Партнерство во имя ребенка
консультация

Хапова Ольга Николаевна

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а папа и мама – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partnerstvo_vo_imya_rebenka.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Партнерство во имя ребенка

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а папа и мама – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека.

Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Несовпадение сфер, в которых родители хотели бы получить помощь от воспитателей, с теми сферами, по поводу которых воспитатели обращаются к родителям, приводит к недостаточной удовлетворенности родителей взаимодействием с дошкольным учреждением в целом. Современные родители воспитаны поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, поэтому педагогам часто приходится сталкиваться с низкой компетентностью родительского поведения. Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Для  обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Успех в этом нелёгком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?

- формировать представления об этапах развития личности ребёнка;

- выявление принципов взаимодействия между родителями и ребёнком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Можно выделить пять уровней участия родителей:

Оказание разовой помощи;

Способности родителей время от времени используются при проведении занятий;

Родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;

Родители помогают определять основные направления работы в группе;

Родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.

Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно – образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско – педагогической компетентности в вопросах воспитания и образования детей.

Выделяются два основных направления взаимодействия с семьёй:

Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.

Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьёй:

- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребёнок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребёнка.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

- информационно – аналитическая;

-досуговая; познавательная;

- наглядно – информационная.

Информационно – аналитическая.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование    в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого – педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы  с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде тестов, опросников, анкетирования, социологических срезов, интервьюирования, «почтовых ящиков».

Досуговая.

Досуговые формы организации призваны устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми.

К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения, досуги, семейные конкурсы, выставки, выпуски семейных газет, коллекций и тематических альбомов, совместные походы  и экскурсии, «дни общения», «посиделки» и т.п.

Познавательная.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьёй предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приёмами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде семинаров – практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной,

собраний и консультаций в нетрадиционной форме, проигрывания проблемных ситуаций, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать «круглый стол» с привлечением узких специалистов, групповые дискуссии, конструктивные споры, которые помогут сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на отдельные проблемные ситуации, вербальные дискуссии, обучающие культуре общения в семье и обществе и т. т. п.

Наглядно – информационные.

Наглядно – информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно – информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки – передвижки, групповые альбомы, библиотечки для родителей, родительскую почту «Вы спрашиваете – мы отвечаем», советы рекомендации, памятки для родителей, информационные  бюллетени, тематические и адресные листовки проблемного характера  с пропагандой определённых идей и событий. Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды – презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребёнка. Можно организовать рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему даёт ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир.

Положительных результатов в воспитании и развитии детей можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка.

Метод проектов – комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс, исходя из интересов ребёнка, дающий возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результат которой – создание какого-либо продукта или явления. Это обучение через деятельность. В основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить её, проблема становится проектом.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие  творческой личности ребёнка.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

Исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

Ролево –игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы);

Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя».

По продолжительности проекты могут быть:

- краткосрочными

- средней продолжительности

- долгосрочными

Для методов проектов характерна групповая деятельность, поэтому с его помощью можно успешно включать родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагогов, родителей и воспитанников в ходе реализации проекта.

Ребёнок дошкольного возраста ещё мал для того, чтобы самостоятельно сформулировать проблему, это должны сделать взрослые. Как же выбрать тему для совместного проектирования? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности.

Темами совместного проектирования могут быть:

Альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами, книжки – самоделки, стенгазеты на темы: «Домашние любимцы»,«Мой папа в армии служил», «Любимая мама», «Кто живёт в деревне» и т. д.

Составление карты своего города, района с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей.

Выставки: «Умелые ручки», «Путешествие в страну бабочек», «Ёлочка – зелёная иголочка»

В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно – поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Также участие родителей в совместном проекте способствует:

Сближению в общении «педагог – родитель»;

Родители знакомятся с оздоровительной работой дошкольного учреждения;

Родители приобретают практические навыки в области развития ребёнка;

Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своими детьми, что позволяет оценить результаты своего воспитания;

В процессе реализации проекта устанавливается эмоциональный контакт между родителем и ребёнком.

Взаимодействие взрослых на основе понимания самоценности периода дошкольного детства, предпочтение технологий сотрудничества с детьми в доступных ребёнку видах деятельности способствует более комфортному проживанию периода дошкольного детства в условиях защищённости, любви, поддержки и формирует такие ценности личности как самоуважение, уверенность в своих силах, сознание своих прав и свобод, а также воспитывает положительное отношение к другим людям и к миру.

Через проекты со своими детьми родители могут увидеть, как живёт их ребёнок в детском коллективе, а иногда и открыть очень много нового в себе и в своём ребёнке. Только с помощью совместных проектов родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к детскому саду как сторонние наблюдатели. Только в этом случае можно говорить о целостном воспитании ребёнка. Через совместную проектную деятельность вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать, корректировать своё поведение, а иногда,   и менять свою расстановку приоритетов лично для себя. Немаловажным фактором при проведении данной формы работы является присутствие не только матерей, но и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных  форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы ДОУ с семьёй, дифференцированный подход к семьям разного типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка.Радость общения.

Дети так нуждаются в нашем внимании, но иногда у родителей не бывает времени, чтобы даже немногопообщаться со своими чадами. Пособие "Детский календарь" поможет родителям провести несколько минут в те...

Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка»

Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и  ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка». План работы на 2011-2012 учебный год по экспериментальной деяте...

Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка 2012 – 2013 гг.».

Федеральная экспериментальная площадка «Социальное партнерство семьи и  ДОУ как ресурс социокультурного развития личности ребенка». План работы на 2012-2013 учебный год по экспериментальной деяте...

«Социальное партнерство детского сада и семьи как эффективное условие развития инициативы и творческих способностей ребенка на этапе завершения дошкольного образования»

Семья – важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. Взаимодействие ребёнка с родителями является первым опытом взаимодействия...

Социальное партнерство ДОУ и семьи — основа развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО

Задача детского сада - «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и...

Презентация "Особенности работы с родителями с учетом с ФГОС - партнерство "Педагог-Родитель- Ребенок"

Презентация "Особенности работы с родителями с учетом ФГОС- партнерства "Педагог- Родитель- Ребенок"...