Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ
статья по теме

консультация для педагогов о социально-психологическом климате в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_klimat.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование благоприятного социально-психологического климата в ДОУ

Консультация для педагогов

В понятии социально-психологического климата выделяются три "климатические зоны".

 

Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

 

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

 

Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

 

Характеристики благоприятного социально-психологического климата: 
Отношения в коллективе, с детьми строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями; существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам. 

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

Преобладают пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к друг к другу; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.

 

К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие: 
- личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность); 
- профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость); 
- ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников.

 

Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в детском коллективе. 
Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива.
Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата являются следующие: 
- так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности, межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
- находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела;
- формировать традиции группы;
- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка.

Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и группе;
- поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению; 
- создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в ДОУ и сохранению стабильно - положительных отношений между собой;
- развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества; 
- развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам: 
- Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
- Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
- Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
- Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
- Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
- Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
- Забудьте о покровительственном тоне.
- Создавайте условия, а не диктуйте их.
- Верьте людям, с которыми работаете.
- Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
- Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
- Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Список литературы:

1.Аралова М.А. «Справочник психолога ДОУ» ООО «ТЦ Сфера» 2007г

2.Бережная М.С.журнал « Управление ДОУ»

4. Романова И.В. журнал «Дошкольное» воспитание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей: «Роль игр и игрушек в формировании социально - психологического климата в группе детей».

Консультация для родителей о роли игр в формировании социально-психологического климата в группе детей....

Консультация для педагогов на тему: " Роль игр и игрушек в формировании социально-психологического климата в группе детей"

Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитателя создать в г...

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассматривается теоретический аспект проблемы формирования благоприятного социально-психологического климата в дошкольной образовательной организации....

Деловая игра «Сохранение и укрепление благоприятного социально – психологического климата в ДОУ»

Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей...

Рекомендации для педагога. по созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе 1.Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам,воспитанникам. Нетерпимость привод...


 

Комментарии

Васильченко Татьяна Юрьевна

Очень содержательный, а,главное, актуальный материал. Спасибо большое!