«Малые формы фольклора с детьми 2-3 лет»
материал (младшая группа)

Серкина Ирина Анатольевна

Мастер – класс  для  педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс  для  педагогов  

Тема: «Малые формы фольклора с детьми 2-3 лет».

Разработала  воспитатель:  Серкина.И.А.

МБДОУ «Детский сад» Радость»  (первая младшая группа)

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования малых фольклорных форм.

   

На протяжении нескольких лет я в своей работе использую малые формы фольклора и сегодня приглашаю вас принять участие в моем мастер-классе наших педагогов.

Давайте вспомним, что же такое фольклор? (ответы педагогов)

Слово «фольклор» пришло к нам из английского языка, еще в 19 веке. Сегодня это слово распространенно повсюду, так как означает «народная мудрость», устное народное творчество.

Давайте дадим вместе определение «устное народное творчество». (ответы педагогов)

Правильно: из уст в уста, народ, труд.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.

Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.         

Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

        Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт и общение.  Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

       Малые формы фольклора  широко применяются в работе с детьми, с целью развития их речи. 

Родители в наше время процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек, а произведения народного творчества не используют вообще в общении с ребенком.

Нелегко придумать игру с малышом, которому и нет двух лет. Вот здесь и придут на помощь игры с пальчиками! Это тренирует и массирует, поможет в речевом и умственном развитии.

Давайте поиграем в  пальчиковые  игры:

Игра 1 «Разноцветные горошки»

Раскатились по дорожке, разноцветные горошки.

Птички весело клюют, нам горошки не дают,

Дайте мне горошинку! Я такой хорошенький!

1–2 строчки - подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки. 3–4 строчки – пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки. 5 строчка – складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку. 6 строчка – обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове

Игра 2.«Кошка»  

Вот кулак (показываем кулачек)

А вот ладошка (показываем ладошку)

На ладошку села кошка (ставим свои пальцы на ладонь малыша)

И крадется потихоньку (2-3 раза пальцы шагают по руке)

Видно мышка там живет (щекочем)

Игра 3. «Курочка - рябушечка»

Курочка - рябушечка

По двору гуляла,

По двору гуляла, (не спеша «проходятся» указательным и средним пальцем по бедрам) Цыпляток считала.

Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять: (грозят указательным пальцем)

Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики на другой руке). Спасибо, уважаемые коллеги.

      Потешки помогают в повседневной жизни в нашем детском саду: подготовка ко сну, во время одевания

на прогулку и при умывании, в игровой деятельности. Фольклорные произведения сопровождаются действиями, или наоборот, действия сопровождаются чтением, обыгрыванием их.        

Мы в нашей группе, в  работе с детьми  такие фольклорные формы как: потешки, прибаутки, сказки, считалки, пальчиковые игры, хороводные  игры, загадки, песенки, повторялки, пословицы  и поговорки, кукольный театр.

Давайте разделимся на две команды. Одна команда будет вспоминать потешки в режимных моментах, а другая команда будет участвовать в викторине.

Уважаемые коллеги, перед вами лежат карточки с заданиями: нужно вспомнить потешки в режимных моментах. (педагоги выполняют задание)

Для второй команды проведем небольшую викторину. Внимательно слушаем и отвечаем.

Вопрос №1: Перечислите,  какие малые формы фольклора используют в детском саду?

Вопрос №2: Как называют короткие рифмованные стихи, где дети определяют ведущего? (считалки)

Вопрос №3: Как называют песни, которыми убаюкивают малышей? (колыбельные)

Вопрос №4: Какие сказки, помогают воспитывать нравственные ценности? (педагоги перечисляют различные варианты)

Вопрос №5: Назовите жанр фольклора «Витя – титя - карапуз съел у бабушки арбуз» (дразнилки)

Вопрос №6: Когда используется пестушка: «С гуся вода, с лебедя вода, с Пети вся худоба» (при купании)

Вопрос №7: Назовите форму фольклора? У Ивашки – рубашка, у рубашки – кормашки,

Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.  (скороговорка)

Вопрос №6: Назовите жанр фольклора, в котором по содержащему в вопросе образу надо найти правильный ответ? (загадка)

Молодцы, справились с заданием.

Первая команда  в свободной  форме  рассказывает варианты  используемых  потешек в  режимных  моментах.

Большое спасибо вам  за участие в этом конкурсе.

Малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми, действовать дружно и слажено, учат координировать и соотносить свои движения с движениями других.

Давайте, вспомним и поиграем в хороводную игру, которая очень нравиться детям «Качели»:

Мы на карусели сели, (встали в хоровод),

Завертелись карусели,

Завертелись карусели. (взявшись за руки пошли по кругу)

Пересели на качели. (остановка в кругу)

Вниз летели, вверх летели,

Вниз летели, вверх летели.   (присели, встали)

А теперь с тобой вдвоем мы на лодочке плывём. (взяться за руки разогнаться)

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.

К берегу пристала лодка. (остановились)

Мы на берег прыгнем ловко (прыжки вперед)

И поскачем по лужайке

Будто зайки, будто зайки! (скачут как зайки)

В завершении своего мастер класса хотелось сделать небольшой вывод: С помощью малых форм фольклора мы легко устанавливаем с каждым ребенком эмоциональный контакт и общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание малыша, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Знакомство с детским фольклором развивает  у детей речь. Они раньше начинают говорить, подпевать слоги, слова, произносить за взрослым стихотворный текст игр, игр - плясок, пальчиковых игр.

При любом действии с детьми самое главное - это доброжелательное общение с ними. От воспитателя требуется не только дать каждому  ребёнку какие-либо знания, умения, навыки, но и обеспечить чувство комфортности, психологической защищённости, доверия.

Наш мастер - класс подошел к концу. Благодарю  вас за участие.

Список используемой литературы:

1. Г. П. Федорова «На златом крыльце сидели » Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. СПБ «Детство-Пресс» 2000 г.

2.Составители: Т.И. Бахметьева, Г. п. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 2000г.

3.  Л.П. Савина «Пальчиковая  гимнастика  для  развития речи дошкольников».

4. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

.Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016 г.

5.  Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.

6. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; издательство «Просвещение», 1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.

Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....

Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...

Перспективный план работы по использованию малых форм фольклора с детьми 5-6 лет

Обучение родному языку, в том числе развитие образной речи, - одна из главных задач подготовки детей к школе. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое – развивается как основа мног...

Использование малых форм фольклора с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, частушки, потешки и др.) – это формы, впитывающие в себя веками народную мудрость, величайший народный опыт. Благодаря своей особенной организа...

Перспективный план работы по использованию малых форм фольклора с детьми 5-6 лет

Перспективный план работы по использованию малых форм фольклора  с детьми 5-6 лет...

Занятие по развитию речи с использованием малых форм фольклора с детьми группы раннего возраста «Весёлые дорожки»

Развитие связной речи детей группы раннего возраста посредством использования малых форм фольклера....