Главные вкладки

    Методики оценки коммуникативных УУД
    материал (подготовительная группа)

    Аксютина Татьяна Александровна

    Описание методик для исследования сформированности коммуникативных УУД дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodiki_otsenki_kommunikativnyh_uud.docx44.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

    Цель исследования: изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений.

    Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

    Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

    Ход работы: проводится в виде игры.

    Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

    Критерии оценивания:

    • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
    • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
    • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
    • взаимопомощь по ходу рисования;
    • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

    Уровни оценивания:

    1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
    2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
    3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

     Организация работы в паре и работа над коллективными проектами нацелены не только на развитие регулятивных и познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли, устанавливать очередность действий, находить общее решение.

    Источник: https://infourok.ru/metodika-rukavichki-ga-cukerman-pri-formirovanii-kommunikativnih-uud-1972941.html

    Методика «Братья и сестры» (Ж.Пиаже)

    Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

    Возраст: 6,5 – 7 лет

    Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка  

    Метод оценивания: беседа

    Инструкция:

    1. «В семье моих знакомых два брата — Саша и Володя. Сколько братьев у Саши? А у Володи?»

    2. «У девочки Наташи есть две сестры — Оля и Маша. Сколько сестер у Оли? А у Маши?»

    3. «Сколько сестер в этой семье?»

    Критерии оценивания:

    • понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
    • координация разных точек зрения.

    Показатели уровня выполнения задания:

    Низкий уровень: ребенок занимает эгоцентрическую позицию: неправильные ответы во всех трех пробах.

    Средний уровень: правильные ответы в 1-й или 1-й и 2-й пробах; ребенок правильно учитывает отношения принадлежности, может стать на точку зрения одного из персонажей, но не координирует разные точки зрения.

    Высокий уровень: правильные ответы во всех трех пробах, ребенок учитывает позиции других людей и координирует их.

    Источник: https://studfile.net/preview/1722008/page:15/ 


    Методика «Левая и правая стороны» (Ж.Пиаже)

    Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

    Возраст: начальная ступень (6,5 – 7 лет)

    Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

    Метод оценивания: беседа

    Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.

    Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.

    Инструкция:

    1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».

    2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»

    Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.

    3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»

    4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»

    Критерии оценивания:

     понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,

     соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

    Показатели уровня выполнения задания:

    Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

    Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

    Высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

    Источник: https://studfile.net/preview/1722008/page:15/ 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методика оценки качества деятельности педагога

    Контрольная работа на курсе повышения квалификации по теме "Методика оценки качества деятельности педагога"...

    Методика оценки зрелости будущего первоклассника

    Уважаемые родители! Предлагаю вам методику оценки психосоциальной зрелости будущего первоклассника. Если после проведения опросника у вас возникнут вопросы, обратитесь к психологу. До школы еще есть в...

    Мастер – класс «Оценка коммуникативной компетенции у педагогов с элементами тренинга»

    На мастер - классе коммуникативной компетенции участники изучают методы эффективного взаимодействия с другими людьми (родственниками, друзьями и т.д.), прорабатывают и наблюдают поведение других в раз...

    Методика оценки общей одарённости

    Методика оценки общей одарённости...

    Методика оценки физического развития и физической подготовленности детей от 3 до 7 лет

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвивающего вида Методика оценки физического развития и физической подготовленностидетей  от 3 до 7 лет...

    Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)

    Методика оценки уровня психологического климата коллектива  (А.Н.Лутошкин)Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) колле...

    Адаптированная методика оценки коммуникативных навыков детей с ТМНР "Социограмма"

    Адаптированная методика оценки коммуникативных навыков детей с ТМНР – представляет собой компактную и доступную для использования методику первичной, промежуточной и итоговой диагностики к...