План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
материал по математике (младшая группа)

Данько Юлия Викторовна

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей  раннего возраста  посредством игровой деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 43 «Колобок»

План работы по самообразованию

Тема: «Сенсорное развитие детей

раннего возраста

посредством игровой деятельности».

Возрастная группа: группа раннего развития -  младшая группа, № 12

                     Воспитатель: Данько Юлия Викторовна

                                                     Образование: высшее  

                                                        2020-2021 г

Актуальность.

В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.

      Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.

     Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.        

      Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

       Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.  Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

     Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Цель: повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;

систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста,   изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий.

Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:  

  1. расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
  2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр);
  3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Методы работы с детьми раннего возраста:

  1. Игровой метод (дидактические игры)
  2. Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов)
  3. Практический метод – показ способов действия с предметами

Формы организации деятельности с детьми раннего возраста: 

- групповая

      - подгрупповая

      - индивидуальная

      - самостоятельная деятельность детей

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей средствами игровой деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

- Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;

- Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей.

           

Форма отчёта по проделанной работе: представление проделанной работы в виде презентации.

 

                                                Работа с детьми.  

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепки, элементарному конструированию.    

В течение года

Работы детей

Дидактические игры:

  1. «Наряди матрёшку»
  2. «Почини кружку»
  3. «Покорми собачку»
  4. «Найди пару»
  5. «Сенсорные дощечки» (оказывают помощь в изготовлении родители воспитанников).

Октябрь – ноябрь 2020

 год.

В течение года

Изготовление картотеки дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста.

Дидактические игры:

  1. «Тактильная коробка»
  2. «Собери животных»
  3. «Собери новогоднюю гирлянду»
  4. «Чудо-шарики».

Декабрь - январь 2020 – 2021 год

В течение года

Дидактические игры:

      1. «Разноцветные кружки»

      2. «»

      3. «Дальше – ближе»

      4. «Найди дерево»

      5. «Собери листочки»

Февраль – март 2021 год

Закрепление пройденного материала с детьми

Апрель-май 2021 год

   

                                     

                                         

                                        Работа с родителями.

Проведение анкетирования на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Ноябрь 2020 год

Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

В течение года

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

В течение года

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

Декабрь 2020 год

Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста».

Размещение на официальном сайте и в приёмной группы фотоотчета «С интересом мы играем и сенсорику развиваем».

Январь 2021 год

Фотоотчет «С интересом мы играем и сенсорику развиваем».

Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

Февраль 2021 год

Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

Консультация  «Дидактические игры – что это такое?»

Апрель 2021 год

Консультация   «Дидактические игры – что это такое?»

Проведение анкетирования на тему «Чему мы научились за год…»

Май 2021 год

Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)

Список используемой литературы

  1. Басырова Е.С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е.С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для  169 с М.: Просвещение, 1991. воспитателей дет. сада /А.К Бондаренко.
  3. Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р.Буянова //Социальная 36. С.32  №12.  2006. работа.
  4. Гиниятова С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С.Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – 22.С. 18
  5. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное 80воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
  7. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac54.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры" 2021-2022 г.

Актуальность темы.Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для сов...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи через игровую деятельность детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Создать условия для развития речи детей посредством дидактической игры.Задачи:повысить собственны...

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста» 2021г-2022 учебный год

Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе ит....

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие детей 2 -3 лет»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст –самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нор...

План работы по самообразованию «Сенсорное развитие у детей раннего и младшего возраста» 2021г-2022 учебный год

Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе ит....