Конспект по петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста на тему «Возникновение Петербурга»
план-конспект занятия (старшая группа)

Соколова Наталья Владимировна

Воспитание любви к родному городу, воспитание желания знать свой город являетя важным этапом патриотического воспитания. Поэтому начиная  с детского сада необходимо приобщать дошкольников к истории своего  города. Вашему вниманию предлагается конспект занятия по теме "Возниконовение Петербурга". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста

на тему

«Возникновение Петербурга»


Цели занятия:

  1. Дать знания о возникновении города.
  2. Дать знания о великих людях, живших и живущих в Петербурге.
  3. Дать знания о архитектурных памятниках.
  4. Учить слышать характер музыки, пробовать передать его движениями.
  5. Расширять словарный запас детей за счет архитектурных терминов. Учить обосновывать свои ответы.
  6. Развивать любовь к родному городу, чувство гордости за слова «Я – петербуржец».

Демонстрационный материал:

  1. Иллюстрации Петропавловской крепости.
  2. Иллюстрации Петропавловского собора.
  3. Физическая карта России.
  4. Музыка Глиэра и Чайковского.

Раздаточный материал:

  1. Схематическое изображение дельты Невы.

   Воспитатель:

Звучит «Гимн великому городу» Глиэра.


     Ребята, кто знает, как называется эта музыка?
А какая это музыка, что вы о ней можете рассказать? (Это торжественная музыка. Она не быстрая. Она не грустная и не веселая. Ее играют на разных инструментах).
 
    Совершенно верно. Вы сейчас услышали музыку композитора Глиэра, которая называется «Гимн великому городу». Глиэр посвятил ее Петербургу. Гимн – это торжественная музыка прославляющая что-то. В данном случае – наш город.
    Но когда то давным-давно нашего города не было. Вместо него был лес, болота и небольшие деревни по берегам реки Невы. А еще стояла небольшая крепость Ниеншанс.


    Посмотрите на карту. Это наша Россия. Вот здесь сейчас находится наш город. А во времена царя Петра I недалеко от этих мест шла война со шведами.

     Шведский король Карл XII воевал с Россией. И чтобы защитить русские земли, русский царь Петр I решил построить город, который закрепил бы выход к морю для русских людей и не дал бы шведам пробраться в глубь России. Вот отсюда нападал Карл XII. Посмотрите, как удобно было защищать русские земли, если построить тут город.  А вот на этой карте мы видим, как река Нева протекает из Ладожского озера в Финский залив. Вот здесь находилась древняя крепость Ниеншанс.

     Но Петр I велел не укреплять старую крепость, а строить новую вот здесь. Как вы думаете, почему? (Тут остров, вокруг вода, и рядом много рек. На крепость будет трудно напасть, а защитники смогут охранять все речки, которые здесь текут и берега тоже. Она похожа на шестиугольник с выступами. Чтобы лучше стрелять по врагам). 
 
    Вы наблюдательны. Хорошо. На этом острове жило много зайцев. Поэтому он так и назывался «Заячий» остров. На нем начали строить земляную крепость. Сам Петр I нарисовал план новой крепости. Он выглядел вот так.


 
Показать план.

     На что похожа крепость?
А как вы думаете, для чего такие выступы нужны? Правильно.
Но земляные стены не прочные и их начали обкладывать кирпичом, а затем и частично мрамором. Но это потом, а в 1703 году внутри земляной крепости стали строить еще и деревянную церковь во имя святых Петра и Павла. По имени церкви крепость и назвали Петропавловской. Солдатам и рабочим нужно было где-то жить. поэтому рядом со строительством Петропавловской крепости стали строиться дома для рабочих и ремесленников, казармы для солдат, дома для богатых людей и строить их стали вот тут. А на другом берегу реки Невы стали строить кораблестроительный завод, чтобы укрепить российский флот. Люди с большим трудом строили наш город, но и у них были выходные дни. Тогда они любили повеселиться. Послушайте «Камаринскую» и расскажите мне, какая это музыка.
Звучит «Камаринская» П.И. Чайковского
Так выходите , попляшите.
У вас отлично получилось. Эту музыку написал русский композитор П.И. Чайковский.
 
    А теперь мы все превращаемся в архитекторов и попробуем сделать проект нашего города. Архитекторы -  это люди, которые придумывают различные здания, крепости и другие строительные объекты. У вас на столах лежат карты местности, где стоит наш город. Найдите, пожалуйста, Заячий остров и изобразите на нем Петропавловскую крепость так, как будто вы видите ее с высоты птичьего полета, а потом найдите место, где строили дома для рабочих и казармы для солдат и нарисуйте домики для них. Тогда у нас получится план города.
У вас замечательно получилось.
 
    Вы сегодня узнали, для чего нужно было Петру I построить на реке Неве город. Для чего?
Вы узнали, с чего началось строительство нашего города. С чего?
Вы узнали ,почему крепость назвали Петропавловской. Почему?
 
    Догадайтесь теперь, почему наш город назвали Петербургом?
Молодцы. Догадались. Действительно, наш город назвали в честь святого Петра, который был покровителем Петра I. несите свои проекты, устроим настоящую выставку проектов нашего города.

 
 
 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста Тема: День Защитника Отечества»

Конспект досугового мероприятия для детейстаршего дошкольного возраста              Тема: День Защитника Отечества»...

Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Деревья смотрят в воду»

Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки)....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Светлая Пасха»

Знакомство детей с православным праздником "Светлое Воскресение Христово", с его историей, обычаями и обрядами, связанными с  праздником....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема "Пресвятая Богородица"

Познакомить с земной жизнью Богородица. Способствовать воспитанию духовной культуры. Воспитывать у детей  интерес к родной культуре и ее традициям....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста» Тема: "Мы - друзья природы"

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста»Тема: "Мы - друзья природы"...