Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в организации образовательной деятельности ДОУ»
консультация

Страхова Анастасия Андрияновна

Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в организации образовательной деятельности ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Использование интерактивных технологий в организации образовательной деятельности ДОУ»

Как сказал К. Д. Ушинский: «Ученик – это не сосуд,

который надо наполнить,

а факел, который надо зажечь».

Применяя информационные технологии

на музыкальном занятии,

можно зажечь этот «факел».

Компьютеризация постепенно проникает практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Сейчас уже привычными для нас  медиа - устройствами  стали  цифровые  фотоаппараты, принтеры,  сканеры,  копиры,  мобильные  телефоны  с  возможностью выхода  в  Интернет  и, конечно же, компьютеры. Современный  детский сад не должен отставать от требований  времени, а значит, и  современный  музыкальный  руководитель  должен  использовать тот же компьютер, но уже  для  формирования  художественного вкуса,  развития  творческого  потенциала ребёнка и гармонического развития  личности  в  целом.

В наш век все более актуальным становится использование информационно-компьютерных технологий на занятиях музыки. Музыкальные занятия в детском саду должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

В настоящее время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим ее функционирования и развития как открытой образовательной системы.

Нами ИКТ рассматривается, как универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, изменить развивающую среду детского сада. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения старших дошкольников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • ИКТ является отличным средством для решения задач обучения.

Использование в процессе музыкального  воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками.  Занятия с показом  видео-песенок, презентаций гораздо интереснее.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к совместной музыкальной деятельности, при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, а  также   на развлечениях и праздниках.

Мультимедиа презентации, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности  наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана или интерактивной доски.

Это позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать  все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.
Используя возможности программы  Power Point,  можно разработать и использовать мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности:

1. Восприятие музыки.

Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов,  видеоряд иллюстраций  к  музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т.д.

2. Музыкально-ритмические движения и танцы.

Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

3. Пение.

По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

4. Музыкально-дидактические игры.

Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя  игры - презентации  по темам: «Жанры»,  «Три кита в музыке», «Лад», «Ритм и темп», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий, игры-презентации как  форму викторины на вечерах досуга.

Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Широкое применение получили музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

Применение компьютерных обучающих и игровых программ в музыкальном образовании дошкольников реально может стать базой для формирования музыкальных предпочтений, культуры слушания и развития эмоциональной отзывчивости детей.

При использовании компьютера в воспитательно - образовательном процессе необходимо знать и соблюдать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие безопасность использования информационных технологий в работе с детьми.

При использовании мультимедийных технологий в рамках образовательного учреждения должны быть соблюдены следующие требования:

  • Правила техники безопасности в компьютерном классе.
  • Правила противопожарной безопасности.
  • Правила охраны труда, охраны жизни и здоровья детей.

Независимо от формы и вида применения компьютерных технологий для развития детей, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к использованию компьютерных технологий в учебном процессе согласно СанПиН.

Продолжительность ребёнка работы с компьютерной программой обусловлена физиологическими особенностями каждой возрастной группы детей:

  • От 5 до 6 лет – не более 15 минут в течение дня;
  • От 6 до 7лет – не более 20 минут.

. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.

     Я активно использую компьютерные технологии  на музыкальных занятиях и на праздниках, на развлечениях и в индивидуальной работе, в методической работе,  для самообразования и повышения квалификации. Провожу контроль и при подведении итогов.  Стараюсь качественно изменить условия для развития музыкальных способностей через оснащение материально-технической базы. Просвещаю родителей и воспитателей в области музыкального развития детей. Обобщаю и делюсь опытом на тему «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя» среди коллег музыкантов и воспитателей на педсоветах, методических объединениях.

Ведь компьютер не  только способствует  закреплению  и  уточнению знаний, но и  повышает  познавательную  активность  детей  дошкольного  возраста.

     Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным. Важной задачей музыкального руководителя является гармоничное соединение  современных  технологий с традиционными средствами развития  ребёнка  для  формирования психических  процессов, основных сфер личности, развития творческих способностей.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ. В своей работе я широко применяю музыкальные энциклопедии: «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Популярная музыка»; обучающие программы: «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Работая с программой «Энциклопедия классической музыки» можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и   просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.  На основе программы Microsoft Power Point можно создать компьютерную игру, которая бы включала в себя комплекс различных видов музыкальной деятельности.

Наиболее распространённый вид представления демонстрационного материала – мультимедиа презентация, сочетающая  в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребёнку. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают мне добиться поставленных целей. Используя возможности программ Power Point, киностудии Windows Live, я разрабатываю и использую мультимедийные презентации по всем видам музыкальной деятельности.

     При восприятии музыки, во время знакомства с творчеством того или иного композитора, различными жанрами музыки  использую  портреты, видеоряды иллюстраций к музыкальным произведениям и т.д. Применяю различные способы подачи учебного материала,  разнообразные приёмы и методы в обучении (это могут быть зарисовки природы, из жизни животных, просмотр записей с симфонических оркестров, спектаклей и т.д.).

Например:*Л. Бетховен «Лунная соната» - зарисовки природы;

*П. Чайковский «Декабрь» в исполнении  Д. Мацуева –

трансляция из концертного зала. (www.youtube.com)

    При разучивании музыкально-ритмических  движений  и  танцев  в своей работе, я довольно часто использую аудиозаписи или видеозаписи, что повышает эффективность моей работы, так как нет необходимости  неотрывно  сидеть  за фортепиано, и появляется возможность  самой  показать  танцевальное движение или кого-то поправить. Новые движения можно записать на видео, которое затем демонстрируется  детям,  для  того  чтобы,  они  посмотрели  красивый   показ  и  постарались  сделать так же. Это позволяет добиться выразительного  качественного  выполнения  движений,  и проследить, чтобы дети точно передавали особенности того или иного произведения. Такой приём развивает у воспитанников память, внимание, потому что информация преподносится в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

В-третьих, презентация помогает педагогу при проведении НОД, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о красоте, о любом композиторе, о произведении. Мы ведь живём далеко от нашей столицы. Как передать детям красоту этого города, её величие, её достопримечательности? Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей действительности.

    Помимо презентаций и клипов, я активно использую мультфильмы с классической музыкой. Это такие как:

1.     «Детский альбом» режиссер И.Ковалевская. В мультфильме представлены некоторые пьесы из «Детского альбома». В нем нет слов, но дети смотрят с огромным интересом. Очень интересен замысел мультфильма, объединивший разные пьесы гениального композитора.

2.     «Гномы и горный король» режиссер И.Ковалевская. Мультфильм- фантазия на музыку Э.Грига. Мультфильм тоже без слов и очень хорошо развивает фантазию детей.

3.     «Фантазия 2000» У.Дисней, яркий и красочный мультфильм на классическую музыку композиторов разных эпох. Это как бы несколько мультфильмов в одном мультфильме. Я нарезала его на части, убрав диалоги между ними и наши воспитанник смотрят просто в виде коротких мультиков.

4.     «Петя и волк», режиссер И.Медведева. Замечательный мультфильм с музыкой С.Прокофьева, которая знакомит детей с симфонической формой. Рекомендую всем. Также хочу посоветовать фильм 1976 г. «Петя и волк», режиссера Г,Бабушкина, где сказка представленма в виде спектакля.

5.     «Адажио», музыка Альбиони, режиссер Г.Бардин, мультфильм, который затронул взрослую тему терпимости, тему толпы и личности, но при этом дети понимают смысл этой непростой темы. А красивая музыка не оставляет равнодушным никого.

6.     «Снегурочка», режиссер А.Снежко- Блоцкая, по мотивам оперы Римского- Корсакова «Снегурочка». Мультфильм для старших дошкольников, знакомит детей с жанром оперы.

7.     «Сказки старого пианино» Е. Петкевич, мультфильм, рассказывающий о великих композиторах.

В пении по  графическому  изображению  можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам - подсказкам узнавать и учить песни. Я считаю необходимым развивать у детей  умение  вслушиваться  в  чужое и собственное исполнение. Для этого используются  микрофон  и  минусовые записи различных детских песен. При  этом  необходимо  учитывать возрастные особенности детей, темп, ритм, тональность фонограмм, характер  аранжировок  и  т. д.

Компьютер даёт широкие возможности и в игре. Ведь  для  ребёнка  дошкольного возраста  игра – это  одна  из  важнейших частей  его  деятельности,  в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется  и  развивается  личность  ребёнка.  Чтобы  развивать  музыкально - слуховые  представления, ладовое чувство  и  чувство ритма, я использую игры - презентации  по темам: «Жанры»,  «Три кита в музыке», «Лад», «Ритм и темп», «Инструменты симфонического оркестра» и т.д.

*Интерактивная  игра  «Один  лишний»,

*Музыкально – дидактическая  игра  на  развитие  тембрового  слуха

«Узнай звуки». Автор Александрова И.А. (http://pedsovet.su)

* Путешествие  по музыкальной «Угадай-ке»

Автор Самохина Е. К. (http://viki.rdf.ru/cat/musika)

     Функции демонстрационного материала  на  развлечениях  и  детских утренниках, досугах могут  выполнять  фотографии самих детей на участке, на экскурсиях, это могут быть фотографии из домашних альбомов, предоставленные самими родителями.  Мы  вместе с детьми подбираем  фотографии или предложенные картинки  к  прослушанному  произведению  или  песне. Глаза у детей горят, им очень нравится, и что самое главное, даже те дети, которые к занятиям безразличны - принимают в этом участие.

     Существует  множество  программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового  музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

     В своей работе я использую такие программы, как:

* программа раннего обучения  Kidsmart, предназначенная для обучения детей младшего возраста (3-7 лет) с использованием информационных и коммуникационных технологий.  Важной частью программы  является русифицированное обучающее программное обеспечение, с помощью которого дети, в сопровождении сказочных персонажей, попадают, в так называемые, «Научные домики». Каждый из «Научных домиков» направлен на формирование у детей определённых навыков: музыки, математики, знания о Земле и т.д. Эту программу я использую  в индивидуальной работе с детьми для развития тембрового слуха, звуковысотного слуха, над развитием музыкальной памяти и музыкальной грамоты. Эта программа нацелена на развитие у детей певческого творчества …

     *mp3 Direct Cut  - программа - редактор MP3 аудиофайлов, позволяет мне вырезать фрагменты записи, обрезать, копировать и вставлять.

*Format Factory - компьютерная  программа для конвертации мультимедийных  файлов.

*В  программе  Sony  Sound  Forge  Audio  Studio  есть   большое количество всевозможных   функций   для   работы   с   аудио   файлами,  позволяющих  записывать,  кодировать,  восстанавливать,  а  также  редактировать.

 На праздниках, как сюрпризный момент, часто использую  звукозапись, записанную на диктофон. Это может быть диктофон сотового телефона,  плейера  или  же  самого ноутбука. Так,  на  глазах детей   «оживает» новогодняя  ёлочка, волшебное зеркало, школьный портфель, далёкая планета  и многие другие  персонажи  детских утренников. И с помощью   программы Sony Sound Forge можно  добиться  различных звуковых эффектов  (фоновой обработки). Звук  может  затухать, наоборот нарастать, может вибрировать или подобно эху резонировать в пространстве. Для  приготовления атрибутов используется сканер. Отсканированные картинки овощей со страниц детских книг «перешли» на головы  детей, в виде  шапочек. И  в  нашем  хороводе «Соберём  урожай» С. Насауленко вместе с детьми танцуют и играют  капуста  с помидором, лук, морковь и другие овощи. Всё это оказывает большое впечатление и  на детей, и на родителей, делая праздник  ярким и запоминающимся.

Но стоит обратить внимание, что вносить что-то новое следует с особой осторожностью. Ведь раннее детство – не только источник человеческой одарённости, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. «Помоги, но не навреди!» - это принцип, которому нужно следовать, внедряя информационно - коммуникационные технологии в обучение детей. Успех ИКТ педагогического процесса зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых средств.

Результатом своей деятельности считаю повышения уровня музыкальных способностей детей. Дети с большим интересом стали заниматься на музыкальных занятиях, и потом в свободное время можно услышать их пение, понравившейся песни. В каждой группе есть своя фонотека музыки, составленная мною в период разучивания танцев, хороводов, песен. Так вот, дети с удовольствием поют, танцуют  и начинают импровизировать, придумывая свои движения. Всё это говорит, что у детей возник интерес к музыке, к хорошей музыке.

       В перспективе я планирую продолжать работу над развитием  навыков  сольного  пения и игрой на детских музыкальных инструментах и осваивать дальше компьютерные технологии.

Умение пользоваться интернетом позволяет быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, размещать свои работы в медиатеках, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег – педагогов, хранить свои файлы. Общение на форумах с коллегами со всей России помогает идти вперед в работе музыкального руководителя. Заявить о себе и своей деятельности педагогическому сообществу помогают социальные сети, где я делюсь своими наработками.

     Работа с родителями – ещё одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Различные презентации можно использовать на родительских собраниях и  совместных с родителями мероприятиях. Результаты диагностики детей можно представлять в виде таблиц и диаграмм.

     Многие родители также пользуются интернет ресурсами. В связи с этим нами был создан сайт нашего детского сада, где находится моя страничка. В этой теме я создала темы наиболее интересные для родителей это: консультации для родителей, музыкальные занятия, новости, интересные ссылки, тесты для родителей, фотографии различных мероприятий. Также с помощью сайта родители могут задать мне интересующие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Что же такое интерактивная технология обучения?Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, д...

Консультация для педагогов«Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»

Консультация для воспитателей «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»...

Консультация для педагогов «Социо - игровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников»

Консультация для педагогов «Социо - игровая технология в организации образовательной деятельности дошкольников»...

Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»

Консультация для педагогов  «Использование интерактивных технологий в работе воспитателя ДОУ»...

Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ»....

«Использование интерактивных технологий в непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Актуальность.   Воспитание и образование – педагогически рациональное управление процессом развития личности ребёнка.   Интерактивное обучение – это специальная форма о...