Выступление на РМО «Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Саблина Марина Владимировна

Выступление на РМО

 «Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда

в условиях введения ФГОС ДО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл asha_doklad.docx22.97 КБ
Файл prezentatsiya_asha2.pptx324.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» города Сим Ашинского района

 Челябинской области.

Выступление на РМО

 «Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда

в условиях введения ФГОС ДО»

Составила:

Учитель- логопед

Саблина М.В.

I квалификационная категория

2019г

     Поиск путей совершенствования системы работы учителя-логопеда был вызван необходимостью реализации требований ФГОС ДО, который определил виды интеграции образовательных областей и планируемые результаты развития интегративных качеств личности старшего дошкольника. А также особенностями детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), у которых нарушены не только все компоненты речевой системы, но и имеется своеобразие процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности, что требует от педагогов, работающих с данной категорией детей создавать специальные условия для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей на базе ДОУ. Без специальных коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у детей с тяжёлым нарушением речи оказываются несформированными основные компоненты речевой системы. (Слайд 1)

      Поскольку успех коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка во многом зависит от правильной диагностики речевого нарушения, то несомненно первое   – это совершенствование системы мониторинга. Поскольку глубокое, всестороннее изучение ребёнка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы, то для выявления динамики развития ребёнка первостепенное значение имеет система мониторинга. Она должна отвечать основному требованию: решать задачи проведения углублённого исследования всех компонентов устной речи. А так как высшие психические процессы и речь взаимосвязаны, то обследованию подлежат и зрительно-моторные координации и пространственно-временные представления. Для этого необходимо использование в педагогической практике различных современных диагностических методик обследования детей, в том числе нейропсихологических, таких как Лопатиной Л.В., Волковой Г.А., Ткаченко Т.А., Цветковой Л.С., Ковшикова В.А., и др. С помощью диагностики можно проводить динамическое изучение ребёнка в процессе образовательно-коррекционной деятельности (согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребёнка – актуальном и потенциальном, т.е. о зонах ближайшего развития).  Мониторинг определяет не только стартовые возможности ребёнка, что он знает и умеет, но и то, что лежит в ближайшей зоне его речевого развития. Благодаря динамическому наблюдению есть возможность выявить (тормозящее или стимулирующее) влияние какого-либо фактора на развитие того или иного компонента речевой системы ребёнка, а затем, если это необходимо, то изменить влияние этого фактора в нужном направлении. (Слайд 2).

       Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: построение образовательного процесса на педагогически обоснованном выборе учебных программ; индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его индивидуального образовательного маршрута (по потребности); оптимизации работы с группой детей;

       Учебный процесс в логопедической группе строится в соответствии с учебным планом и санитарно-гигиеническими требованиями. Коррекционное воздействие  осуществляется на основе чётко спланированной работы учителя-логопеда. Большую роль играет подбор коррекционных <<Программ…>>. Коррекционно-образовательный  процесс выстраивается на педагогически обоснованном выборе учебных программ. Образовательная программа ДОУ разрабатывается им   самостоятельно на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования, а также специальных  (коррекционных программ) таких,  как например: Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ  для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2016.   (название программ) Отбор программ преследует цель - сформировать оптимальную модель коррекционно-развивающего обучения. Правильное выстраивание коррекционной работы позволит  получить высокую положительную динамику развития ребёнка с ТНР. Для детей инвалидов, если таковые имеются, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. (слайд 3)

     Объём учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников. (слайд 4)

(Распределение занятий должно быть составлено в соответствии с Сан Пин 2.4.1.3049-13от 30.07.2013). Определён максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ.                                                   

     Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям ФГОС ДО и выбираемых педагогом с учётом многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации ОП ДО, возраста воспитанников, состава групп, особенностей и интересов детей, запросов родителей (законных представителей).

     На протяжении всего учебного года прослеживается интеграция содержания части, формируемой участниками образовательных отношений с тематикой логопедической работы. При организации образовательной деятельности учитывается требование СанПиНа к учебной нагрузке на детей. Поэтому большинство тем части программы, формируемой участниками образовательных отношений, реализуется в совместной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми в режимные моменты. Другая часть включена в план рабочей программы как непосредственно образовательная деятельность. (Слайд 5)

     В процессе работы по реализации рабочей программы прослеживается интеграция содержания всех образовательных областей.

Знание и умелое применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии детей в немалой степени определяет результативность педагогической деятельности. Выбор педагогических технологий определяется теми задачами, которые необходимо решить на данном этапе. Использование методов, направленных не только на коррекцию речевых нарушений, но и на психофизическое развитие дошкольников. Это использование не только традиционных,  но и инновационных технологий. Педагог использует в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, проектной деятельности, развивающего обучения, коррекционные, информационные, познавательно-исследовательские, личностно-ориентированные, эффективной коммуникации; (Слайд 6)

   Идёт постоянный поиск педагогических технологий. Таких технологий, которые бы увеличивали активные действия ребёнка, практические и речевые, чтобы условия были максимально приближены к естественным. К таким относятся технологии интегрированного обучения. Отслеживание динамики позволяет определить и исключить факторы, тормозящие нормальный ход речевого развития и шире использовать те технологии, которые способствуют не только конкретно речевому развитию , но и активизации речи, познавательного интереса, мотивации, так как дети с ТНР , как правило, малоактивны в общении  Использование технологий интегрированного обучения, таких как тематические досуги, экскурсии с участием родителей детей создаёт условия для свободного общения, что в итоге , при логопедической помощи должно полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.(Слайд 7)

     Совершенствование системы работы учителя-логопеда – это и использование различных форм деятельности в коррекционно-образовательной процессе. Это и непосредственно образовательная деятельность, подгрупповые, индивидуальные занятия, участие в совместной деятельности в режимных моментах и др. Допускается использование разнообразных форм, методов, приёмов и средств обучения и коррекции в рамках государственных стандартов. Благодаря систематическому использованию таких разных методов как беседы, наблюдения, развивающие и дидактические игры, упражнения, включение детей в разные проблемные ситуации, решаются не только обучающие задачи, но и обеспечиваются благоприятные условия в группе: психологические, гигиенические, эстетические. (Слайд 8)

Коррекционно-логопедический процесс нацелен на создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей, коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, формированию школьно-значимых функций. Этому способствует организация предметно-развивающей среды в группе, в логопедическом кабинете, кабинете педагога-психолога, музыкальном, физкультурном залах и т.д. (слайд 9)

 Подбор оборудования, материалов, методических пособий, игр, игрушек производится с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения Программы. Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения, логопедического кабинета и участка на улице обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях. Группа имеет ограждённый прогулочный участок с игровым и спортивным оборудованием. В помещении логопедической группы имеются развивающие центры, которые оснащены  всем необходимым для реализации поставленных педагогических целей и задач. Оборудование кабинета учителя-логопеда соответствует росту и возрасту детей. В нём также представлен материал по всём разделам коррекционно-образовательной  деятельности, представлены  развивающие центры, имеющие необходимое оснащение.

 Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, соответствующей возрасту ребёнка, способствует активизации его речи, познавательного интереса, мотивации,

     Многоаспектный, комплексный подход к коррекции речевых нарушений предполагает тесное сотрудничество педагогов и родителей. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Постоянно идёт поиск новых форм вовлечения родителей детей в образовательно-коррекционный процесс. Несмотря на широкое использование электронных образовательных ресурсов (создание групп в социальных сетях, сайта группы, детского сада), которые позволяют в режиме онлайн давать консультации родителям, не отменяются очные еженедельные консультации родителям, индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей. так как нет ничего ценнее воздействия живого слова. На сайте группы или детского сада, где  есть страница учителя-логопеда, родителям выкладывается определенный пакет документов: график работы учителя-логопеда, перспективное планирование, распределение рабочего времени, план работы с родителями, информируют о той работе, какая проводится с их ребенком на определенном этапе коррекционной работы, помогают вспомнить родителям элементарные азы теории русского языка, чтобы родители могли дома при желании выполнить рекомендованные учителем-логопедом задания по звуковому, слоговому анализу и синтезу слова. А также: родители отсутствующих детей выполняют рекомендованные учителем-логопедом задания, по e.mail присылают на проверку, т.е. происходит дистанционное обучение ребенка. Таким образом, идет своеобразное дистанционное обучение участников образовательного процесса.

       Для умелого использования современных образовательных ресурсов, интегрирования традиционных и инновационных педагогических технологий, обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода необходимо постоянное повышение профессиональных компетенций учителя-логопеда. Все области знаний реализуются только в творческом развивающем подходе и педагог должен умело интегрировать современные технологии обучения, умело сочетать традиционные и инновационные педагогические технологии. Согласно ФГОС – педагог творец. От него во многом зависит успех реализации задач коррекции и компенсации речевых нарушений ребёнка для умелой интеграции образовательных областей требуется профессиональная компетенция педагога. Необходимо так сочетать то разнообразие современных педагогических технологий, чтобы: максимально использовать многообразие видов детской деятельности. (слайд 10)

     Координация работы учителя-логопеда со специалистами ДОУ для реализации требований ФГОС имеет своей целью обеспечение комплексной коррекции психического развития ребёнка. Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы. Происходит логопедизация всего образовательного  процесса благодаря взаимодействию учителя-логопеда, воспитателей группы и других специалистов ДОУ. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление является  приоритетным, так как целью работы является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Эти дети требуют постоянной помощи и побуждений в виде вопросов, подсказок и поощрений. И  все педагоги следят за речью детей, закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. В соответствии с рабочей программой  все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Таким образом, группа воспитанников ДОУ с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) имеет возможность посещать в соответствии с учебным планом кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, медицинский кабинет, музыкальный зал, физкультурный зал, музейную комнату и др. помещения детского сада Успех совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми, имеющими  речевые нарушения, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей группы, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, специалиста по изобразительной деятельности с медицинскими работниками. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья. (слайд 11)

     Комплексное исследование фонда знаний, умений навыков, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, нейропсихологическое изучение, наблюдение за динамикой психического развития в условиях коррекционной работы дают возможность выстроить психолого-педагогический прогноз и правильно определить дальнейший образовательный маршрут ребёнка с ТНР. Овладение детьми знаниями, приобретёнными за определённый период, а также сформированность умения использовать полученный опыт в различных ситуациях, позволит успешно обучаться в школе.  Правильный подбор программ обучения, организация развивающей среды, использование современных педагогических технологий позволяют увеличить положительную динамику развития речевой системы ребёнка с ТНР.

Литература: 

(Слайд 12).

1.Федеральный закон № 273  <<  Об образовании в Российской федерации>>, Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО).

  1. Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.//Дошкольная педагогика.- июль 2008.
  2. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения/авт.-сост. В.В.Докутович, Л.Е.Кыласова.-Волгоград: Учитель,2013.
  3. Нищева Н.В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с тяжёлым нарушением речи (общим недоразвитием речи) с 3до 7 лет. ФГОС.Детство-Пресс,2016.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО. Выполнила: Учитель-логопед МКДОУ№10г.Сим М.В.Саблина. 2018г.

Слайд 2

Совершенствование системы мониторинга. Современные диагностические методики обследования: -Лопатина Л.В.; -Волкова Г.А.; -Ткаченко Т.А.; -Цветковой Л.С.; - Ковшикова В.А. Построение индивидуального образовательного маршрута .

Слайд 3

Подбор коррекционных программ. - Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОУ для детей с ТНР с 3 до 7 лет.ФГОС . -Детство-Пресс,2017г . - Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева

Слайд 4

Рапределение занятий должно быть в соответствии с Сан Пин 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013г . Реализация рабочей программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств,представленных в образовательных программах соответствующих принципам ФГОС ДО. Педагог учитывает: условия реализации ОП ДОУ; Возраст воспитанников; Состав группы; Интересы детей; Запросы родителей .

Слайд 6

Использование инновационных технологий в обучении: - здоровьесберегающие технологии; -проектная деятельность; -развивающее обучение; -коррекционные технологии; -информационные технологии; -познавательно- исследовательские; -личностно-ориентированные.

Слайд 7

Технологии интегрированного обучения. -Тематические досуги; -Экскурсии с участием родителей; -Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин ( логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник); -Компьютерные технологии и т.д.

Слайд 8

Использование различных форм деятельности в коррекционно-образовательном процессе. - НОД; -Фронтальные, подгрупповые, индвидуальные занятия; -Совместная деятельность; -Участие в режимных моментах и т.д. Использование различных методов: -Беседы; -Наблюдения; -Развивающие и дидактические игры; -Проблемные ситуации и т.д.

Слайд 9

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды - способствует активизации его речи, познавательного интереса, мотивации. Сотрудничество педагогов и родителей: - Еженедельные консультации; -Индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей; -ознакомление родителей с графиком работы учителя-логопеда; -перспективное планирование; -план работы с родителями; -распределением рабочего времени.

Слайд 10

Повышение профессиональных компетенций учителя-логопеда. Согласно ФГОС-педагог творец! -Учитель-логопед должен умело интегрировать современные технологии обучения; - Интегрировать современные технологии обучения; -Сочетать традиционные и инновационные педагогические технологии.

Слайд 11

Координация работы учителя-логопеда со специалистами ДОУ: -Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка позволяет создать комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие речевой сферы. -Успех совместной коррекционно-образовательной деятельности с детьми зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей группы, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинскими работниками.

Слайд 12

Литература : Федеральный закон №273»Об образовании в Российской Федерации»,»Федеральные Государственные Стандарты дошкольного образования». «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленнойсти ДОУ для детей с ТНР с 3 до 7 лет.ФГОС ». –Детство-Пресс,2016. «Взаимодействие детского сада и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста»-Дошкольная педагогика.-июль2008г. « Логопедическая служба ДОУ». В.В.Докутович , Л.Е.Кыласова-Волгоград:2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС"

В этой статье рассказывается о преимуществах использования информационных технологий в работе логопеда. В условиях внедрения ФГОС появляется много нового и неизвестного, а помощь технологий намного об...

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная воз...

Статья на тему "Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".

В статье отражены поиски новых форм и методов работы с детьми в условиях ФГОС....

Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Логопедическая работа по автоматизации звуков в предложении. Логопедическая работа по использованию  предлогов у детей с ОНР....

Пути совершенствования системы работы учителя - логопеда в условиях ФГОС ДО

Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО...

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

Поиск путей совершенствования системы работы учителя-логопеда был вызваннеобходимостью реализации требований ФГОС ДО, который определил виды интеграцииобразовательных областей и планируемые результаты...

Выступление на педсовете: Тема « Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....