Социально-психологические особенности управления творческим коллективом в школе
статья на тему

Карнеева Светлана Валерьевна

Руководителю, который заботится о психологическом комфорте необходимо создавать радость, дарить ее своим подчиненным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологические особенности управления

 творческим коллективом в школе.

А.С. Макаренко подчеркивал «Истиным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы».

Руководителю, который заботится о психологическом комфорте необходимо создавать радость, дарить ее своим подчиненным.

Какие же задачи стоят перед руководителем для создания творческого коллектива?

Какие методы и способы воздействия на подчиненных?

Как правило у руководителя имеется четкий образ педагога, к которому предъявляются жесткие требования, оценки и применяются санкции.

Создание условий для творческой самореализации педагога, помощь в раскрытии творческого потенциала, обретение индивидуальности вот задачи для руководителя, которые достигаются в процессе взаимодействия, диалога, понимания, гибкости и веры.

Эффективность управления творческим коллективом во многом зависит от умения показать преимущества творческой работы и от положительного климата в коллективе. Влияние психологической атмосферы может быть и стимулирующей и тормозящей, подавляющей инициативу.

Проявлением благоприятной атмосферы в коллективе являются:

- внимание, симпатия к человеку

- жизнерадостность

- мера включенности каждого в деятельность коллектива

Нездоровая атмосфера проявляется в напряженности человеческих отношений, в конфликтах между членами коллектива.

Как же создать условия для саморазвития, самореализации?

Создавая условия для проявления творческой личности, необходимо помнить ее социальную природу, зависимость от социальных установок. Именно через оценку руководителя проявляется отношение к творческим проявлениям подчиненных.  Отсутствие четкого оценивания оказывает травмирующее действие на творческих людей.

Руководителю  необходимо придерживаться тактики снижения критичности, педагог должен ощущать «право на ошибку», т.к. творческая деятельность связана с риском.

А.Маслоу подчеркивал две категории потребностей человека в оценку: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других.

На творческую деятельность педагогов влияет мотивация. Мотивировать педагогом – значит затронуть их важные интересы, создать им условия для реализации себя, выяснить степень их удовлетворенности трудом. Работа педагогу должна приносить радость.

Любой педагог готов брать на себя ответственность за работу, которая не безлична, а связана с его именем.

Руководители должны быть заинтересованы в том, чтобы замотивировать деятельность педагога, чтобы его труд был не только источником существования, но и радости, смысла жизни.

Принципы мотивации трудовой деятельности были разработаны Ф.Херцбергом, их важно учитывать руководителю:

- большинство людей испытывают радость от работы, если в ее процессе удовлетворяется потребность в собственной значимости и личной причастности к работе. Важно, чтобы решение тех вопросов, в которых педагог компетентен, принимались совместно с ним;

- каждому нравится ощущать свою незаменимость, поэтому искусство управлять – это еще и умение дать понять каждому сотруднику, что его труд очень важен для общего успеха, нужно делегировать свои полномочия подчиненным, хвалить их, это стимулирует их активность и творчество;

- не познавшие радости признания и успеха на роботе сотрудники ищут положительные эмоции на стороне, вне своей организации. Тот, кто не испытывает успеха на рабочем месте, направляет свою энергию в поисках успеха в других направлениях;

- хорошая работа

  • большинство людей испытывают радость от работы, если в ее процессе удовлетворяется потребность в собственной значимости и личной причастности к работе. Важно, чтобы решения тех вопросов, в которых педагог компетентен, принимались совместно с ним,
  • каждому нравится ощущать свою незаменимость, поэтому искусство управлять – это еще умение дать понять каждому сотруднику, что его труд очень важен для общего успеха, нужно делегировать свои полномочия подчиненным, не скупиться на похвалу, это стимулирует их активность и творчество,
  • не познавшие радости и успеха на работе сотрудники ищут положительные эмоции на стороне, вне своей организации. Тот, кто не испытывает успеха на своем рабочем месте, направляет энергию в поисках успеха в других направлениях.
  • по тому, в какой форме и с какой скоростью сотрудники получают информацию о положении дел в организации, они судят какова их реальная, истинная значимость в глазах администрации. Если информация утаивается или запаздывает, они чувствуют себя ненужными, и в результате снижается их готовность к творчеству,
  • любой контроль всегда волнителен и неприятен, даже если он объективен и доброжелателен. Сочетание его с самоконтролем более мотивирует работника.
  • каждый на своем участке работы должен быть самому себе шефом. В любой деятельности руководитель должен оставлять свободное пространство для инициативы работника, его самовыражения.
  • хорошая работа без признания приводит к разочарованию. Каждый хорошо работающий должен быть уверен, что его усилия будут адекватно оценены материально и морально.