Мастер-класс «Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации»
методическая разработка

Черникова Любовь Петровна

Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет нетрадиционные пути творческого взаимодействия с детьми. На музыкальных занятиях я очень часто использую игры-импровизации, от которых воспитанники получают огромное удовольствие.

Развитие творческого потенциала у ребёнка – это длительный процесс, который направлен на развитие личности дошкольника в целом, поэтому творческие задания включают в себя всю систему познавательных действий: восприятие, мышление, воображение, память.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала дошкольников через игры-импровизации»

 Воспитатель Черникова Любовь Пеитровна

МКДОУ ЦРР – детский сад № 10 г. Россоши

Цель:Повышение компетентности педагогов в вопросах развития творческих способностей дошкольников.

Задачи:

1.Создать «ситуацию творчества», которая будет реализована через игровую импровизацию.

2.Стимулировать творческую фантазию педагогов, умение импровизировать в процессе выполнения заданий.

1.Теоретическая часть

Каждый педагог в своей профессиональной деятельности ищет нетрадиционные пути творческого взаимодействия с детьми. На музыкальных занятиях я очень часто использую игры-импровизации, от которых воспитанники получают огромное удовольствие.

Развитие творческого потенциала у ребёнка – это длительный процесс, который направлен на развитие личности дошкольника в целом, поэтому творческие задания включают в себя всю систему познавательных действий: восприятие, мышление, воображение, память.

Для активизации музыкально-творческих проявлений я использую задания с творческой установкой: сочини, придумай, найди, измени.

Развитие творческих способностей проходит определённые этапы:

  • накопление музыкальных впечатлений;
  • проявление творчества в двигательных, речевых, вокальных импровизациях; отражение в рисовании, пластилинографии, оригами;
  • создание собственных танцевальныхи вокальных композиций (импровизаций), являющихся воплощением какого-либо художественного впечатления.

Импровизация – это особый вид музыкально-художественного творчества, при котором художественный образ создаётся ребёнком спонтанно, непосредственно в процессе звучания музыкального произведения. В творческих импровизациях развивается воображение ребёнка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое.Для

развития детского музыкального творчества я использую разные видыимпровизаций:

Речевая импровизация

  • поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки (грустно, печально, жалобно…);
  • сочинение маленьких историй и сказок, их инсценировка или озвучивание;
  • подбор рифм к стихотворным строчкам, а в дальнейшем их пение.

Вокальная импровизация

  • вокализация знакомых стишков;
  • ритмические импровизации на слоги;
  • сочинение мини-песенок в определённом настроении или жанре;
  • игровая ситуация «Вопрос-ответ».

Двигательная импровизация

  • свободная пляска;
  • сочинение плясок, игр различных игровых и сказочных персонажей;
  • инсценировка песен;
  • придумывание танцевальных этюдов и новых игр.

Инструментальная импровизация

  • тембровая («капель» -высоко-звонко, «гром»-низко-громко);
  • ритмическая («стук дятла», «капли дождя» -придумать ритмическую формулу);
  • мелодическая(короткие мотивы)-высшая ступень импровизации-большой шаг к настоящему творчеству.

Изобразительная импровизация

  • рисование по сюжету (закрепляет муз. впечатления детей);
  • изо-этюды(передают настроение музыки через характер линий и цветовую гамму).

2. Практическая часть

Музыкальный руководитель предлагает коллегам творческие задания.

1.Танцевальная импровизация с шарфиками «Осенняя фантазия» - муз. Ф. Шопена «Вальс»

Каждый участник проявляет свою выдумку и фантазию при движении под музыку, используя в танцевальной импровизации лёгкий шарфик (цвет выбирается по желанию). Затем в рисунке через цвет и характер линий передаёт настроение музыки.

2.Сочинить небольшую сказку-шумелку (6-8 предложений) о любом времени года. Например: «Пришла весна!», «Зима-волшебница», «Звери в осеннем лесу», «На летней полянке».

Участники мастер-класса делятся на подгруппы. Каждая подгруппа сочиняет свою мини-сказку и озвучивает её с помощью музыкальных инструментов и инструментов-самоделок.

3.Придумать ритмическую игру «Папа, мама, брат и я - наша заячья семья» на мелодию «Добрый жук», используя звучащие жесты (хлопки, притопы, шлепки, щелчки)

Участники мастер-класса в подгруппах придумывают свою ритмическую формулу и ЗЖ, предлагают поиграть в придуманную игру зрителям.

4. Сочинить маленькие песенки.Например:«Кошка и котята», исполнить её хором, где мама кошка-солирует, а котята подпевают

Каждая подгруппа педагогов сочиняет и исполняет свою песенку.

3. Заключительная часть

        Необычные игровыезадания делают творческий процесс очень занимательным и интересным.Коллективная творческая деятельность-это опыт общения, творчества и фантазирования, спонтанности и самовыражения. Поэтому в заключительной части педагоги делятся своими впечатлениями от увиденного и услышанного.

Музыкальный руководитель проводит музыкотерапию, используя педтехнологию «Хор рук» Т. Боровик.