Консультация для воспитателей «Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе»
консультация

Минина Светлана Александровна

Консультация для воспитателей «Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросе успешной организации занятия по развитию речи детей второй младшей группы.

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с рекомендациями по взаимодействию с детьми во время занятия с учетом возрастных особенностей.

2. Напомнить воспитателям о важности развития речи в данном возрасте.

3. Поиграть с воспитателями.

Контингент участников: воспитатели, практиканты.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности в вопросе успешной организации занятия по развитию речи детей второй младшей группы.

Задачи:

1. Познакомить воспитателей с рекомендациями по взаимодействию с детьми во время занятия с учетом возрастных особенностей.

2. Напомнить воспитателям о важности развития речи в данном возрасте.

3. Поиграть с воспитателями.

Контингент участников: воспитатели, практиканты.

Ход:

В младшем дошкольном возрасте приоритетным направлением педагогической работы с детьми является развитие речи, поддержание интереса к общению у трехлетних болтушек и создание условий в развивающей среде, которые будят желание посмотреть, послушать, и проявить свое «Я».

В этом возрасте речедвигательный аппарат находится в стадии развития и формирования. Поэтому наша задача помогать и способствовать более целенаправленному развитию мышц губ, языка, мягкого неба, формированию силы выдоха, речевого дыхания.

Практические игры с воспитателями:

1. «Игра в хоккей» (с небольшой подгруппой детей).

Цель: активизация мышц языка.

Описание: «Знаете, как играют в хоккей? Мы с вами и поиграем в хоккей. Только клюшкой у нас будет язычок, шайбой – фасоль, а полем – рот. Вот мы и будем шайбу (фасоль) гонять по полю (во рту) клюшкой (язычком). (Показа воспитателя). Ну, начинайте, а я буду наблюдать, кто быстрее гоняет шайбу».

2. «Фокус»

Цель: активизация кончика языка, подготовка к произношению звука «ш».

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посредине языка, а вата лететь прямо вверх; нижней челюстью не помогать.

Хочется отдельно остановиться на роли развития мелкой моторики пальчиков в формировании речи ребенка. Йосиро Цуцумиси утверждал, что кончики пальцев рук – второй головной мозг. Великий немецкий философ И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Поведение человека становится действительным только тогда, когда осознанное и указанное головным мозгом действие выполняется пальцами. Руки для немых служат средством выражения вместо языка, а для слепых – средством восприятия вместо глаз. Как рука чудесна! Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев рук приводят в гармоничные отношения тело и разум. Поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Японский врач Намикоши Токуиро создал методику оздоровления, воздействуя на руки. Ведь пальцы имеют большое количество рецепторов посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Так восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. В Китае широко применяют упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Что гораздо более эффективно, чем простое традиционное раздражение. Такие занятия имеют оздоравливающее, тонизирующее влияние. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение. Улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительных систем, развивают координацию движений, силу, ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.

1. Круговые движения между ладонями (1–2 шт.) прижимая их с усилием.

2. Круговые движения на тыльной стороне руки, прижимая их ладонью другой руки. 3. 2-мя орехами круговые движения в каждой ладони одновременно (правая – по часовой стрелке, левая против часовой).

Устраняют недовольство, нервное раздражение, предотвращает старение мозга, а также способствует долголетию. Это наиболее популярные упражнения. Прекрасное оздоровительное и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоровительное воздействие. Однако даже простые движения рук помогают убрать напряжение не только самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Поэтому ручными движениями можно начать и закончить занятие. Движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать ложку, чашку, карандаш, умываться, лепить. Например, если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставание у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Упражнения должны выполняться в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Каждое упражнение повторяется несколько раз 2– 3 раза в день. Приведем примеры некоторых игр:

а) Игры на сжимание и разжимание кулачков («Моя семья»)

 1. «Разминка»

Ты, утенок не пищи!

Лучше маму поищи.

б) Игры на поочередное сгибание и разгибание по 1-му пальцу («Наш малыш», «Белка», «Встали пальчики», «На работу»).

2. «Шалун»

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, детей накормила:

Этому дала... (повторять несколько раз)

А этому не дала.

Он много шалил,

Свою тарелочку разбил.

Описание: Указательный палец одной руки чертит круги на ладошке другой руки (первые 2 строчки). Потом сгибаем пальцы, приговаривая слова, а мизинчик слегка покачивать.

в) Игры на движения кисти («Погладим котенка», «Бабочка», «Птички», «Веселые маляры» и др.)

г) Игры на движения рук и имитацию («Качели», «Коготочки», «Очки», «Стульчик», «Домик»)

е) Игры на развитие координации пальцев («Коза рогатая», «Комарик», «Оса», «Большой палец», «Кольцо», «Крючочки»).

 3. «Жук»

Я веселый Майский жук,

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу

И зовут меня Жу-Жу …

Описание: сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».

4. «Вертолет».

Быстро лопасти крути!

Вертолет лети, лети.

Описание: пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) в положении плетеной корзиночки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (Это хвост вертолета). Большими пальцами выполнять совместные быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

ж) Игры с передвижением пальчиков по столу.

5. «Человек»

Топ-топ, топают ножки.

Мальчик ходит по дорожке.

Описание: указательный и средний пальцы правой (левой) руки «ходят» по столу.

Хочется еще раз обратить на роль разнообразной предметной деятельности на развитие мелкой моторики:

а) застегивание и расстегивание пуговиц;

б) шнурование ботинок;

в) шнуровка на специальных рамках;

г) нанизывание колец на тесьму;

д) игры с мозаикой;

е) сортировка мозаики по ячейкам;

ж) игры с конструкторами;

з) перебирание круп, зерен (например, фасоль и горох).

Во 2-й перед воспитателями стоит задача интенсивно обогащать речь детей путем восприятия речи и рассказов взрослых. Эти рассказы самые разнообразные:

1) Рассказы о предстоящих событиях. Их главная цель создать ситуацию предвкушения радости завтрашнего дня.

2) Рассказы о прошедшем дне – шаговая констатация того, что уже произошло. Эти рассказы влекут за собой отсроченное переживание событий, доставивших детям приятное или огорчивших их.

3) Рассказы о детях помогают ребенку услышать, что-то приятное в свой адрес в присутствии всех детей, так реализуется потребность ребенка почувствовать себя значимым, компетентным. 4)Рассказы о взрослых, о животных.

5) Рассказы о приключениях игрушек (мини– инсценировки), литературных героях.

6) Рассказы о проблемах воспитания, интересных наблюдениях. Они помогают ребенку преодолеть страхи через осознание того, что подобное бывает и у других детей.

7) Рассказы о трудных житейских ситуациях, которые не привлекают внимание самого ребенка. Их цель помочь маленькому человеку осознать, что некоторые действия, которые совершают ребята и он в том числе, не вызывают одобрения у взрослых. Ребенок готов слушать воспитателя о чем угодно, лишь бы говорили ему и для него.

4. Другой ключевой задачей развития речи является развитие диалогической речи.

а) Эту задачу, прежде всего, решаем в индивидуальных разговорах с ребенком, а их эффективность напрямую связана с характером наших отношений с малышом, от уровня его привязанности и доверия к нам. И в течение дня нужно найти время для каждого ребенка, чтобы побеседовать с ним. А чтобы эти разговоры не сводились к жалкому подобию (короткие фразы по поводу, что нужно или не нужно делать) необходимо знать интересы ребенка.

б) Другим средством диалогической речи, помогающим нам в работе, являются стихи– диалоги (такие, как «Кисонька – мурысонька»).

в) А также ролевые диалоги, где дети слышат не только формулы речевого этикета, но и учатся высказывать свои мысли, привлекая опыт ролевых отношений, который дети осваивают в сюжетно– ролевых играх.

Вызывают у детей интерес и проблемные ситуации игрушек или «не очень умелого и рассеянного воспитателя»

г) Сюжетные картинки – ценнейший материал для активизации речи детей. Это может быть не только отдельная картинка, но и небольшая серия, в которой действия могут «разворачиваться», а могут и касаться одних и тех же героев, попадающих в различные сюжеты.

Зная, что к 4 годам у детей начинает складываться чувство юмора, мы используем картинки – путаницы, которые дети рассматривают при активном участии воспитателя. Рассматривание проходит маленькими шагами, вхождение в изображенное. Привлекают ребят и литературные небылицы.

Помимо картин, иллюстраций, картинок широко применяем ежедневное рассматривание книжных иллюстрации.

Подпись __________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема: «Развитие речи детей второй младшей группы». Воспитатель: Коротья Светлана Викторовна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей Тема: «Развитие речи детей второй младшей группы». Воспитатель:Коротья Светлана ВикторовнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

Консультация “Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе”

Консультация “Основные формы и методы развития речи во второй младшей группе” В младшем дошкольном возрасте приоритетным направлением педагогической работы с детьми являетс...

консультация для воспитателей:"Основные формы и методы работы по развитию конструктивной деятельности через лего -конструирование"

Лего-конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, Лего-конструирование – эффектив...

Консультация для воспитателей "Гимнастика для развития речи во второй младшей группе"

Познакомить воспитателей с требованиями и правилами проведения артикуляционной гимнастики во второй младшей группе. Расширить знания воспитателей об органах артикуляционного аппарата...

«Основные формы и методы развития речи во 2-й мл. группе»

Игры для развития речедвигательного аппарата у детей младшего возраста....

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей второй младшей группы»

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, актив...