"Приобщаемся к музыке дома"
статья

"Приобщаемся к музыке дома"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchaemsya_k_muzyke_v_seme.docx33.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приобщаемся  к  музыке дома.

Каждый родитель хочет видеть в своем ребенке всесторонне развитую личность.

Устраивая ребенка в детский сад, родители надеятся на образовательный процесс,

который  положит начало долгому пути развития.Одним из этапов этого процесса

является приобщение к миру искусства с помощью музыки.

Каждый ребенок  идет к музыке своим путем. Нужно помочь детям полюбить музыку. Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Наши праздники – это незабываемые спектакли, в которых участвуют все: и дети, и взрослые! Помощь семьи  в этом процессе бесценна.

        Уважаемые родители:

  • Ищите везде музыку: дома, в городе, в лесу, на берегу моря и реки;
  • *Создайте дома фонотеку записей классической,  народной, современной детской музыки;
  • Приобретайте музыкальные игрушки ( погремушки, гармошки, бубны, музыкальные книги, дудочки, музыкальное пианино и т.д.) и изготавливайте их сами;
  • Поощряйте любое проявление песенного и танцевального творчества малыша, пойте и танцуйте вместе с ним, сочиняйте песни, танцы;
  • Если вы владеете игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте, как можно чаще музицируйте, аккомпанируйте своему малышу;
  • Посещайте со своим ребенком музыкальные сказки, театры, концерты.

А мы, педагоги стремимся воспитывать у детей любовь и интерес к музыке, помочь каждому показать свои способности в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично, почувствовать радость.

Я, как музыкальный руководитель, очень рада за наших детей: они растут веселыми, здоровыми, музыкальными детьми.  Я уверена в том, что приобщившись к музыке и танцу в детстве, они не вырастут равнодушными, черствыми людьми. Наш совместный труд приносит радость и счастье не только детям, но и  родителям, а результат этого труда – яркий, красочный, незабываемый праздник.

 Хотелось бы, чтоб и дома дети слышали музыку. 

Примерный список классических произведений:

  • Бах И. «Шутка».
  • Брамс И. «Вальс».
  • Вивальди А. «Времена года».
  • Кабалевский Д. «Клоуны».
  • Кабалевский Д. «Петя и волк».
  • Лядов А. «Музыкальная табакерка».
  • Моцарт В. «Турецкое рондо».
  • Мусоргский М. «Картинки с выставки».
  • Свиридов Г. «Военный марш».
  • Чайковский П. «Детский альбом».
  • Чайковский П. «Времена года».
  • Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).
  • Шопен Ф. «Вальсы».
  • Штраус И. «Вальсы».
  • Детские песни:
  • «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).
  • «Бу-ра-ти-но» ( из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).
  • «Все мы делим пополам» ( М. Пляцковский, В. Шаинский).
  • «Где водятся волшебники» ( из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков ).
  • «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).
  • «Крылатые качели» ( из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).
  • «Песенка бременских музыкантов» ( Ю. Энтин,  Г. Гладков).
  • «Песенка о волшебниках» ( В. Луговой, Г. Гладков).
  • «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего», Ю. Энтин, Е. Крылатов).
  • «Танец утят» (французская народная песня.

 

 «Музыке надо учить всех детей,

 как учат математике или географии»

                                                                Д.Б.Кабалевский.

Невозможно, чтобы только особо талантливые дети могли получать радость от общения с музыкой. Более того, детям с более слабыми данными музыка нужна особенно.Также как особенно нужно плавание и физические упражнения ослабленному ребенку.Начать надо с самого простого: чаще привлекать внимание детей к популярной музыке, песням, обмениваться впечатлениями о прослушанном, ходить на концерты, рассказывать им о музыкантах, композиторах. Очень полезно обучение на общедоступных инструментах /аккордеоне, металлофоне…/, пение в хоре. Ведь музыкальный слух, каким бы плохим он не был, поддается развитию. Можно сказать без преувеличения, что совсем немузыкальных детей практически нет. Музыкальность – это целый комплекс способностей; какие то из них обязательно присутствуют у ребенка. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слуховым и голосовым аппаратом. Другие ничего не могут спеть, но зато ритмично произносят песню, обладают живым и острым ощущением ритма, что тоже является признаком музыкальности. Немузыкальные взрослые – это как раз те дети, способности которых вовремя не выявили и поэтому загубили.

Все мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. И неудивительно, что музыкальному воспитанию, которое способно оказать большое облагораживающее воздействие на подрастающего человека, в нашей стране уделяется большое внимание. Важным звеном в этой системе – является музыкальное воспитание в семье. Однако, здесь, как показывает практика, еще далеко не все обстоит благополучно. Из бесед с родителями видно, что многие родители на обучение детей музыке смотрят по-разному. Одни считают, что не стоит учить ребенка музыке, если у него нет особых данных. У других родителей хорошие способности малыша развиты чуть ли не в гениальные. « Мальчик исключительно одарен» - постоянно говорят домашние. Состояние это можно назвать « звездным синдромом» и встречается оно, к сожалению, не так уж редко. «Чудо – ребенка» приводят в музыкальную школу, и тут возникают родительские разочарования и обиды. А страдает от этого ребенок, внимание которого занято уже не столько музыкой, сколько недовольными взрослыми. Если даже ребенок действительно особо одарен, надо очень осторожно расточать похвалы в его адрес, ни в коем случае не ставить в положение, обособляющее от коллектива. Об этом часто говорят и также часто забывают. Ведь цель музыкального воспитания не только в обучении игре на музыкальных инструментах, и тем более не в подготовке музыкантов – профессионалов. Главное, чтобы ребенок полюбил музыку.

Давайте, проверим себя!

Анкета.

 Попробуйте ответить на вопросы анкеты и определите, как обстоит дело с музыкальным воспитанием в вашей семье:

  • Слушаете ли вы с детьми музыку?
  • Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке?
  • Поете ли с детьми?
  • Есть ли у вас дома детский музыкальный инструмент:
  • Играете ли вы сами на каком либо инструменте?
  • Любители вы серьезную музыку?

«Музыка начинается в семье»

 

«Хорошие родители важнее хороших педагогов»

 

Из книги Л.Р. Мадорского

   «Хорошие родители  важнее хороших педагогов». Именно так выразился видный пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти не знающий исключений. Потому что именно папы и мамы должны «заразить ребенка любовью к музыкальным занятиям, правильно организовать эти занятия, наконец, если нужно, отвести в музыкальную школу, кружок, студию». Мать и отец, искренне любящие музыку и  занимающиеся самообразованием, даже если они не играют ни на каком музыкальном инструменте и не поют, в деле музыкального воспитания ребенка могут сделать очень многое.

   Семья является первой и наиболее важной ступенькой для восхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов, естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком – все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.

    Социологическими исследованиями у нас и за рубежом было установлено, что увлечение музыкой у большинства любителей и профессиональных музыкантов начинается под влиянием семьи.

   Иногда родители считают, что музыкальные задатки ребенка развиваются сами собой. Надо только ни во что не вмешиваться и  предоставить детям свободу. Психологи доказали, что это не так. Если задатки специально не развивать, они увядают и гаснут.

    Часто приходится слышать от родителей, что в 4-5 лет их дети очень любили музыку, эмоционально реагировали на нее, пели и  танцевали. А сейчас в 9-10 лет это все исчезло бесследно. Ничего удивительного, задатки требуют развития. Они переходят в способности только в совместной деятельности со взрослыми, в общении с ними.

  Психологический опрос  показал, что у родителей низкий уровень музыкально-эстетического воспитания, отсутствует понимание того огромного влияния, которое обучение музыке оказывает на формирование духовного мира ребенка. Поэтому пропаганда вопросов, связанных с музыкальным воспитанием в семье, приобретает особое значение. Воспитание детей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых.

                                  «  ВАЖНА  ЛИ   МУЗЫКА  В  СЕМЬЕ».

 Семья является первой и наиболее важной ступенью вхождения ребенка в жизнь, в мир музыки. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде и с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется его музыкальная культура.

Однако, в настоящее время музыка постепенно уходит из семьи, как фактор воспитания, что часто связано с несогласованностью семейного и дошкольного музыкального воспитания, пассивной позицией определенной части родителей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном становлении личности ребенка. Этому также в немалой степени способствовало интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового рекламного, развлекательного направления.

Некоторые родители музыкально и педагогически неграмотны, хотя именно они закладывают основы мировоззрения музыкально-эстетических вкусов, интересов и потребностей своих детей. Известны слова Г. Нейгауза:   «Хорошие родители важнее хороших педагогов», т.е. самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

В семье музыкальное воспитание может выступать как необходимый фактор сплочения детей и родителей.

В Китае считается, что когда в семье отец и сыновья, старшие и младшие братья слушают музыку вместе, не нарушаются согласие и родственная любовь, устанавливается гармония; поскольку соединяются инструменты, чтобы украсить песню, и согласуются темп и ритм, чтобы сделать совершенной красоту музыкального произведения. Таким образом, устанавливается единство и согласие между отцом и сыном, господином и подданным, воцаряется братская любовь между всеми народами. Гак в Древнем Китае понимали значение музыки.

В детском саду, на музыкальных занятиях мы слушаем музыку, но этого оказывается недостаточно, а помочь нам в этом могут только родители. Начинать надо, прежде всего с того, что нужно слышать родные звуки, и для этого совсем необязательно иметь специальное музыкальное образование. Достаточно просто оглянуться на окружающий нас мир и прислушаться. Сколько вокруг звуков! Шелестит трава, посвистывают певчие птицы, в лесу кукует кукушка, стучит дятел, жужжит шмель..., а это — лесной ручеек. Все  множество непохожих друг на друга голосов, звуков человек слышал еще в глубокой древности, сначала он подражал им, а потом стал сочинять свои. Стоит и родителям попробовать вместе со своим ребенком воспроизвести эти звуки (ветер воет - «у-у-у», листья шуршат - «ш-ш-ш»).

Еще в древности  человек подметил, что если срезать тростник и подуть в него, то получится звук — красивый и протяжный. Вели, хлопая в ладоши, взять в руки камешки, звук получится громкий и звонкий. Если ударить по стволу дуплистого дерева, то удар этот слышен издалека.

Вот так от звуков леса можно перейти к слушанию музыки, и если это музыка о природе —  все это вы услышите в ней.

Музыка своим языком может не только рисовать картины природы, повторив в звуке пение птиц, раскаты грома, шум дождя, бег коня и т. д. Особенность музыки такова, что вы можете не только рисовать и представлять картины, вы можете чувствовать настроение и переживания человека. Ведь когда вы услышите звонкую, радостную песенку, вам сразу станет весело, захочется запеть, потанцевать. Если же песенка грустная, танцевать не захочется.

Вот так постепенно, слушая музыку природы и окружающего мира, вы приобщаете ребенка к пониманию музыки.

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания  в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • -обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями.
  • вызывать интерес к музыке, передать традиции своего народа.
  • сформировать основы музыкальной культуры;
  • -развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, музыкально-образовательная деятельность):
  • -способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессиональною обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются oбогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, который ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, его общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Пели ребенок слышит народные мелодии с ранней) детства, он. естественно, проникается народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красот) классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную, как взрослую, так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой. Например:

  1. «Детский альбом» П.И. Чайковский
  2. «Карнавал животных» К.Сенс - Санс
  • куры и петухи
  • королевский марш льва
  • лебедь
  • антилопы
  • слон
  • длинноухие персонажи
  • кенгуру
  • аквариум
  • кукушка в чаще леса

  1. «Кукушка» Л.Дакен
  2. «Песнь жаворонка» П.И.Чайковский
  3. «Балет невылупившихся птенцов» М.Мусоргский
  4. «Пение птиц» Ж.-Ф. Рамо
  5. «Бабочки» Ф.Куперен
  6. «Полет шмеля» Н.Римский-Корсаков
  7. «Утро» Э.Григ
  8. «Лунный свет» К.Дебюсси
  9. «Времена года» Л.Вивальди
  10. «Весенняя» Ф.Мендельсон
  11. «Весной» Э.Григ
  • «Волшебное озеро» А.Лядов
  • «Ручеек» Э.Григ
  • «Шествие гномов» Э.Григ
  • «В пещере горного короля» Э.Григ
  • «Вальс цветов» П.Чайковский
  • «Тамбурин» Ж.-Ф.Рамо
  • «Музыкальная табакерка» Л.Даргомыжский
  • «Петрушка» Э.Вилла-Лобос
  1. «Маленький негритенок» К.Дебюсси
  2. «Юмореска» А.Дворжак
  3. «Мелодия» Х.Глюк
  4. «Королевский вальс» И.Штраус

В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. Таким образом, происходит обесценивание опыта предшествующих поколений, сокращение воспитательного потенциала семьи, разрыв связи между поколениями, возрастание напряженности в отношениях родителей и детей.

В настоящее время назрела необходимость переосмыслить роль родителей в выполнении воспитательной функции, смягчить  стиль общения детей и родителей, сблизить их музыкальные интересы, установить связь домашних занятий музыкой с национальными культурологическими традициями.

Только с родительским  небезразличным участием мы, музыкальные руководители, сможем воспитать в  детях любовь к искусству, к ею многогранным образам .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомедации для родителей по слушанию музыки дома

Насыщение чувственно-эмоционального опыта помогает ребенку сформировать в себе опыт понимания другого человека....

Рекомендации по слушанию музыки дома. «В мире волшебных звуков»

Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несметные богатства. Но своими сокровищами музыка одаривает не каждого. Чтобы человек стал их обладателем, нужно обязательно потрудиться....

Памятка "Слушаем музыку дома"

Консультация предназначена для родителей...

Как приобщают к музыке в нашем детском саду

Консультация для родителей.Я показала все этапы деятельности, связанные с музыкой в детском саду.Познакомила с тем, как происходит процесс музыкального воспитания в нашем учреждении....

Полезные ссылки для занятий музыкой дома (видео и аудио сказки, музыкальные сказки, спектакли, классическая музыка и другое)

Полезные ссылки для занятий музыкой дома (видео и аудио сказки, музыкальные сказки, спектакли, классическая музыка и другое)...

Сидим дома с пользой «Занятия музыкой дома с ребенком»

Сидим дома с пользой «Занятия музыкой дома с ребенком» Карантин …сидим дома. Может это вы, родители, устали и ничего не хотите. А ваш талантливый малыш хочет играть…Пред...

Консультация "Музыка дома. Музыка на кухне"

Консультация для родителей...