“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
консультация по психологии
Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета. Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента
рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
“Экспресс-методика”
по изучению социально-психологического климата в коллективе.
Описание:
Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета. Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента
рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий “нравится - не нравится”, “приятный - не приятный”. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий “желание - не желание работать, учиться вместе”. Основным критерием когнитивного компонента избранна переменная “знание - не знание особенностей членов коллектива”.
Инструкция:
Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
- Внимательно ознакомится с вариантами ответов.
- Выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению.
Предложенные вопросы:
1. Отметьте с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?
- Большинство членов нашего коллектива - хорошие, симпатичные люди.
- В нашем коллективе есть всякие люди.
- Большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.
2. Считаете ли вы, что было бы хорошо, если бы члены вашего коллектива жили близко друг от друга?
- Нет, конечно.
- Скорее нет, чем да.
- Не знаю, не задумывался об этом.
- Скорее да, чем нет. 5. Да, конечно.
3. Как вам кажется могли бы вы дать достаточно полную характеристику.
А. Деловых качеств большинства членов коллектива?
- Да.
- Пожалуй, да.
- Не знаю, не задумывался над этим.
- Пожалуй, нет. 5. Нет.
Б. Личных качеств большинства членов коллектива.
- Да.
- Пожалуй, да.
- Не знаю, не задумывался над этим.
- Пожалуй, нет. 5. Нет.
4. Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 характеризует коллектив , который вам очень нравится, а цифра 9 - коллектив , который вам очень не нравится. В какую цифру вы поместите ваш коллектив.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
5. Если бы у вас появилась возможность провести каникулы с членами вашего коллектива, то как бы вы к этому отнеслись?
- Это меня бы вполне устроило.
- Не знаю не задумывался над этим. 3. Это меня бы совершенно не устроило.
6. Могли бы вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам.
- Нет, не мог бы.
- Не могу сказать, не задумывался над этим.
- Да, мог бы.
7. Какая атмосфера обычно преобладает в вашем коллективе?
Представлена шкала от 1 до 9, где цифра 1 соответствует нездоровой, недружеской атмосфере, а 9, наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения. К какой из цифр вы отнесли бы свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
8. Как вы думаете, если бы вы заболели или долго не появлялись по какой-либо причине, стремились бы вы встречаться с членами вашего коллектива?
- Да, конечно.
- Скорее да, чем нет.
- Затрудняюсь ответить.
- Скорее нет, чем да. 5. Нет, конечно.
Обработка результатов:
Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса - причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (к этой категории относятся сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак)
- отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответа, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком)
- неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны,
а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки).
Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, - , 0.
На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента
Где - количество положительных ответов, содержащихся в столбце, - количество отрицательных ответов, n - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от - 1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от 0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.
Средние оценки, попадающие в первые интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, а третий - положительными.
Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:
Полностью положительное - психологический климат трактуется как весьма благоприятный;
Положительное - в целом благоприятный;
Полностью отрицательное - совершенно неудовлетворительный;
Отрицательное - в целом неудовлетворительный;
Противоречивое, неопределенное - тенденции противоречивы и неопределенны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стиль управления руководителя дошкольного учреждения как фактор социально-психологического климата в коллективе
Работа посвящена изучению взаимосвязи стиля управления руководителя дошкольного образовательного учреждения и социально-психологического климата в педагогическом коллективе. Актуальность вызвана расту...

Социально-психологические особенности управления творческим коллективом в школе
Руководителю, который заботится о психологическом комфорте необходимо создавать радость, дарить ее своим подчиненным....

Эффективное управление социально-психологическим климатом в педагогическом коллективе в условиях реализации ФГОС ДО
В данной статье раскрыты методы эффективного управления социально-психологическим климотом в педагогическом коллективе детского сада №38 из практического опыта....

Деятельность руководителя образовательного учреждения по созданию благополучного социально-психологического климата в коллективе
Успех работы педагогического коллектива во многом зависит от умения руководителя организовать свой собственный труд, от трудовой мотивации коллектива и качественной оценки деятельности педагогов....

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
ldquo;Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе. Описание:Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психол...

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.
Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета. Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компонен...

