Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Мы в Мордовии живем»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
методические материалы для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_my_v_mordovii_zhivem.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Мы в Мордовии живем»
Программное содержание:
Расширить и углубить знания детей о достопримечательностях и государственных символах Саранска; продолжать закреплять знания о быте, одежде и национальной кухне мордвы. Закрепить умение сравнивать, находить различия между городом и деревней. Продолжать учить работать со схемами.
Формировать правила безопасной жизнедеятельности.
Развивать мышление, внимание, речь, память.
Воспитывать любовь к родному городу, положительное отношение к культурному наследию мордовского народа.
Образовательные области: «коммуникативно- личностное развитие», «познавательно-речевое развитие», «художественно- эстетическое развитие», «физическое развитие».
Методические приемы:
Словесный: обобщающая беседа, повторное проговаривание, рассматривание, вопросы.
Наглядный: предметы быта, интерьера, фотографии.
Игровой: «Кубик – рубик», «Осторожно, огонь», «Горшочек».
Практический: «Собери герб Саранска», «Найди по схеме».
Материалы: изображение герба г. Саранск, куб с изображением памятников на гранях; фотографии с изображения спортивных центров и зданий Саранска.
Раздаточный материал: вырезанные детали герба Саранска для самостоятельной работы.
Предварительная работа:
- разучивание колыбельной песни;
- разучивание пословиц о Родине;
- знакомство с достопримечательностями Саранска
В России средь берёзовых просторов
Полянка есть – Мордовия моя.
Она как песня матери, с которой,
За горы уходили, за моря!
Восп.: О чём это стихотворение?
Реб.: Стихотворение о Мордовии.
Восп.: С чем сравнивается Мордовия?
Реб.: С песней матери.
Восп.: Да, и что Мордовия является частицей нашей большой многонациональной России, где у каждого гражданина есть права. Одно из прав право на жильё. Мы можем выбрать себе место для проживания, решить, где нам жить в городе или деревне.
Восп.: А вы знаете, чем отличается город от деревни?
Реб.: В городах большие многоэтажные дома, в деревне маленькие одноэтажные.
Реб.: В городах много улиц, дорог по которым ездят машины, троллейбусы, автобусы, а в деревне только машины и их мало.
Реб.: в городах есть заводы, фабрики, парки, театры, музеи, а в деревне этого нет…
Восп.: А Саранск это город или деревня?
Реб.: Саранск – город.
Восп.: Правильно. Саранск – город. У него есть свои символы: флаг, герб. Вспомните, пожалуйста, какой герб у Саранска, из предложенного материала выберите нужные детали и сложите герб Саранска.
(Дети садятся за столы.)
Игра «Собери герб Саранска».
Восп.: А теперь посмотрите на картинку с гербом и проверьте, правильно ли вы сложили его.
Восп.: Саранск большой и красивый город, где много улиц, проспектов, площадей. У каждого есть своё название. У каждого дома есть свой номер. Квартиры тоже различаются по номерам. Благодаря этому человек может точно обозначить своё место на Земле, где он живёт. Это обозначение называется адресом.
Восп.: А вы знаете свой адрес? (Дети называют свои адреса).
Восп.: Назовите адрес нашего детского сада. Для чего нужно знать свой адрес? Ко всем ли людям можно обратиться за помощью?
Восп.: А сейчас я прочитаю предложения, а вы внимательно слушайте, если заметите ошибку, то исправьте.
1. Столица республики Мордовия город Краснослабодск. (Саранск).
2. Самая большая площадь в Саранске Советская.
3. Кукольные спектакли проходят в музыкально-драматическом театре. (В кукольном театре).
4. Памятник погибшим воинам находится на советской площади. (На площади Победы).
5. Саранск самый крупный город в Мордовии.
Восп.: Знаете ли вы достопримечательности нашего города? Проверим это, играя в наш «кубик-рубик». Пройдите, пожалуйста к столу. Вы бросаете куб и называете, что выпало.
Игра «Кубик-рубик».
Восп.: Молодцы, вы правильно отвечали. Прошу пройдите к следующему столу. Здесь на фотографиях изображены необычные, красивые здания города Саранска, с которым вы уже знакомы. А сегодня предлагаю всем найти здание по схеме. (Выставляется схема здания, дети ищут изображение здания).
Игра «Найдите по схеме».
Восп.: Здание нашли, идём дальше. На этом стенде фотографии других зданий. В этом году в нашей стране, в городе Сочи проходят зимние Олимпийские игры, где участвуют и наши спортсмены. 7 февраля будет открытие олимпийских игр. Мордовия вырастила олимпийских чемпионов, которые известны всему миру. У нас в детском саду тоже прошли малые олимпийские игры и самым сильным, быстрым и ловким были вручены медали.
Восп.: Посмотрите, что это за спортивные сооружения?
Дети показывают те спортивные сооружения, которые им знакомы, ответы дополняет воспитатель.
Восп.: В эти спортивные центры люди приходят заниматься спортом. А для чего нужно заниматься спортом? А также приходят в выходные дни отдыхать, покататься на лыжах или посмотреть соревнования спортсменов. А где ещё можно отдыхать в нашем городе?
Реб.: В парке, в музее, в театре.
Восп.: У нас много прекрасных мест отдыха, но надо помнить, что вокруг нас много опасностей. Давайте вспомним правила безопасности в городе.
Реб.: На городских улицах много машин, поэтому переходить дорогу нужно только со взрослыми.
Реб.: Нельзя одному гулять на улице, особенно в тёмное время.
Реб.: С просьбами и вопросами лучше обращаться к милиционеру.
Реб.: Нельзя уходить с незнакомыми людьми, что бы они не обещали и не говорили.
Реб.: Нельзя одному гулять у леса, стройки, гаражей.
Реб.: Опасно входить в подъезд, лифт с незнакомыми людьми.
Реб.: Если кто-то пытается силой увести, надо сопротивляться, кричать: «Я вас не знаю! Отпустите меня!» Если удалось вырваться надо бежать к людям.
Восп.: Ребята, помните эти правила всегда. О каком городе мы с вами говорили? (О Саранске). Когда-то давно Саранск был крепостью, а потом уездным городом. И жизнь наших прабабушек и прадедушек была совсем другой, ни как у нас. Хотите узнать как они жили? Тогда давайте пойдём в хранительнице народных традиций, она расскажет нам.
- Шумбрачи, эйкакшт!
-Шумбрачи, инжеть!
-Я рада вас видеть у себя в гостях. Сегодня мы поговорим с вами о том, как раньше люди жили в нашем крае.
Мордовский народ – это очень древний народ. Наши прабабушки, и прадедушки жили в сёлах и деревнях.
Село – по русски, по эрзянски-веле,
И вот уже столетья пролетели,
Но жив народ и радостна земля,
Что этому народу жизнь дала.
-Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках. Вспомните, какие пословицы мы разучивали на прошлых занятиях.
• Человек без Родины, что птица без гнезда.
• Родная земля - родная мать.
• Каждый дом своего хозяина имеет.
• Куда иголка туда и нитка.
Мордовские деревни были небольшими, всего в несколько домов. Дома строились из дерева, а крыши были покрыты камышом или соломой.
- Ребята, как вы думаете, какая опасность подстерегала людей в таких домах? (быстро возникал пожар, потому что солома быстро загорается; с одного дома пламя перекидывается на другой дом)
Игра «Осторожно, огонь!»
- Перед вами 3 дома: у одного крыша покрыта соломой, у второго – деревом, а у третьего – железная крыша. Поставьте огонек на тот дом, в котором пожар может загореться быстрее всего.
- Молодцы, ребята!
-Ребята, раньше в одном доме жило много людей. Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. В свободное время водили хороводы, веселились, играли.
Восп: Ребята, а мы с вами тоже умеем играть в мордовские игры.
- А вы знаете мордовскую народную игру «Горшочки»? (да). А давайте поиграем!
-А вы знаете, как нужно играть, чтобы игра приносила радость, а не синяки и обиды?
(Правила игры)
(Дети делятся на пары, один из пары горшочек, другой хозяин, тот кто остался без пары, покупатель. Покупатель выбирает себе горшочек и спрашивает у хозяина:
-Продашь свой горшок.
Хозяин отвечает: Продам
После этих слов оба дотрагиваются руками до горшочка, а остальные считают: вейке (один), кавто (два), колмо (три) чийть (беги). Дети бегут навстречу друг другу. Тот, кто первый прибежит и дотронется до головы горшка, тот и - хозяин, а другой становится покупателем.
-А сейчас я приглашаю вас пройти в мордовскую старинную избу. Большое место в избе занимала печь. Она кормила, спасала от холода, избавляла от болезни (хвори). А сколько сказок было рассказано на печи! Недаром говорится: «Печь краса- в доме чудеса»!
Детей в семье было много. Кроме сказок они любили слушать колыбельные песни.
Восп. Ребята, мы тоже знаем колыбельную песню. Давайте ее споем.
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
-Вечером зажигались лучины. Это было первым средством освещения избы. Под горящую лучину обязательно ставили емкость с водой, для того чтобы пепел не падал на стол и не случился пожар.
На смену лучине пришла свеча. Свечное освещение в деревне не всем было доступно. Свечи долгое время были довольно дорогим удовольствием. Поэтому их зажигали по праздникам, а в будни использовали лучину. Керосиновые лампы изобрели позднее, когда появился керосин. С керосиновой лампой можно было уже смело передвигаться по дому и по улице.
-Вечерами мужчины плели из лыка лапти, подшивали валенки. Женщины ткали полотна для приготовления одежды. Девушки занимались рукоделием: вышивали, вязали, шили, делали из ниток кукол своим младшим сёстрам.
Одевались раньше только в национальную одежду, которую изготавливали сами. Мордовский народ очень бережно относился к своей одежде, а хранили ее в сундуках (Эрямо парь).
В середине избы стоял стол. Посмотрите, какой посудой пользовались наши предки. Она изготавливались из глины, дерева, реже из металла. Вот в таких глиняных горшках люди хранили молоко, оно там долго не прокисало. В этой посуде готовилась традиционная мордовская еда.
- А какая самая знаменитая мордовская еда?
Дети: Блины
- Правильно, мордовские блины отличаются от русских. Обычно их готовят из теста с добавлением пшена и гречки. Пекли блины толстыми и пышными. А какие они вкусные! Я хочу угостить вас!
-А закончить нашу экскурсию мне хочется такими словами:
Мордовия – часть нашей славной России!
Прекрасная родина светлой мечты,
Не сыщешь нигде в мире края красивей.
Об этом всегда помню я, помни ты.
Используемая литература.
- Авдеева Н.Н «Безопасность» - С.-П. 2002г
- Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников» - М. 1998г
- Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице» - С.-П. 2008г
- Коломеец Н.В. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет» - Волгоград :2011
- Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности» - М.:2009г.
- Шорыгина Т.А. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» -М.:2009
- Мы в Мордовии живем: пример. регион. модуль программы дошк. образования О.В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
- Терехин А.Ф. Терешкин И.С. Достопримечательности Мордовии Саранск Мордов. кн. изд-во,1989.
- Валдоня: Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия/ М-во образов. Респ. Мордовия.-Саранск:2001.
- Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М Авт- сост. Е.Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста» Тема: "Мы - друзья природы"
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста»Тема: "Мы - друзья природы"...
конспект интегрированного занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в страну Рычанию"
« Путешествие в страну Рычанию».Цель: Закрепить материал, изучаемый на занятиях. Создать эмоционально - приподнятое настроение, ощущение радости праздника. Увлечь детей сказочным сюжетом.Задачи:Закреп...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень».
Интеграция образовательных областей:«Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура»....
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет группы компенсирующей направленности. Тема: «Сарафан для Василисы и рубашка для Ивана»
Интегририрование познавательной и художественно-эстетической деятельности. Познакомить детей с разнообразием русского костюма. Закреплять умение выделять одинаковые детали, раз...
Конспект интегрированной НОД для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Радугу спасаем"
Данный материал разработан в соответствии с ФГОС, будет интересен и полезен педагогам детских садов. Увлекательное путешествие в разноцветную страну, интересные задания, желание оказать помощь тому, к...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста ТЕМА: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возрастаТЕМА: ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ И ЛЮБВИ К РОДНЫМ КРАЯМ.Цель: Воспитывать любовь к родному краю, ценить и сохранять ее.Зада...
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Мы - жители планеты Земля».
Цели и задачи: -формировать представления о планете Земля и жизни людей на планете;-учить находить отличительные особенности людей, живущих в разных странах и частях света;-формировать умение ориентир...