Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в контексте идей Национального проекта "Образование"
статья

Статья, посвящённая актуальным проблемам музыкального воспитания в детском саду в контексте идей Национального проекта "Образование"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Смирнова Елена Владимировна,

музыкальный руководитель ГБДОУ Детский сад № 9 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красносельского района Санкт – Петербурга

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в контексте идей Национального проекта «Образование» (из опыта работы музыкального руководителя)

         В 2019 году в нашей стране началась реализация Национального Проекта РФ «Образование», рассчитанного на 5 лет. Одной из целей Проекта «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Задачи Национального проекта РФ «Образование» включают в себя, в том числе, внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости и всеобщности; создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет; создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды; что должно привести к успеху каждого ребенка.

Музыкальное воспитание является важнейшей составляющей образовательной области «Художественное развитие». Общеизвестно, что музыка является инструментом, который помогает раскрытию многих талантов, способствует развитию ребёнка. Как говорил В. Сухомлинский: «Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки».

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка. Под музыкальным образованием в детском саду подразумевают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают дошкольникам содержание элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной деятельности. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве впоследствии с трудом восполнимо. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у дошкольников развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Программа воспитания в детском саду построена с учётом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребёнка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разных видах музыкальной деятельности. Дошкольники приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений и досугах. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских музыкальных инструментах, импровизируют. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. С каждым годом все больше внимания уделяется развитию творческой активности ребенка.  

Большое значение в музыкальном воспитании уделяется национально-культурным традициям нашей огромной страны. Рассказывая о музыкальных традициях народов, населяющий её, всё же большее время мы посвящаем русской народной музыке, русской классической музыке, проводим мероприятия, посвященные календарным праздникам (Осенины, Святки, Масленица и т.д.). В процессе подготовки к этим праздникам можно использовать неисчерпаемое многообразие фольклора: песен, поговорок, пословиц, потешек, закличек, хороводов, танцев, адаптированных к современности. Происходит знакомство со звучанием русских народных инструментов. В исполнительской деятельности мы используем простейшие народные инструменты: ложки, рубели, трещотки, бубенцы, свистульки.  Показ русских костюмов, введение их элементов в детские костюмы, использование атрибутов из Хохломы, Федоскина, Гжели способствуют развитию художественного вкуса, интереса к народным промыслам.

Воспитание любви к родной стране и гордости за неё происходит и в процессе знакомства с творчеством русских и советских композиторов: Чайковского, Глинки, Римского – Корсакова, Мусоргского, Шостаковича, Прокофьева и других. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием вызывает желание детей продолжать занятия музыкой в музыкальных школах или студиях.

Знакомство со славным прошлым происходит в процессе подготовки досугов и занятий, связанных с историей родного края. День рождения Санкт-Петербурга – важный праздник для любого петербуржца. При подготовке используется классическая музыка и, конечно, звучит Гимн Великому Городу Р. Глиэра. При оформлении зала используются работы, выполненные детьми совместно с родителями.

Для каждого жителя России День Победы является самым святым и почитаемым праздником. Чтобы не прервать единство поколений, знакомство с горькой и славной историей Великой Отечественной войны является очень важным фактором в работе с дошкольниками. На понятных примерах мы рассказываем детям о прошлом, учим современные детские песни о памяти и гордости за предков и обязательно знакомим их с подлинными песнями ВОВ, с великими «Вставай, страна огромная!» и «Прощанием славянки». Использование современного демонстрационного оборудования позволяет сопровождать исполнение песен и танцевальных композиций демонстрацией слайдов и клипов с кадрами 40-х годов. Близок по энергетическому посылу и наш, Ленинградский День Победы - День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, который необыкновенно важен для нравственного воспитания юных петербуржцев.

Преемственность поколений – то, что необходимо прогресса для любого народа, но сохранение памяти прошлого невозможно без сотрудничества и сотворчества людей разного возраста. Поэтому в ДОУ обязательно должны проводиться праздники и развлечения, выставки и музыкальные гостиные, в которые вовлекаются родители воспитанников. В ДОУ реализовывается программа методической и консультативной помощи родителям детей.

Любовь к Отчизне, в том числе, это и любовь к родной природе. Очень нужны для детей досуги, квесты, экологические тропы, где используется релаксационная музыка и песни о природе. Праздники и развлечения на свежем воздухе очень полезны для малышей.

Чтобы ребёнок был успешен, необходимо, чтобы он был здоров. Занятия музыкой оказывают оздоровительное действие на детский организм. Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности воспитанников, укрепление и сохранение детского психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности. Дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, кинезиологические, валеологические распевки, музыкально-ритмические движения, музыкотерапия – все эти    технологии сохранения и стимулирования здоровья, не исключая и традиционных, входят в систему музыкально-оздоровительной работы.

Музыкальное воспитание в детском саду открывает детям дверь в добрый мир музыки, помогает делать первые шаги к прекрасному и волшебному искусству и создаёт доступные для каждого и качественные условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста (музыкальный руководитель Краснослободцева Н.В)

"Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота...

Использование народных национальных традиций в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста

Актуальность проекта     Актуальность проекта  определяется возрастанием роли, национально-культурного и исторического наследия в современном воспитательном и образовательном ...

Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры.

В настоящее время очень остро встал вопрос о сохранении и возрождении культурного наследия, поэтому современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать...

Значение игровой деятельности в воспитании детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО.

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.Игра организует чувства ребенка и ...

«Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в контексте идей Национального проекта «Образование»»

Основное содержание образовательной обла­сти «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы...

Дидактическая игра по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста «Одень куклу в национальный костюм»

Дидактическая игра по поликультурному воспитанию детей дошкольного возраста  «Одень куклу в национальный костюм»....