Главные вкладки

    Перспективный план работы по использованию малых форм фольклора с детьми 5-6 лет
    календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

    Зотова Александра Евгеньевна

    Перспективный план работы

    по использованию малых форм фольклора  с детьми 5-6 лет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnyy_plan.docx23.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план работы

    по использованию малых форм фольклора  с детьми 5-6 лет

    Месяц

    Содержание

    Форма работы

    Сентябрь

    «Без пословицы не проживёшь». Знакомство с понятием «устное народное творчество». Малые формы фольклора.

    «Без труда – не вытащишь и рыбки из пруда». Знакомство с пословицами о труде и лени

    Беседа в игровой деятельности, в повседневных бытовых ситуациях. Коллективные занятия при условии свободного участия детей

    Октябрь

    Рисование по пословицам о труде и лени. «Нарисуй пословицу».

    Дидактическая игра «Закончи пословицу», настольно-печатная игра «Сложи пословицу».

    Ноябрь

    «Наши любимые загадки». Знакомство детей с видами загадок: загадки-обманки, загадки-рифмовки, народные загадки.

    Игры: «Отгадай загадку и найди отгадку», «Придумай загадку» (по схеме), «Отгадай и сравни загадки о транспорте

    Коллективные занятия при условии свободного участия детей. Использование игр на занятиях по развитию речи и ФЭМП.

    Декабрь

    «В тереме расписном я живу,

    К себе в избу всех гостей приглашу…». Развлечение с пословицами и загадками.

    Пословицы о дружбе. Составь рассказ по пословице «Хорошо иметь друзей». Анализ сказки «Теремок».

    Пословицы и загадки о времени, часах на занятиях по ФЭМП.

    Коллективные занятия при условии свободного участия детей. В повседневных бытовых ситуациях,  на занятиях по ФЭМП, ознакомлению с худ. литературой.

    Январь

    «Водичка-водичка, умой моё личико…». Знакомство детей с понятием «потешка».

    Заучивание потешки «Тень-тень-потетень…».

    Разыгрывание потешки «Тень-тень-потетень» с помощью кукольного театра.

    Колыбельные песни. Их назначение. Прослушивание различных колыбельных песен.

    В повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в режимных моментах, коллективные занятия при условии свободного участия детей.

    Февраль

    Д/и «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах». «Отгадай загадку и вылепи».

    Пословицы о правдивости и лжи. Анализ сказки Л.Н.Толстого «Мужик и водяной».

    Народная подвижная игра «Кострома».

    В двигательной активности детей, на прогулке, в режимных моментах, а также на занятиях по развитию речи, ознакомления с худ. литературой.

    Март

    Рисование по загадкам о лесных зверюшках.

    Знакомство с понятием «скороговорка». «Ехал Грека через реку…».

    Заучивание скороговорки «Ехал Грека через реку…».

    Апрель

    Чтение нанайской сказки «Айога». «Как аукнется, так и откликнется».

    Дидактическая игра «Отгадай и сравни загадки о «двух братцах».

    Сюжетно-ролевая игра «Уложи дочку спать». Использование колыбельных песен.

    Пословицы и загадки с числами. Использование на занятиях по ФЭМП.

    Коллективные занятия при условии свободного участия детей. В повседневных бытовых ситуациях,  на занятиях по ФЭМП, ознакомлению с худ. литературой.

     

    Май

    Придумай сказки по пословице «Собирай по ягодке – соберёшь кузовок». Толкование пословицы.

    Считалки. Рассказывание считалок. Для чего используют?

    Дидактические игры: «Кто больше скажет пословиц», «Один скажет, другой продолжает».

    Игра: «Изобрази отгадку пантомимой».

    Рассказывание скороговорки: «Расскажите про покупки…».

    Иллюстрации к игровой потешке «Сорока-ворона».

    «Счастливая зыбка». Закрепление малых форм фольклора.

    В повседневных бытовых ситуациях, в режимных моментах, коллективные занятия при условии свободного участия детей, свободная деятельность детей. В сотрудничестве ребёнка и родителей. В играх, упражнениях, беседах.

    Тематический план

     непосредственно образовательной деятельности по формированию личности ребенка с помощью малых форм фольклора

    Сентябрь

    «Что летом родится — зимой пригодится»

    Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.

    Обогащать детей знаниями о природе. Воспитание у детей любви к природе.

    Игра – инсценировка «»

    «Восенушка— осень»

    Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Народные приметы, пословицы, поговорки об осени. Разучивание песенки - попевки «Восенушка— осень».

    Развлечение на основе фольклора с родителями «Осенины». Воспитание любви к природе, чувства прекрасного.

    «Во саду ли, в огороде»

    Беседа об овощах и фруктах. Загадки об овощах и фруктах. Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки». Сказка «Репка» и другие сказки об овощах и фруктах.

    Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

    Инсценировка сказки на основе фольклора «Репка» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей.

    «Хлеб всему голова»

    Беседа «Откуда хлеб пришел?», Знакомство со старинными орудиями труда— плугом, цепом, серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. Настольно-печатная игра «Ремесла на Руси».

    Фольклорный праздник «В гости к бабушке» (с участием родителей). Способствовать объединению родителей и детей. Воспитание бережного отношения к хлебу.

    «Игрушки»

    Знакомство детей с возникновением первых игрушек (какие они были и из чего их делали). Знакомство с русскими народными игрушками — дымковскими, филимоновскими, богородскими, матрешками. Рассматривание иллюстраций, игрушек. Рисование дымковских игрушек, матрешек. Рисование «Моя любимая игрушка».

    Вечер загадок «Игрушек много у меня». Воспитывать чувство прекрасного, интерес к народным промыслам. Учить отгадывать загадки.

    Октябрь

    «Одежда». «Сошью Маше сарафан»

    Знакомство с женской русской народной одеждой: сарафаном, рубахой, фартуком (передником). Рассматривание украшений (орнамент, цветочный узор и др.). Рисование «Русский сарафан». Аппликация «Русский сарафан».

    Мастерская «Сошью Маше сарафан» (изготовление одежды для куклы в русском стиле вместе с родителями).

    «Золотое веретено»

    Знакомство с предметами обихода — прялкой, веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено».

    Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".

    «Волшебные спицы»

    Знакомство со спицами, крючком и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья).

    Посещение городского музея.

    «Головные уборы»

    Знакомство с русскими головными уборами. Рассматривание иллюстраций, куклы в русском народном костюме. Рисование «Роспись кокошника». Рисование «Дымковская барышня в кокошнике».

    «Обувь»

    Знакомство с русской народной обувью (из чего делали, когда надевали). Рассматривание иллюстраций обуви, лаптей, валенок. Рисование «Роспись сапожка».

    Ноябрь

    «Посуда»

    Знакомство с предметами обихода  посудой (из чего делали, как использовали). Рассматривание иллюстраций. Рассматривание деревянной посуды' глиняной посуды, чугунов, подносов, предметов русских промыслов Хохломы, Гжели, Жостова. Чтение сказок «Лиса и журавль», «Три медведя», «Жихарка». Рисование «Роспись гжельской посуды», «Роспись хохломской посуды», «Роспись чайника» и др.

    «Веселые ложки»

    Знакомство с предметами обихода - деревянными ложками (из чего делали и как изготавливали). Чтение рассказа «Как Иван Васильевич баклуши бил». Рассматривание иллюстраций, ложек. Рисование «Роспись ложки».

    «Русский самовар»

    Знакомство с историей возникновения самовара (как использовали). Рассматривание иллюстраций, самовара. Чтение «Иван Иваныч самовар», «Самоварец, самовар -  самоварище» (Добрынин).

    «Деревья».

    «Русская березонька»

    Знакомство детей с символом Руси — березой. Народные истории, приметы, пословицы о русской березе; загадки, стихи. Чтение рассказов о русской березе. Стихотворение «Белая береза» С. Есенина. Рисование «Березка белоствольная», «Золотая осень» (березы).

    Декабрь

    «Домашние животные»

    Знакомство детей с домашними животными (детеныши, где живут и др.). Отгадывание загадок о домашних "животных. Рассматривание иллюстраций. Чтение сказок «Петушок и бобовое зернышко», «Лиса и петух», «Зимовье зверей», «Бычок — смоляной бочок» и др. Рисование домашних животных и птиц.

    Инсценировка сказки на основе фольклора «Про козлика» (с участием родителей). Воспитание к народному фольклору. Способствовать объединению родителей и детей.

    «Дикие животные»

    Беседа о диких животных. Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. Чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса и кот» и др. Рисование диких животных. 

    Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.

    Викторина «Из какой сказки животное»

    По отрывку из сказки или по иллюстрации нужно догадаться, из какой сказки герой. Настольно-печатная игра «Домики-сказки».

    «В тереме расписном я живу. К себе в избу  всех-гостей приглашу»

    Знакомство с избой и предметами русского народного быта. Рассматривание предметов. Рассматривание иллюстраций. Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками, русским народным бытом и гостеприимством. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Настольно-печатная игра «Русские ремесла».

    «Здравствуй, зимушка- зима»

    Беседа о характерных особенностях декабря и использование соответствующих пословиц, поговорок. Загадывание загадок о зиме. Чтение сказки К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». Рисование «Узоры Дедушки Мороза». Ручной труд «Снежинка» (складывание и вырезание из бумаги).

    Январь

    «С Новым годом поздравляем!»

    Беседа о традициях празднования Нового года на Руси и в других странах; почему елочку на Новый год украшают? Чтение сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка». Рисование новогодней елки; Снегурочка- внучка Деда Мороза! Подарки Дедушки Мороза. Ручной труд: новогодние игрушки из бумаги. Аппликация: поздравительная Открытка. Подготовка к Новому году, украшение комнаты группы и елки.

    Праздник «Рождество».

    «Гуляй, да присматривайся»

    Беседа о характерных особенностях января. Загадывание загадок о зиме, морозе. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (на времена года). Пословицы и поговорки о январе. Приметы января. Чтение сказки «Морозко». Рисование «Все деревья в серебру». Аппликации «Снегири на ветке».

    Февраль

    «Февраль  -  кривые дороги»

    Беседа о характерных особенностях - февраля. Пословицы, поговорки о феврале. Приметы. Загадки о зиме. Чтение сказки «Два Мороза». Рисование «Два мороза».

    23 февраля. «На героя и слава бежит»

    Рассказ о русских богатырях: Илье - Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Рассматривание иллюстрации картины Васнецова «Богатыри». Чтение былин: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Идолище», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алеша Попович,», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (на выбор).

    «Масленица Проско- вейка, встречаем тебя хорошенько!»

    Беседа о Масленице — знакомство с календарно-обрядовым праздником. Пение закличек, песен о Масленице, о весне, о зиме. Народные игры: «Путаница» и др. Досуг «Празднование Масленицы». Чаепитие (из самовара) с блинами.

    Март

    8 Марта. «Сердце матери лучше солнца греет»

    Беседа о маме с использованием народных пословиц и поговорок. Пение песен о маме. Чтение рассказов и стихов о маме. Изготовление подарка для мамы. Рисование «Портрет мамы». Рисование «Букет для мамы».

    «Грач на горе — весна на дворе»

    Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички, пословицы о весне, ее приметы. Чтение рассказов о весне. Рисование «Подснежник», аппликация «Мимоза».

    Апрель

    «Апрель, апрель — звенит капель»

    Беседа о месяце апреле. Приметы апреля. Ледоход, половодье. Чтение «Дед Мазай и зайцы», «Ледоход», «Половодье», «На шесте дворец, во дворце певец».

    «Весна красна цветами»

    Повторение закличек, песен, пословиц о весне. Чтение рассказов, сказок Н.Павловой «Под кустом». Рисование «Сирень», «Сады цветут».

    «Пасха»

    Беседа о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр «Верба - вербочка», «Солнышко-ведрышко». Рассказ об обычае обмениваться яйцами, о значении этого действия. Рисование «Роспись яиц».

    Развлечение  «Пасха в гости к нам пришла» - совместно с родителями.

    «Прощание с избой»

     Словесные народные игры. Пение частушек. Прощальное чаепитие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план знакомства с малыми формами фольклора

    Перспективный план использование малых форм фольклора...

    Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

    Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...

    Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста.

    Этот материал поможет родителям использоватьфольклор в развитии и воспитании своего ребенка....

    Использование малых форм фольклора на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

    Фольклор влияет на все стороны речи: лексическую, грамматическую, звуковую, связную. В работе представлено, как с помощью фольклора развивать речь детей, модель использования малых фольклорных форм (М...

    1.Перспективный план по использованию дидактических игр с детьми 2-3 лет

    Возможность использования дидактических игр и игрушек в разных видах деятельности....

    Перспективный план по использованию дидактических игр с детьми 2-3 лет

    Возможность использования дидактических игр и игрушек в разных видах деятельности....

    Перспективный план работы по использованию малых форм фольклора с детьми 5-6 лет

    Обучение родному языку, в том числе развитие образной речи, - одна из главных задач подготовки детей к школе. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое – развивается как основа мног...