родительское собрание "Почему ребенку с ОВЗ ЗПР нужна игра"
материал (старшая группа)

Банщикова М. В., воспитатель,

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 100 «Берегиня»,

город Иркутск.

Тема: «Почему ребенку с ОВЗ нужна игра»

Игра не просто забава.

Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного

 развития.

Д.В. Менджерицкая

Цель: повышение компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности детей с ОВЗ (ЗПР) в  условиях семьи.

Задачи: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка с ОВЗ

Заинтересовать проблемой. Развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.

Форма проведения: классическое – дискуссионное.  Донесение информации до родителей. Определение позиций по тому или иному вопросу.

Участники: учитель - дефектолог, воспитатели, родители.

Присутствующим предоставляется возможность,  высказать свою точку зрения, мнение, поделиться опытом, сделать собственные выводы, задать вопросы специалистом.

       Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?  Помните во что играли вы в своём детстве?  (Предлагается перечень игр)  И во что и как играют ваши дети с особенностями в развитии?

       Система обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на том, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с ОВЗ. Обучение игре детей строиться на основе знаний с учётом индивидуальных особенностей и  возможности ребенка. Поскольку игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в ее результате, а в содержании самого действия. Игра является формой активного, творческого отражения окружающей жизни людей и не сводится к простому копированию действий. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, потому в ней переплетется реальность и вымысел. В жизни ребенка с ЗПР игра должна обеспечит  зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов, функций и личности в целом. Основные причины, низкий уровень познавательной активности, овладение двигательными функциями, предметными действиями, речью эмоциональными ситуативно – деловым общением со сверстниками и взрослыми, не умение,  привлекать детей к совместным действиям, согласовывать их, находит эмоциональный контакт. (А.А.Катаева,Н.Г.Морозова,Н.Д.Соколова,Е.А.Стребелева).

       У  значительной части детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Наряду с манипуляциями с предметом встречаются и процессуальные действия, ребенок непрерывно повторяет одно  и тоже действие. У детей с ОВЗ длительное время  не обнаруживается потребность в игре. И поэтому наша с вами работа заключается научить, показать ребенку игру. Потребности появляется у детей с ЗПР под влиянием обучения овладением разных знаний об окружающей действительности, деятельности людей, приобретение игрового опыта. Последовательность выполнения нескольких действий для детей с интеллектуальным недоразвитием является сложным, поэтому допускается нарушение порядка. Например «Магазин» дети с начало расплачиваются, а потом делают заказ или просто берут товар и уходят, или «Врач» делает укол, а потом спрашивает самочувствие. Дети часто забывать, ждут подсказки или включение в игру взрослого.

Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР

     Игровая деятельность детей с ЗПР различной степени выраженности имеет как общие, так и свои специфические особенности развития.

    У всех детей с ЗПР наблюдается:

- Снижение или отсутствие потребности в самостоятельной игровой деятельности;

- Отсутствие или достаточно редкое проявление интереса к игрушкам;

- Основным содержанием игры является предметно-игровые действия или короткие цепочки игрового характера с сюжетными игрушками.

- Трудности в использовании предметов-заместителей;

- Трудности в формировании воображаемой ситуации как следствие бедности образной сферы;

-Неумение самостоятельно организовывать совместную деятельность в рамках сюжетной игры (деятельность рядом или вместе);

- Отсутствие ролевой речи.

-Отсутствие действий, реализующих социальные отношения между персонажами         действуя в игре, совершая те или иные поступки, ребенок проявляет свои интересы, качества личности, чувства.       

      Дети с ЗПР в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Они не уступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив. В сюжетно-ролевой игре заложены огромные возможности коррекции познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, произвольности поведения, речи, воображения.

      В старшем возрасте проявляются устойчивые интересы в игре. У ребенка с ЗПР интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок с ЗПР предпочитает индивидуальные игры над групповыми. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию.
      Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх.

 Задачи

1.Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры (при небольшой помощи взрослого), развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.

2.Учить согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия.

3.Продолжать учить коллективно, возводить постройки, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

4.Развивать умение использовать предметы заместители.

5.Учить выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.

6.Развивать речевую активность.

      Основное средство формирование игровой деятельности у детей ЗПР  - обучение. Это целенаправленное взаимодействие, с нашей стороны педагогов и ребенка и с вашей родителей и ребенка. В ходе обучении происходит организация и управление его познавательной и практической деятельности, обеспечивает овладение им знаниями, умениями и навыками. Особая роль отводится практическим и наглядным методам, использование приемов к совместным действиям взрослого и ребенка, по подорожанию взрослому, по словесной инструкции,  действию, закрепленного повторяемыми действиями.

Предполагаемый результат:

Согласованное выполнение детьми  ролевых действий, ролевого общения в соответствии с сюжетом.

Овладение навыками общения друг с другом по поводу организации и проведения игры.

Овладение детьми умениями принимать и выполнять роли до конца игры при поддержке взрослого и самостоятельно.

Умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Вопрос родителя.

А если ребенок не играет?

     Если ваш ребенок не играет , попробуйте создать ему дома необходимые для того условия. Читайте ребенку, наблюдайте вместе с ним за окружающим миром, за явлениями в природе, задавайте вопросы, подберите соответствующие  игрушки, вмешивайтесь в игру ребенка не навязчиво, побуждайте его к действиям, подыгрывайте ему. Для ребенка многое значит внимание и одобрение родителей, участие которое он проявляет в игре. Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть с ребенком в его игрушку, воспроизведя ряд действий, взять на себя роль, например «Я – доктор». Ребенок наблюдает, выполняет действия, хорошо произносите  диалоги, показываете мимику, жесты с воображаемым собеседником. Проводите с детьми игры имитации. Покажите как ходит неуклюжий мишка, прыгает зайка, хитрая лисичка. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его помочь вам , полечит, приготовит обед, накрыт на стол( устроит игрушкам чаепитие), при этом показывать , называть свои  действия  и ребенка.  Поощряйте самостоятельность, инициативу, выдумку ребенка.

Мнение родителей.

На игру уходит много времени. Лучше пуст ребенок смотрит мультики, играет на компьютере В игре он моет сломать, что-то , испачкать , порвать, потом еще убирай за него. А знания он пусть в саду получает.

Вопрос:

Есть ли другие точки зрения  на значение детской игры? (желающим предлагается высказаться)

     Медленно и с трудом, но можно сформировать у детей с ЗПР достаточно выразительные игровые действия. Для мотивации можно предложить детям посмотреть игровые ситуации в мультфильмах, например: «Варежка», «Доктор Айболит «Умка», «Федорено горе».

Вагоны – это стулья,

А провоз  - кровать,

А если ты не веришь,

А если ты не веришь,

 то моешь не играть.

Общая  игра «Как живешь?»

Как живешь?

- Вот так!

- Как идешь?

-Вот так!

-Как бежишь?

-Как ночью спишь?

-Как берете?

-А даете?

-Как молчите?

-Как грозите?  И др

      Давайте  будем играть с нашими детьми  как моно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепление физического, духовного, эмоционального самочувствия ребёнка. Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для любознательности вашего ребенка. Проявляйте уважение к личности ребенка, развивайте у него творческие навыки и воображение, придумывайте и разыгрывайте игровые ситуации.  Уделяйте престольное внимание, на взаимодействие детей в игре, конфликты. Поощряйте инициативу, дружеские контакты. Внимательно относитесь к детским потребностям и интересам, не игнорируйте своих детей.

Варианты решения родительского собрания

  1. Создать дома условия для разных видов игр.
  2. Систематически играть вместе с ребенком, в разные игры (сюжетно – ролевые, подвижные, подражательные, пальчиковые, настольно – печатные)
  3. Развивать у ребенка умение использовать предметы заместители.
  4. Учить ребенка  выполнять правила и нормы поведения в совместной игре
  5. (дома, на площадке и тд)
  6. Развивать речевую активность ребенка в разных видах деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sobranie.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Банщикова М. В., воспитатель,

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 100 «Берегиня»,

город Иркутск.

Тема: «Почему ребенку с ОВЗ нужна игра»

Игра не просто забава.

Она необходима для счастья детей,

для их здоровья и правильного

 развития.

Д.В. Менджерицкая

Цель: повышение компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности детей с ОВЗ (ЗПР) в  условиях семьи.

Задачи: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка с ОВЗ

Заинтересовать проблемой. Развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.

Форма проведения: классическое – дискуссионное.  Донесение информации до родителей. Определение позиций по тому или иному вопросу.

Участники: учитель - дефектолог, воспитатели, родители.

Присутствующим предоставляется возможность,  высказать свою точку зрения, мнение, поделиться опытом, сделать собственные выводы, задать вопросы специалистом.

       Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку?  Помните во что играли вы в своём детстве?  (Предлагается перечень игр)  И во что и как играют ваши дети с особенностями в развитии?

       Система обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью строится на том, что игра является самым действенным средством коррекции психофизического развития детей с ОВЗ. Обучение игре детей строиться на основе знаний с учётом индивидуальных особенностей и  возможности ребенка. Поскольку игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в ее результате, а в содержании самого действия. Игра является формой активного, творческого отражения окружающей жизни людей и не сводится к простому копированию действий. Ребенок вносит в нее свои выдумки, фантазии, потому в ней переплетется реальность и вымысел. В жизни ребенка с ЗПР игра должна обеспечит  зону его ближайшего развития, оказывает воздействие на развитие всех психических процессов, функций и личности в целом. Основные причины, низкий уровень познавательной активности, овладение двигательными функциями, предметными действиями, речью эмоциональными ситуативно – деловым общением со сверстниками и взрослыми, не умение,  привлекать детей к совместным действиям, согласовывать их, находит эмоциональный контакт. (А.А.Катаева,Н.Г.Морозова,Н.Д.Соколова,Е.А.Стребелева).

       У  значительной части детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Наряду с манипуляциями с предметом встречаются и процессуальные действия, ребенок непрерывно повторяет одно  и тоже действие. У детей с ОВЗ длительное время  не обнаруживается потребность в игре. И поэтому наша с вами работа заключается научить, показать ребенку игру. Потребности появляется у детей с ЗПР под влиянием обучения овладением разных знаний об окружающей действительности, деятельности людей, приобретение игрового опыта. Последовательность выполнения нескольких действий для детей с интеллектуальным недоразвитием является сложным, поэтому допускается нарушение порядка. Например «Магазин» дети с начало расплачиваются, а потом делают заказ или просто берут товар и уходят, или «Врач» делает укол, а потом спрашивает самочувствие. Дети часто забывать, ждут подсказки или включение в игру взрослого.

Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР

     Игровая деятельность детей с ЗПР различной степени выраженности имеет как общие, так и свои специфические особенности развития.

    У всех детей с ЗПР наблюдается:

- Снижение или отсутствие потребности в самостоятельной игровой деятельности;

- Отсутствие или достаточно редкое проявление интереса к игрушкам;

- Основным содержанием игры является предметно-игровые действия или короткие цепочки игрового характера с сюжетными игрушками.

- Трудности в использовании предметов-заместителей;

- Трудности в формировании воображаемой ситуации как следствие бедности образной сферы;

-Неумение самостоятельно организовывать совместную деятельность в рамках сюжетной игры (деятельность рядом или вместе);

- Отсутствие ролевой речи.

-Отсутствие действий, реализующих социальные отношения между персонажами         действуя в игре, совершая те или иные поступки, ребенок проявляет свои интересы, качества личности, чувства.        

      Дети с ЗПР в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Они не уступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив. В сюжетно-ролевой игре заложены огромные возможности коррекции познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, произвольности поведения, речи, воображения.

      В старшем возрасте проявляются устойчивые интересы в игре. У ребенка с ЗПР интерес к игре имеется, но сюжет игры может быть однообразным. Ребенок с ЗПР предпочитает индивидуальные игры над групповыми. В процессе групповых игр занимает зависимую позицию.
     Наблюдается непродолжительность игры, отсутствует предварительный замысел. Не проявляет активности и самостоятельности в групповых играх.

 Задачи

1.Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры (при небольшой помощи взрослого), развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений.

2.Учить согласовывать тему до начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия.

3.Продолжать учить коллективно, возводить постройки, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.

4.Развивать умение использовать предметы заместители.

5.Учить выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.

6.Развивать речевую активность.

      Основное средство формирование игровой деятельности у детей ЗПР  - обучение. Это целенаправленное взаимодействие, с нашей стороны педагогов и ребенка и с вашей родителей и ребенка. В ходе обучении происходит организация и управление его познавательной и практической деятельности, обеспечивает овладение им знаниями, умениями и навыками. Особая роль отводится практическим и наглядным методам, использование приемов к совместным действиям взрослого и ребенка, по подорожанию взрослому, по словесной инструкции,  действию, закрепленного повторяемыми действиями.

Предполагаемый результат:

Согласованное выполнение детьми  ролевых действий, ролевого общения в соответствии с сюжетом.

Овладение навыками общения друг с другом по поводу организации и проведения игры.

Овладение детьми умениями принимать и выполнять роли до конца игры при поддержке взрослого и самостоятельно.

Умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Вопрос родителя.

А если ребенок не играет?

     Если ваш ребенок не играет , попробуйте создать ему дома необходимые для того условия. Читайте ребенку, наблюдайте вместе с ним за окружающим миром, за явлениями в природе, задавайте вопросы, подберите соответствующие  игрушки, вмешивайтесь в игру ребенка не навязчиво, побуждайте его к действиям, подыгрывайте ему. Для ребенка многое значит внимание и одобрение родителей, участие которое он проявляет в игре. Рекомендуем использовать ряд приемов: поиграть с ребенком в его игрушку, воспроизведя ряд действий, взять на себя роль, например «Я – доктор». Ребенок наблюдает, выполняет действия, хорошо произносите  диалоги, показываете мимику, жесты с воображаемым собеседником. Проводите с детьми игры имитации. Покажите как ходит неуклюжий мишка, прыгает зайка, хитрая лисичка. Обращайтесь к ребенку через роль, просите его помочь вам , полечит, приготовит обед, накрыт на стол( устроит игрушкам чаепитие), при этом показывать , называть свои  действия  и ребенка.  Поощряйте самостоятельность, инициативу, выдумку ребенка.

Мнение родителей.

На игру уходит много времени. Лучше пуст ребенок смотрит мультики, играет на компьютере В игре он моет сломать, что-то , испачкать , порвать, потом еще убирай за него. А знания он пусть в саду получает.

Вопрос:

Есть ли другие точки зрения  на значение детской игры? (желающим предлагается высказаться)

     Медленно и с трудом, но можно сформировать у детей с ЗПР достаточно выразительные игровые действия. Для мотивации можно предложить детям посмотреть игровые ситуации в мультфильмах, например: «Варежка», «Доктор Айболит «Умка», «Федорено горе».

Вагоны – это стулья,

А провоз  - кровать,

А если ты не веришь,

А если ты не веришь,

 то моешь не играть.

Общая  игра «Как живешь?»

Как живешь?

- Вот так!

- Как идешь?

-Вот так!

-Как бежишь?

-Как ночью спишь?

-Как берете?

-А даете?

-Как молчите?

-Как грозите?  И др

      Давайте  будем играть с нашими детьми  как моно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепление физического, духовного, эмоционального самочувствия ребёнка. Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для любознательности вашего ребенка. Проявляйте уважение к личности ребенка, развивайте у него творческие навыки и воображение, придумывайте и разыгрывайте игровые ситуации.  Уделяйте престольное внимание, на взаимодействие детей в игре, конфликты. Поощряйте инициативу, дружеские контакты. Внимательно относитесь к детским потребностям и интересам, не игнорируйте своих детей.

Варианты решения родительского собрания

  1. Создать дома условия для разных видов игр.
  2. Систематически играть вместе с ребенком, в разные игры (сюжетно – ролевые, подвижные, подражательные, пальчиковые, настольно – печатные)
  3. Развивать у ребенка умение использовать предметы заместители.
  4. Учить ребенка  выполнять правила и нормы поведения в совместной игре
  5. (дома, на площадке и тд)
  6. Развивать речевую активность ребенка в разных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе с использованием новых форм и технологий – Ток – шоу «Почему ребенку нужна игра?»

Цель :повысить педагогическую компетенцию родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи....

Родительское собрание. Старшая группа. Тема: «Что нужно знать о ребенке 5-6 лет»

Родительское собрание.Старшая группа.Тема: «Что нужно знать о ребенке 5-6 лет»Цель: Ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет); особенностями и усл...

Родительское собрание "Почему ребенку нужна игра"

Презентация к родительскому собранию...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Тема: «Зачем нужна игра» старшая группа «Б»

на начало годаТема: «Зачем нужна игра?» Цель: 1. Сформирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.2. Развивать интерес к познанию своего ребёнка, содейс...

Родительское собрание во второй младшей группе "Почему ребенку нужна игра?"

Материал предназначен для воспитателей младших групп детского сада при подготовке к родительскому собранию....

Родительское собрание в 1 младшей группе на тему «Почему ребенку нужна игра»

Цель: помочь осознать семье цели и задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста;помочь овладеть методами руководства детской игрой, способами обучения ребенка в ходе игры....

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?»

Конспект родительского собрания в старшей группе. Круглый стол «Зачем ребёнку нужна игра?» Тема: «Зачем ребёнку нужна игра?»Форма проведения: Круглый стол.Цель: ...