Главные вкладки

    Пути совершенствования системы работы учителя - логопеда в условиях ФГОС ДО
    статья по логопедии на тему

    Елизавета Алексеевна Блинкова

    Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Блинкова Е.А., учитель-логопед

    ГБДОУ детский сад 100 Московского района

    Санкт-Петербурга

    Тема: Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда

    в условиях введения ФГОС ДО

         «В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип: каждый ребенок, подросток одарен, способен приуспеть и в науке, и в творчестве, и в спорте, в профессии и в жизни.

    Раскрытие его талантов - это наша с вами задача,

      в этом-успех России»                      В.В. Путин

         Изменения в системе дошкольного образования связаны с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и обусловлены принятием федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

         В федеральном государственном стандарте выделено пять образовательных областей. Ребенка надо подвести к тому, чтобы он умел общаться, договариваться, аргументировано отстаивать свою точку зрения - это социально коммуникативное развитие; много знал - это познавательное развитие; смог выразить свои мысли – это речевое развитие; видел красоту окружающего мира – это художественно эстетическое развитие; был здоровым, имел развитую артикуляцию, мелкую и общую моторику – это физическое развитие. Все это позволяет нам при планировании коррекционной работы с ребенком воплощать принципы дошкольного образования: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; - поддержка инициативы ребенка во всех видах деятельности; - соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.

         ФГОС определяет структуру программы дошкольного учреждения, условия для её реализации.  И в то же время позволяет педагогическому коллективу создавать свою модель педагогического процесса,  самостоятельно разрабатывать основную образовательную программу ДОУ, адаптированные и рабочие программы, выбирать парциальные программы, технологии, формы, методы и приёмы работы с детьми. Что в свою очередь помогает совершенствовать коррекционно-развивающую работу в ДОУ, так как даёт педагогу свободу выбора и стимулирует его к творческому подходу поиска решения поставленной перед ними задачи, а именно, коррекция отклонения в развитии ребёнка.

         Федеральный государственный образовательный стандарт раскрывает направления в организации коррекционной деятельности учителя-логопеда:

    -выявление, преодоление и своевременное предупреждение речевых нарушений у воспитанников ДОУ;

    -формирование профессиональной компетентности педагогов в сфере эффективного взаимодействия с детьми, имеющими речевые нарушения, а также в сфере профилактики и выявления проблем в речевом развитии;

    -обучение родителей эффективным приемам воспитания ребенка с нарушениями речи и организации коррекционно-развивающей среды в семейных условиях.      
              Коррекционная работа учителя-логопеда осуществляется на индивидуальных и подгрупповых занятиях. При комплектовании групп для подгрупповых и фронтальных занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

         Эффективность коррекционно-развивающей работы напрямую зависит от того, каким образом сформированные в результате обучения навыки ребенок начинает использовать в повседневной жизни - в детском саду и домашней обстановке. Коррекционно-развивающую работу необходимо рассматривать в контексте всей образовательной деятельности детского сада.

         Взаимодействие с педагогами ДОУ предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности специалистов детского сада: учителя-логопеда, воспитателей, воспитателя по физической культуре, музыкального руководителя. Только систематическое взаимодействие специалистов по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитании.
        Таким образом реализуется идея комплексного сопровождения ребенка с нарушениями развития в дошкольном образовательном учреждении.
       
    Модель взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями по ФГОС

         Учитель-логопед; диагностирует уровень развития речи воспитанников; дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения; осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.
    Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного и календарного планирования, оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях, проведение интегрированных мероприятий. Так реализуется принцип интеграции образовательных областей.
       
    Взаимодействие педагога с родителями. Взаимодействие учителя-логопеда с родителями как с участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы. Важна систематическая организация разнообразных форм взаимодействия с родителями воспитанников: я провожу родительские собрания, а также мастер-классы по обучению артикуляционным упражнениям, консультации для родителей детей по вопросам воспитания в семье ребенка с нарушениями речи, раздаю памятки, в группе оформлен стенд и уголки с рекомендациями учителя-логопеда. А также проводится на общих собраниях просветительская работа с родителями всех воспитанников ДОУ, в том числе создание информационных стендов.

         Стандарт определяет программу ДОУ как программу психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей. Для учителя-логопеда это может означать снятие регламентированных временных рамок для устранения речевого дефекта. Теперь опираясь на ФГОС ДО можно работать с ребенком столько, сколько необходимо для устранения выявленного речевого нарушения. А также имея возможность составлять рабочую программу учитель-логопед может самостоятельно включать дополнительные направления в свою коррекционную работу. Я и педагоги ДОУ в дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям, стали чаще использовать в своей практике инновационные технологии, такие как музыкотерапия, логоритмика, мнемотехника, которая является средством свободного выражения детей, а  главная цель ФГОС ДОУ - это прежде всего всестороннее развитие личности ребёнка.  

             В заключении хочется отметить, что своевременная помощь и комплексный подход специалистов и педагогов дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки, а в ряде случаев устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребёнка.

         

    Литература:

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ
    2. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер класс "Использование современных интерактивных игр в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

    Мастер класс предназначен для логопедов ДОО. Приведены примеры использования интерактивных игр портала "Мерсибо" в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

    Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО

    Дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная воз...

    Статья на тему "Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО".

    В статье отражены поиски новых форм и методов работы с детьми в условиях ФГОС....

    Использование ИКТ в работе учителя-логопеда, в условиях ФГОС с детьми после кохлеарной имплантации

    В современных   условиях мы  ищем наиболее оптимальные системы обучения и воспитания  детей с особыми возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и ...

    Пути совершенствования системы работы музыкального руководителя в условиях введения ФГОС ДО

    В связи с ускоряющимся с каждым днем ритмом жизни, общей модернизацией в современном обществе обозначился нравственно-культурный кризис, выходом из которого должны заниматься на государственном уровне...

    Выступление на РМО «Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО»

    Выступление на РМО «Пути совершенствования системы работы учителя-логопедав условиях введения ФГОС ДО»...