"Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации" - мастер-класс
статья
Накопление впечатлений от восприятия - необходимое условие возникновения детского творчества. Детские находки, мысли, импровизационные ситуации, придуманные самими детьми, создают атмосферу радости на занятиях и развивают творческий потенциал дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_doshkolnikov_cherez_igry-improzizatsii.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческого потенциала дошкольников
через игры-импровизации»
Мастер-класс
Маслюк Светлана Павловна
Музыкальный руководитель МБДОУ «Д/с № 47»
г. Ачинска, Красноярского края
Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах развития творческих способностей дошкольников.
Задачи:
1.Создать «ситуацию творчества», которая будет реализована через игровую импровизацию.
2.Стимулировать творческую фантазию педагогов, умение импровизировать в процессе выполнения заданий.
1.Теоретическая часть
Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет нетрадиционные пути творческого взаимодействия с детьми. На музыкальных занятиях я очень часто использую игры-импровизации, от которых воспитанники получают огромное удовольствие.
Развитие творческого потенциала у ребёнка – это длительный процесс, который направлен на развитие личности дошкольника в целом, поэтому творческие задания включают в себя всю систему познавательных действий: восприятие, мышление, воображение, память.
Для активизации музыкально-творческих проявлений я использую задания с творческой установкой: сочини, придумай, найди, измени.
Развитие творческих способностей проходит определённые этапы:
- накопление музыкальных впечатлений;
- проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях; отражение в рисовании, пластилинографии, оригами…;
- создание собственных танцевальных и вокальных композиций (импровизаций), являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления.
Импровизация – это особый вид музыкально-художественного творчества, при котором художественный образ создаётся ребёнком спонтанно, непосредственно в процессе звучания музыкального произведения. В творческих импровизациях развивается воображение ребёнка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое. Для развития детского музыкального творчества я использую разные виды импровизаций:
Речевая импровизация
- поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки (грустно, печально, жалобно…);
- сочинение маленьких историй и сказок, их инсценировка или озвучивание;
- подбор рифм к стихотворным строчкам, а в дальнейшем их пение.
Вокальная импровизация
- вокализация знакомых стишков;
- ритмические импровизации на слоги;
- сочинение мини-песенок в определённом настроении или жанре;
- игровая ситуация «Вопрос-ответ».
Двигательная импровизация
- свободная пляска;
- сочинение плясок, игр различных игровых и сказочных персонажей;
- инсценировка песен;
- придумывание танцевальных этюдов и новых игр.
Инструментальная импровизация
- тембровая («капель» - высоко-звонко, «гром»-низко-громко);
- ритмическая («стук дятла», «капли дождя» - придумать ритмическую формулу);
- мелодическая (короткие мотивы) - высшая ступень импровизации-большой шаг к настоящему творчеству.
Изобразительная импровизация
- рисование по сюжету (закрепляет муз. впечатления детей);
- изо-этюды (передают настроение музыки через характер линий и цветовую гамму).
2. Практическая часть
Музыкальный руководитель предлагает коллегам творческие задания.
1.Танцевальная импровизация с шарфиками «Осенняя фантазия» - муз. Ф. Шопена «Вальс»
Каждый участник проявляет свою выдумку и фантазию при движении под музыку, используя в танцевальной импровизации лёгкий шарфик (цвет выбирается по желанию). Затем в рисунке через цвет и характер линий передаёт настроение музыки.
2.Сочинить небольшую сказку- шумелку (6-8 предложений) о любом времени года. Например: «Пришла весна!», «Зима-волшебница», «Звери в осеннем лесу», «На летней полянке».
Участники мастер-класса делятся на подгруппы. Каждая подгруппа сочиняет свою мини-сказку и озвучивает её с помощью музыкальных инструментов и инструментов-самоделок.
3.Придумать ритмическую игру «Папа, мама, брат и я - наша заячья семья» на мелодию «Добрый жук», используя звучащие жесты (хлопки, притопы, шлепки, щелчки)
Участники мастер-класса в подгруппах придумывают свою ритмическую формулу и ЗЖ, предлагают поиграть в придуманную игру зрителям.
4. Сочинить маленькие песенки. Например :«Кошка и котята», исполнить её хором, где мама кошка-солирует, а котята подпевают
Каждая подгруппа педагогов сочиняет и исполняет свою песенку.
3. Заключительная часть
Необычные игровые задания делают творческий процесс очень занимательным и интересным. Коллективная творческая деятельность - это опыт общения, творчества и фантазирования, спонтанности и самовыражения. Поэтому в заключительной части педагоги делятся своими впечатлениями от увиденного и услышанного.
Музыкальный руководитель проводит музыкотерапию, используя педтехнологию «Хор рук» Т. Боровик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитии творческого потенциала дошкольников через инновационные технологии в музыкальной деятельности.
Опыт работы по развитию творческого потенциала дошкольников...
Опыт работы "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"
Методическая разработка по изодеятельности в технике пуантилизма (рисование точками)....
Развитие творческого потенциала дошкольников через познавательно-исследовательскую деятельность
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок п...
Мастер-класс «Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации»
Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет нетрадиционные пути творческого взаимодействия с детьми. На музыкальных занятиях я очень часто использую игры-импровизации, от которых воспита...
Мастер-класс «Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации»
Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет нетрадиционные пути творческого взаимодействия с детьми. На музыкальных занятиях я очень часто использую игры-импровизации, от которых воспита...
Мастер класс для педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"
Мастер класс для педагогов "Развитие творческого потенциала дошкольников через изобразительную деятельность в технике пуантилизма"...