Использование технологии «Сказочные лабиринты» В.В.Воскобовича в формировании благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе
статья (старшая группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

Статья посвящена вопросам изучения организационно-педагогических условий формирования благоприятного психологического климата в детском коллективе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Вокобовича.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии «Сказочные лабиринты» В.В.Воскобовича в формировании благоприятного социально-психологического климата в детском коллективе 

           Дошкольное образование – первая и важная ступень образовательной системы, основная задача которой является гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.

            Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение одной из задач: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

 «Психологический климат» - это система межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

    Для детей коллектив выступает как среда их жизнедеятельности, необходимая для

личностного самовыражения и самоутверждения, необходимая для самореализации личности.

     Основными признаками благоприятного социально-психологического климата в

детском коллективе являются:

- хорошее настроение детей в течение всего дня;

- доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

- отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых и сверстников;

- желание участвовать в коллективной деятельности;

- высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания.

      Важную роль для создания благоприятного психологического климата в детском

коллективе играет технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича.

    Материалом, с которым ребенок взаимодействует, являются развивающие игры и

пособия фирмы «Развивающие игры Воскобовича». В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество.

    Игры В.В. Воскобовича раскрывают каждую образовательную область, реализация задач развития дошкольника происходит легко и непринужденно - в игровой форме. Они помогают проявлению творческих способностей ребенка, создают условия для его личного развития.

    В нашем детском саду оборудована комната «Сказки Фиолетового леса», которая

насыщена играми и конструкторами В.В.Воскобовича. Представленная развивающая

предметно-пространственная среда полностью соответствует и выполняет требования к среде, сформулированных в ФГОС ДО.

    Во-первых, среда предоставляет возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

    Во-вторых, среда обеспечивает реализацию образовательной программы дошкольного образования.

   В-третьих, развивающая среда насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная [2, с 73].

      Игровое взаимодействие ребенка происходит в специально организованном пространстве «Фиолетовый лес», где создается благоприятная сказочная обстановка. «Фиолетовый лес» включает в себя сказочные области: Чудесная поляна, озеро Айс, страна  Муравия, поляна Чудесных цветов, Город говорящих попугаев, Ковровая полянка, Чудоострова.  Дети оказываются вовлечены в сказочное событие, становятся его действующими лицами, вместе с героями «проживают» интересные сказочные истории.

          А в сказочной стране живут малыш Гео, мудрый ворон Метр, пчелка Жужа, медвежонок Мишик и многие другие. Жители Фиолетового леса сопровождают ребят по   сказке, предлагая им свои игры.

       Фиолетовый лес открыт для всех, и каждому ребенку в любой момент можно проявить свою фантазию, придумать свою историю. В контексте сказки ребенок не просто решает предложенные ему задачи и выполняет задания, а «проживает» вместе со сказочными персонажами разные истории. Путешествуя по дорожкам Фиолетового леса, дети развивают такие качества, как эмоциональная отзывчивость, ответственность, самостоятельность.

      Одной из важных характеристик среды «Фиолетовый лес» является возможность

использования ее в разных видах детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, конструктивной, двигательной).

           В настоящее время нами эффективно применяются в работе с детьми следующие пособия:

- игровой комплект «МинирЛарчик» способствует развитию интеллектуальной

культуры, умению принимать учебную задачу, находить пути ее решения, контролировать себя в процессе работы;

- игры «Математические корзинки», «Счетовозик» помогают обучить детей конкретному предмету, например, математике, а тренажеры-шнуровки «Снеговик», «Яблонька», «Ромашка» - научить читать;

- эталонные и знаковые конструкторы («Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Логоформочки», «Черепашки пирамидка») позволяют не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества.

    Все перечисленные выше пособия Воскобовича выполняют образовательную, развивающую, воспитательную функции. Даже одна отдельно взятая игра включает в себя множество обучающих задач, обеспечивает разнообразие, наглядность и динамичность занятий.

      Для работы по технологии «Сказочные лабиринты игры» в детском саду также

используется различное дополнительное современное оборудование.

      Очень хорошо в общее планирование вписалось применение детских головоломок (танграм, волшебный квадрат, счетные палочки), математического планшета «геоборд», бизибордов, кейс-технологий, электровикторин и др.

           Такую готовую среду мы используем в совместной деятельности взрослого и ребенка, в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей, а также во время, отведенное на образовательную деятельность.

              Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда приобрела свой  необыкновенный, сказочный колорит, что позволяет развивать детскую любознательность, в то же время, сохраняя самоценность и неповторимость детства.

Список литературы

 1.Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей

«Сказочные лабиринты игры» / В.В.Воскобович, Н.А.Медова, Е.Д.Файзуллаева [и

др.]; под ред. Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой. – СПб.: ООО «РИВ», КАРО, 2018. –

2. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука,

1984. – 445 с.

3.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

4. // https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=loa1jo3jyf839621891


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ

консультация для педагогов о социально-психологическом климате в ДОУ...

Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников

Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников  в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматривается теоретический аспект проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата в дошкольной образовательной организации....

Использование технологии "Сказочные лабиринты игры " В. В. Воскобовича В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2"

Использование технологии "Сказочные лабиринты игры "В.  В. Воскобовича  В МБДОУ "Подгоренский детский сад №2"Воспитатель ВКК (тьютер) Е. Н. Романько.Современная образоват...

Настольные игры по познавательному и речевому развитию с использованием сказочных героев из технологии "Сказочные лабиринты игры" В.Воскобовича, сделанные самими педагогами

Настольные дидактические игры "Сказочные герои Фиолетового леса". Придуманы и сделаны самими педагогами. Дети очень любят знакомых героев, которые живут в их группе,  участвуют во всех ...

Картотека игр для Коврографа Ларчик с использованием игр и пособий технологии "Сказочные лабиринты игры" В. Воскобовича

Материал из методического пособия "Коврограф Ларчик" по материалам Всероссийской Конференции, проведенной ООО "Развивающие игры В.Воскобовича", Томским государственным университето...

Образовательная деятельность по познавательному развитию в младшей группе (с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича).

Образовательная деятельность по познавательному развитию в младшей группе (с использованием технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича)....