Развитие креативности у дошкольников в ДОУ
консультация

Горелова Анна Николаевна

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность.

В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы.

Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kreativnosti_u_doshkolnikov_v_dou.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 42

Информация для воспитателей

на тему:

Развитие креативности у дошкольников в ДОУ

Подготовила: Горелова А.Н.

г.Арзамас, 2019г.

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность.

В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы.

Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь.

Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал.

Некоторые ошибочно понимают под развитием творческих способностей детей лишь активные занятия различными видами искусства – рисованием, музыкой, танцами. На самом деле, это направление куда шире, а различные секции и кружки – важная, но далеко не единственная его часть.

 Так что если мы хотим, чтобы наши дети выросли способными к неожиданным и инновационным решениям – заниматься этим стоит начинать с дошкольного возраста. От трёх до семи это лучший возраст для развития нестандартного мышления. В это время дети учатся использовать свою фантазию и управлять её.

Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения создать условия для систематичной комплексной (с привлечением всех специалистов ДОУ) работы по развитию креативности у детей дошкольного возраста.

Главное для педагога, помнить ряд правил:

• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

• уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была «глупой» или «неправильной» — не подавлять ее своим «правильным» отношением и мнением;

• предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

• безоценочность в отношении к детскому творчеству — то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

• не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то «не так», и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника процесса;

• не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

• больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

• развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, упражнения обычной гимнастикой, и т. п. ; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей — бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса.

Чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и формальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Воспитателю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски — это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности.

При наличии у педагога такого рода установок, которые будут всегда проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности; на поиск наиболее оптимальных путей к развитию творческого потенциала детей (организация дискуссий, диалогов, постановка новых целей, вопросов и проблем, решение вариативных задач, разумное молчание, совет и т. п.). Эта задача стоит перед педагогом в одном ряду с задачей выработки у дошкольников определённых умений и навыков, сообщения им суммы

Существует множество вариантов развития креативности личности у дошкольника. Хотелось бы остановиться на таком способе, как оригами.

Бумага – один из технологичных, декоративных, конструктивных, доступных и безопасных материалов.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания дошкольников. Занятия оригами формируют нравственные качества: коллективизм, умение сопереживать, желание радовать окружающих результатами своего труда.

В ходе работы ребенок учится внимательно слушать устные инструкции, последовательно выполнять действия, контролировать тонкие движения рук. Оригами улучшает пространственное воображение, глазомер, знакомит с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Работа в технике оригами является эффективным средством развития творческих способностей.

Не менее важным условием  развития творческих способностей детей  является активное участие в образовательном процессе  родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям.
При взаимодействии  с родителями целесообразно использовать такие формы работы: консультации, папки – передвижки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.  

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей ка...

Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность

Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие  креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, отличающейся инициативностью, любознательност...

Использование нетрадиционных способов рисования в развитии креативных способностей дошкольников

Как показывает практика, с помощью только традиционных форм рисования нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРИЗ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и кот...

Методические рекомендации для педагогов «Развитие креативных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой»

Методические рекомендации для педагогов включают в себя цель, задачи, формы и методы работы по  развитию  творческих способностей  детей в условиях детского сада в процессе ознакомления...

Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности дошкольника

“Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”...