Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
консультация (младшая группа)

Дмитриева Татьяна Евгеньевна

Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются:

дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выборасамовыражение.

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

 

 

Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovania_1.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 36 общеразвивающего вида" г. Печора

                       Тема самообразования:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

                                                                    Исполнитель: Дмитриева.Т.Е.

                                                      Воспитатель раннего возраста группы №10

                                               

                                             г.Печора

                                                 2020

Тема самообразования:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

Дата начала работы над темой: Октябрь 2019 года.

Дата окончания работы над темой: Май 2020 года.

Актуальность темы:

 

«Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста»

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются:

дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.

Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выборасамовыражение.

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

Рисование, аппликация и лепка – виды деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Она создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений.

Цель работы по самообразованию:

 1. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;

2. систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;

Задачи работы по самообразованию:

1. расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;

2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;

4. научить детей различать основные цвета;

5. познакомить детей с величиной и формой предметов;

6.сформировать навыки самостоятельной деятельности;

7.повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

8. развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

Объекты в работе по самообразованию:

-Дети

-Семьи детей посещающих детский сад;

-Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми раннего возраста:

-Игровой метод (дидактические игры);

-Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);

-Практический метод – показ способов действия с предметами;

Формы организации деятельности с детьми раннего возраста:

-групповая;

-подгрупповая;

-индивидуальная;

Ожидаемые результаты:

Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей средствами игровой деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;

Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей;

Перспективный план на 2019-2020 учебный год.

Этапы:

              1 Этап организационно- ознакомительный :

Содержание

работы

Срок

Форма

представления

результатов

1. Повышение своей

профессиональной

компетентности

1. Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

1. ОО Программа ДО «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Басырова Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е. С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32

3. Программная разработка образовательных областей в ясельной группе (1,5-2 года) практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей под редакцией Карпухиной Н. А. 2013г.

4. Бондаренко А. К.Дидактические игры в детском саду: Кн. для 169 с М.: Просвещение, 1991. воспитателей дет. сада /А. К Бондаренко.

 5. Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р. Буянова //Социальная 36. С. 32 №12. 2006. 

6. Гиниятова С. Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С. Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – 22. С. 18

7. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное 80воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76

 8. Загрудняк М. А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /М. А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.

9.Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983

10.http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac54.htm

Октябрь

(+ в течение года) 

Список использованной литературы

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

в течение года

2. Составление перспективного 

плана.

Октябрь 2019

Текстовый документ

3.Изучение уровня детей.

Провести диагностическое обследование детей по сенсорному развитию на начало учебного года.

Ноябрь 2019год

Текстовый документ.

                     

                   

                             

                             

                                                           

                                                 2 этап Основной :

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Срок

Форма

представления

результатов

Работа с детьми.

Ноябрь

2.Изучение уровня детей.

2.Занятие «Мячик круглый есть у нас» цель: учить выделять предметы круглой формы

3.Занятие «Нанизывание колец на стержень» цель: учить действиям с предметами – собирать пирамидку, совершенствовать координацию движений рук.

4.Занятие «Складывание двухместной матрешки» цель: учить детей сопоставлять предметы по величине, развивать понимание слов «большой», «маленький».

5. Занятие

 «Машинки по местам» цель: формировать умение

действовать с предметами, ориентируясь на их цвет.

Декабрь

1.Занятие «Подбери по цвету» цель: учить чередовать предметы по цвету.

2.Занятие « Кто там?» цель: развивать слуховое восприятие. 3.Занятие «Один -много» цель: знакомить детей с понятиями «один и много». 4.Занятие «Кубик, шарик» цель: формировать умение выбирать предмет с ориентировкой на форму.

Январь

1.Занятие «Маша обедает» цель: продолжать учить соотносить предметы по величине.

2. Занятие «Цветные квадраты» цель: продолжать учить детей различать форму и цвет предметов.

3. Занятие «Назови, что звучит» цель: развивать слуховое восприятие

Февраль.

1.Занятие «Что делают матрешки» цель: формировать умение экспериментировать с предметами, ориентируясь на их величину.

2.Занятие «Круг, квадрат» цель: продолжать учить детей чередовать предметы по форме.

3.Занятие «Поручение» цель : обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

4. Занятие «Найди палочку» цель: научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных. Закрепить умение группировать предметы по цвету. Знакомить с последовательностью размещения цветов в спектре.

Март.

1.Занятие «Помоги матрешке найти свои игрушки» цель: Закрепление умения группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы по цвету.

2. Занятие «Шарики и пирамидки» цель: закреплять умение обозначать количество предметов «один – много».

3. Занятие «Колпачки играют в прятки» цель: познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины.

Апрель.

1.Занятие«Треугольник, квадрат, круг» цель: продолжать знакомить детей с формой предметов.

2. Занятие «Что выбрал Петрушка» цель: продолжать учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных.

3. Занятие «Плывет, плывет кораблик» цель: познакомить детей со свойствами разных предметов (тонет – не тонет)

Май.

1.Занятие "Испечем пирожки" цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка (сырой - можно лепить, сухой - рассыпается, но можно рисовать пальчиком)

2. Изучение уровня детей.

3.закрепление пройденного материала.

1.Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения .

2.Провести диагностическое обследование детей по сенсорному развитию на начало учебного года.

Подвижные игры с мячом

Игры в уголке сенсорики

Игра «Подбери матрёшке сарафан»

Рисование  пальчиками разноцветных дорожек

Рассматривание иллюстраций по теме

Д/И « Кто там?»

Игры с разноцветными шариками

Игра: «Волшебная коробочка»

Игра ситуация  «Маша обедает»

Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»

Иры на музыкальных инструментах

Игра «Что нам Мишутка привез»

Игра «Разложи правильно»

Подвижная игра «Разноцветные ленточки»

Игра «Разберем – соберем»

Игры с матрёшками вкладышами.

Подвижная игра «Догони мячик»

Игры в уголке экспериментирования.

Игра «Чудесный кубик» .

Игра «Угадай, что это» .

Игры в уголке экспериментирования и центре "Песка и воды".

Игры в уголке экспериментирования центре "Песка и воды.

Провести диагностическое обследование детей по сенсорному развитию на конец учебного года

В течении

Года работы детей.

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Декабрь

Январь

Январь

Январь

Февраль

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Март

Апрель.

Апрель.

Апрель.

Май.

Апрель..

Май.

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

показ способов действия с предметами;

2.Работа с родителями

1.Анкетирование «Сенсорное воспитание детей»

2. Консультация                            «Какие игрушки необходимы детям»

3. Консультация «Как знакомить детей с величиной предметов».

4. Памятка для родителей «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать»

5.Рекомендации для родителей «Раннее сенсорное воспитание»

6.Консультация (папка передвижка) «Дидактические игры – что это такое?» 

7.Консультация (папка передвижка) «Сенсорное

 воспитание, как основа умственного развития детей раннего возраста».

8. Родительское собрание "Чему мы научились и что мы умеем"

Ноябрь.

Декабрь.

Январь.

Февраль.

Март.

В течении года.

В течении года.

Апрель.

Май.

Текстовый документ

Текстовый документ

Текстовый документ

Текстовый документ

Текстовый документ

Текстовый документ

Текстовый документ

Текстовый документ

Текстовый документ

3. Работа с педагогами.

 1.консультации для педагогов «Сенсорное воспитание как основа умственного развития детей». 

2.консультации для педагогов «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей». 

Январь 2020 год

Апрель 2020год

Текстовый документ

Текстовый документ

                     

                                       

                                         3 этап Заключительный :

Содержание

работы

Срок

Форма

представления

результатов

1. Работа с детьми.

Провести диагностическое обследование детей по сенсорному развитию на конец  учебного года.

Апрель

Текстовый документ

2.Работа с родителями

Проведение родительского собрания на тему «Чему мы научились за год…»

Май

Родительское собрание

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Выводы:

Литература:

1. Басырова Е. СРазвитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде .

Е. С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32

2. Бондаренко А. К.Дидактические игры в детском саду: Кн. для 169 с М.: Просвещение, 1991. воспитателей дет. сада /А. К Бондаренко.

3. Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р. Буянова //Социальная 36. С. 32 №12. 2006. 

4. Гиниятова С. Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО С. Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – 22. С. 18

5. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное 80воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76

6. Загрудняк М. А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста

М. А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.

7.  ОО Программа ДО «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

8. Программная разработка образовательных областей в ясельной группе (1,5-2 года) практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей под редакцией Карпухиной Н. А. 2013г.

9.Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М.: 1983

10. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac54.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания....

План работы по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

План по самообразованию воспитателя первой группы раннего возраста по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

Отчет по самообранию по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчет по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности"...

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей  раннего возраста  посредством игровой деятельности»....

Моя тема самообразования «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»

1. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, вел...

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».

Отчёт по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности». Цель: повышение профессиональной компетентности в области сенсорного воспитания детей...

План работы по самообразованию по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности» в первой младшей группе.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т...