Эффективное управление социально-психологическим климатом в педагогическом коллективе в условиях реализации ФГОС ДО
статья

Коротыгина Светлана Кирилловна

В данной статье раскрыты методы эффективного управления социально-психологическим климотом в педагогическом коллективе детского сада №38 из практического опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективное управление социально-психологическим климатом в педагогическом коллективе   в условиях реализации ФГОС ДО

      В связи с введением ФГОС ДО каждая дошкольная образовательная организация работает в инновационном режиме. Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что одним из значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития личности ребенка. Успешное воспитание и обучение дошкольников имеет тесную взаимосвязь с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателей. Ведь с детьми контактирует не один педагог, а несколько членов образовательного коллектива, вплотную взаимодействуя друг с другом.

На образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи – воспитывать и обучать поколение, от которого зависит будущее Российского государства 21века. В наши дни выдвигают педагогам все новые и новые требования к квалификации. Педагог ДОУ должен показывать не только профессионализм в воспитании детей, но и знать принципы общения, как с воспитанниками, так и с коллегами, администрацией, родителями и т.д.

        В связи с этим очень важно создать в учреждении благожелательную и комфортную психологическую атмосферу для сотрудников, воспитанников с родителями и иных посетителей учреждения.  Сопротивление педагогического коллектива новому значительно уменьшается, если в коллективе создан положительный психологический климат.

     В психологии понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата Владимир  Максимович Шепель. Психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.

      Работая много лет в дошкольном учреждении, как руководитель, у меня сформировалась своя позиция о роли психологического климата для эффективной работы всего учреждения. Проблема формирования благоприятного психологического климата актуальна для любого коллектива.  Психологический климат коллектива можно сравнить с цветущим садом. Красивый ухоженный сад - это результат правильной работы садовода и удачного подбора растений друг к другу и уходу за ними.

       В настоящее время никто не может поспорить с тем, что позитивный и устойчивый психологический климат является мощным двигателем по формированию здоровой, морально и психологически устойчивой личности маленького ребенка. 

На формирование психологического климата влияют следующие факторы: психологическая совместимость коллектива (способность к совместной деятельности), управление коллективом, система оплаты труда (поощрения за результаты и качество работы), организация совместной деятельности, удовлетворенность работой, характер выполняемой деятельности, условия труда и оборудование рабочих мест, характер коммуникаций и информированность коллектива, совместная деятельность.

         Не мало важной особенностью построения благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении является обеспечение последовательного и целенаправленного управленческого и педагогического воздействия, направленного на формирование и развитие у педагогов таких личностных свойств и качеств как: коммуникативная компетентность, толерантность, которые способствуют построению конструктивных взаимоотношений между ними, а ,следовательно, и достижению благоприятного состояния психологического климата.      

        Благоприятный психологический климат способствует эффективности инновационной деятельности, повышает мотивацию педагогов, уровень удовлетворенности их трудом.

      К.Д. Ушинский писал о том, что у человека есть два стремления-стремление быть и стремление жить, две взаимосвязанные потребности -потребность в безопасности и потребность в развитии. Причем потребность в развитии становится актуальной, если удовлетворена потребность в безопасности. Психологическую безопасность человек ощущает, когда в коллективе создан эмоциональный комфорт.    Если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности, если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело, если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение, то именно в таком коллективе педагог будет чувствовать себя нужным и готовым решать любые задачи.

      В нашем детском саду педагогический коллектив состоит из 18 педагогов (11 воспитателей и 5 специалистов). Возрастная характеристика:

Проработавшие более 25 лет -4 педагога

От 10 до 20 лет-4 педагога

От 5 до 10 лет-5 педагогов

От 1 до 5 лет-5 педагогов

   Одной из положительных характеристик нашего коллектива является стабильность. Так получилось, что педагоги, которые работают до 5 лет, это наши сотрудники, которые работали до работы воспитателем –помощниками воспитателя.

         Для решения вопросов реализации ФГОС ДО спланирована большая работа: в годовом плане каждому педагогу прописан индивидуальный маршрут повышения квалификации, Ваулиной Татьяной Викторовной разработаны индивидуальные траектории профессиональной компетентности каждому педагогу. Идут постоянно действующие семинары, проводятся конкурсы на повышение профессионального мастерства педагога «Я-профи» (документация педагогов, РППС групп, творческой направленности и т.д.), выставки педагогического мастерства педагогов.          

        Управленческая деятельность руководителя должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие каждого сотрудника, его душевный комфорт, что лежит в основе психического здоровья. Один из показателей психического здоровья –уровень эмоционального выгорания.

Сегодня проблема сохранения психического здоровья педагогов особенно актуальна. С каждым годом растут требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Вместе с учебной нагрузкой растет нервно-психическое напряжение, переутомление. Все это усугубляется различными страхами: не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем. В детском саду спланирована система методической работы по поддержке педагогов. Педагог-психолог Егоян Стелла Вартазаровна проводит работу по эмоциональному выгоранию педагогов-стажистов.

    С молодыми педагогами работают наставники, это одно из направлений методического сопровождения педагогов, работает «Школа молодого педагога», где задействованы все специалисты, а также педагоги-стажисты детского сада.

            Для создания здорового психологического климата, я как руководитель, стараюсь поддерживать постоянно позитивные традиции нашего коллектива. Особое внимание уделяю традициям, которые дают возможность повысить самооценку, уважение к себе, почувствовать свою значимость и внимание коллег. Каждый педагог прежде всего индивидуальность, со своими творческими задатками, учитывать которые необходимо в работе. Стало доброй традицией в детском саду проведение выставок увлечений, хобби педагогов, которые позволяют раскрыть их творческий потенциал. Это выставки «Новогодняя игрушка руками педагога», выставка работ Шолиной Н.В. учителя-логопеда- «Декупаж в подарках». Наталья Викторовна увлекается изготовлением кулинарных изделий, опытом она делится не только с коллегами, ею создан сайт «вкуснодома2017.ru». Были проведены просмотры картин воспитателя Нестеровой Е.Л. «Времена года» (имеет художественное образование). Проведение мастер-классов для педагогов по бисероплетению «Украшение своими руками». Работы Елены Леонидовны выставляются в художественно-выставочном музее. Прекрасно использует в своей работе и увлекается художественным вырезыванием техникой «вытынанки» воспитатель Синицына А.А. оформление детского сада и группы – это все результаты творчества Анастасии Андреевны. Дополнительное образование детского сада зачастую ведут педагоги и много передают детям по тому направлению, где могут проявить себя с творческой стороны. Так Голятина Наталья Александровна ведет кружок нетрадиционного рисования, дети с удовольствие рисуют в технике Эбру. Работами детей оформлены фойе детского сада. Одно из увлечений Натальи Александровны- пошив персонажей для кукольных театров из фетра. В каждой группе у воспитателей есть работы Натальи Александровны. Увлечение Фаниной Елены Юрьевны это вязание пряжей - «травка». В группы персонажам сказок связаны шапочки из данной пряжи.

    Наверное особое место занимает в нашем коллективе увлечение консервированием, когда педагоги делятся друг с другом рецептами, так как многие имеют приусадебные участи.

   Доброй традицией стало в летний период высадка цветов и рассады овощей на участки. Сейчас в каждой группе растет рассада, которую высадим в мае.

   Поздравление с памятными датами, с днем рождения, с рождением детей и внуков-это тоже традиция нашего коллектива. В такие праздники, как Новый год ,8 марта, День дошкольного работника в коллективе проходит праздничная поздравительная лотерея, когда ни один сотрудник не остается без внимания. К Новому году формируются подарки детям и внукам по линии профсоюза, оказывается материальная помощь.

   Мне, как руководителю, необходимо знать  потребности и мотивы своих сотрудников, уметь найти  слова благодарности, поддержки, позитивной оценки , быть искренне заинтересованной  в общении с подчиненными выяснять  то ,что их заботит и не позволяет им работать с полной отдачей – таковы будут  слагаемые нравственных действий меня, как  руководителя ,способствующие установлению взаимного уважения друг к другу, понимания  между руководителем и подчиненными, а также становлению креативного отношения к профессиональной деятельности.

Хотелось бы закончить свое выступление рекомендациями руководителю по управлению социально-психологическим климатом в детском саду:

- Стремитесь к созданию условий для удовлетворения у членов коллектива потребностей высших уровней: социальных, потребности в уважении, в самовыражении;

-Любите своих сотрудников и их работы. Старайтесь больше узнавать об их интересах, заботах, что им нравится;

- Делайте все что в ваших силах, чтобы уменьшить неприятности и увеличить радости;

-Верьте в творческие возможности своих сотрудников, не будьте дотошным контролером выполнения каждого решения, установите сроки и оставьте человека наедине с задачей;

-Одобряйте творческих сотрудников наедине и на людях, например, при родителях. Делайте это тогда, когда этого они не ждут от вас;

-Создайте на работе дух единой команды проводите с подчиненными периодические совещания;

-Не пытайтесь делать все в одиночку-делегируйте полномочия;

-Будьте заинтересованы в обучении и развитии своих работников

-Предоставляйте возможности для профессионального роста сотрудников, раскрытия их потенциала через участие в конкурсах, проведении аттестации и т.д.

-Не скупитесь на заслуженную похвалу; при оценки работы высказывайтесь о ней в целом, а не по деталям, не придирайтесь к мелочам;

-Будьте честны: если вам нравится что-либо в творческой работе-хвалите, а если нет-говорите об этом прямо;

-Стремитесь обеспечить создание на работе климата взаимного доверия, уважения и поддержки;

-Признавайте необходимость сбалансированного образа жизни, охватывающего сферы деловых, семейных, личных и групповых интересов;

-Показывайте сотрудникам примеры креативного поведения, которые побуждали бы их к единению, искренности и честности, проявлению инициативы и самостоятельности;

-Будьте энергичны и уверены в своих действиях и решениях. Никогда не унывайте! Не будьте пессимистом, по крайней мере, в присутствии сотрудников: беспокойтесь наедине с собой. Признавайте свои ошибки;

-Избегайте нерешительности, которая несет в себе неуверенность;

- Не стоит проявлять самоуверенность, если в глубине души вас терзают сомнения;

-Представляйте творческую работу с выдумкой. Создавайте необходимое настроение!

       Создание психологического климата - это сложная и трудоемкая работа, но очень благодарная. Коллектив с благоприятным микроклиматом всегда будет успешным, а значит наши дети будут лучше воспитаны, больше получат навыков и умений. Общение с успешными взрослыми в позитивном творческом коллективе помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками, формирует положительное отношение к обществу и делает его более успешным в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные практики создания единой информационно - образовательной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС

Поиск эффективных методов, повышающих качество образования, на сегодняшний день является важнейшей задачей современного общества. Высокие стандарты и требования образования XXI века затрагивают и...

Методические рекомендации Технология управления педагогическим процессом в условиях реализации ФГОС ДО

Технология управления педагогическим процессом в условиях реализации ФГОС ДО...

Педагогическое взаимодействие как фактор эффективности педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО

Презентация об особенностях взаимодействия между педагогами в ДОУ и правилах коммуникации...