Система работы по преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО
учебно-методический материал

Определены общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, основные задачи сотрудничества, принципы отбора содержания непрерывного образования, психолого-педагогические условия, формы осуществления преемственности, ожидаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost_v_rabote.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО

Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, обеспечение целостного последовательного и перспективного характера педагогического процесса.

Основные задачи сотрудничества:

  • установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между дошкольным отделением, семьей и школой;
  • выработать общие цели, воспитательные задачи и пути достижения намеченных результатов;
  • создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • организовать всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказывать родителям психологическую помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной деятельности детей.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей дошкольного отделения и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • воспитание нравственного человека;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач: 

  • приобщить детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;
  • формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и др. активность детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентность в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

В соответствии со Стандартом на уровне начальной школы осуществляется:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;  
  •  формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
  • индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Принцип развития.
  • Принцип гуманитаризации.
  • Принцип целостности.
  • Принцип культуросообразности.
  • Принцип содержания образования.

Реализация общей цели и задач образования требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольном уровне: 

  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
  • формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
  • построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На уровне начальной школы:

  • опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
  • направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
  •  сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Общие условия:

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  • учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
  •  воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
  • создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
  • доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательного учреждения.

Формы осуществления преемственности

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДО, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Формы осуществления преемственности: 

  1. Работа с детьми:
  • экскурсии в школу;
  • посещение школьного музея, библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками дошкольного отделения (ученики начальной и средней школы);
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в дошкольном отделении и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности;
  • посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
  1. Взаимодействие педагогов:
  • совместные педагогические советы (ДО и школа);
  • семинары, мастер- классы;
  • круглые столы педагогов ДО и учителей школы;
  • психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
  • взаимодействие педагогов-психологов, учителей-логопедов ДО и школы;
  • открытые показы образовательной деятельности в ДО и уроков в школе;
  • педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

  1. Сотрудничество с родителями:
  • совместные родительские собрания с педагогами ДО и учителями школы;
  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
  • консультации с педагогами ДО и школы;
  • встречи родителей с будущими учителями;
  • дни открытых дверей;
  • творческие мастерские;
  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
  • образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;
  • семейные вечера, тематические досуги;
  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
  • заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар).

Ожидаемые результаты

Результатом реализации программы сотрудничества должно быть создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
  • комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по преемственности детского сада и школы

Вопросы преемственности со школой составляют основное зерно моей работы. Научные принципы, сбалансированные действия ДОУ и школы, совместная работа по созданию Договора о преемственности, вопрос...

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная воз...

Статья на тему "Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".

В статье отражены поиски новых форм и методов работы с детьми в условиях ФГОС....

Система работы ДОУ по ФГОС (из опыта работы)

Раскрываются этапы построения работы ДОУ с родителями, о новых направлениях, формах и методах...

Пути совершенствования системы работы музыкального руководителя в условиях введения ФГОС ДО

В связи с ускоряющимся с каждым днем ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис, выходом из которого должны заниматься на государственном уровне...

Выступление на РМО «Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО»

Выступление на РМО «Пути совершенствования системы работы учителя-логопедав условиях введения ФГОС ДО»...