Методика оценки уровня психологического климата в коллективе
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа)

Яна Владимировна Черепанова

Тестирование сотрудников коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика оценки уровня психологического климата коллектива  (А.Н.Лутошкин)

Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) коллектива.

Социально-психологический климат - это преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Социально-психологический климат (Б.Д. Парыгин) - важный показатель уровня развития коллектива.

В предлагаемом задании уровень благоприятности психического климата определяется методом опроса. Методика ценна тем, что позволяет квантифицировать (изучать) не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют его (+), и те, которые разобщают коллектив (–).

22 и более

высокая         степень         благоприятности         социальнопсихологического климата 

от 8 до 22

средняя         степень         благоприятности         социальнопсихологического климата; 

от 0 до 8

низкая степень (незначительная) благоприятности; 

от 0 до (-8)

начальная неблагоприятность социально-психологического климата; 

от (-8) до (-10)

средняя неблагоприятность; 

от         (-10)         и

сильная неблагоприятность 

Уровень социально-психологического климата в коллективе оценивается по полярным профилям: 3  2  1  0  -1 -2 -3.

         Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

Оценки  

3 – свойство проявляется в коллективе всегда;

2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

1 – свойство проявляется нередко;

0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Обработка полученных данных осуществляется в несколько этапов.

Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+), потом (-) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.

Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога), необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:  

 

ниже 

Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:

а) записать, затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым

участником опроса;

б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр, по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива

(положительно), так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).

Приведенная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые заложены в опросном листе). Оценка психологического климата в педагогическом коллективе

 Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.

Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.

  /3 2 1 0 –1 -2-3/ 

1.

 

Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения

 

Преобладает подавленное настроение

2.

 

Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

 

Конфликтность в отношениях и антипатии

3

В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание

 

Группировки конфликтуют между собой

4.

Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

 

Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.

5.

Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива

 

Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

6.

С уважением относятся к мнению друг друга

 

Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.

7.

Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные

 

Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива

8.

В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного»

 

В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения

9.

Чувство гордости за коллектив, если

 

К похвалам и поощрениям

его отмечают руководители

коллектива здесь относятся равнодушно

10.

 Коллектив активен, полон энергии

 

Коллектив инертен и пассивен

11.

 Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе

 

Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

12.

 Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

 

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

13.

 В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

 

Коллектив заметно разделяется на

«привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика оценки уровня психологического климата коллектива (А.Н.Лутошкин)

Методика оценки уровня психологического климата коллектива  (А.Н.Лутошкин)Цель – изучить уровень благоприятности или неблагоприятности студенческого (ученического или педагогического) колле...

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.

ldquo;Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе. Описание:Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психол...

Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"

В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...

Оценка психологического климата в коллективе по методике А.Н.Лукошкина

С целью эффективного взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом в рамках работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов целесообразно организовать анкетирование  дл...

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.

Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета. Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компонен...

Тренинг для воспитателей и педагогов ДОУ с целью сплоченности и благоприятного психологического климата в коллективе «Аура коллектива»

АктуальностьГрупповая сплоченность является необходимым условием для создания комфортного микроклимата в коллективе. Групповой сплоченности способствуют: положительное эмоционально...

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»

Психологический тренинг для педагогов «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе ДОУ»...