в кармане…две крошки и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса»

В данной методической разработке описаны этапы создания тренинговой группы по профилатике эмоционального выгорания педагогов, тематическое планирование встреч, примеры упражнений...

«Организация образовательного процесса в ДОУ с детьми II младшей группы»

перспективное планирование и его необходимость в современном образовательном процессе...

Использование социо-игровой технологии в организации образовательного процесса ДОУ.

Использование социо-игровой технологии в организации образовательного процесса ДОУ....

Презентация. Опыт работы: «Совершенствование организации образовательного процесса через самостоятельную деятельность воспитанников старшего дошкольного возраста».

Цель: оптимизация предметно-пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников.Основные задачи: Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей.Развивать...

Методические рекомендации по практическому использованию мультфильма «Сказка о большом друге» в образовательном процессе.

Методические рекомендации по практическому использованию мультфильма «Сказка о большом друге» в образовательном процессе....

Выступление из опыта работы с презентацией авторского дидактического материал «ФЭМП и обучение грамоте дошкольников через использование игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей»

Так как игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.  Игровое обучение...