Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»
статья

Сингатулина Нурися Наилевна

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов развить творческую личность!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe.docx29.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

ДЕТСКИЙ САД №68 "РОМАШКА"

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

                                                                                                     Подготовила:

                                                                                    воспитатель

                                                                                              Сингатулина Н.Н.

                                                                                                     

г. Нижневартовск 2019г

Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Как нам всем известно - одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование технологии ТРИЗ – это один из лучших способов развить творческую личность!

Что такое - ТРИЗ ? ТРИЗ - это «Теория решения изобретательских задач», ее автором является известный ученый Генрих Саулович Альтшуллер.

Цели ТРИЗ  - не просто развить фантазию детей, а сформировать умение мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, связно, грамматически правильно излагать свои мысли.

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Развивать речь дошкольников, их творческое воображение, диалектическое мышление успешно помогает умелое использование приёмов и методов ТРИЗ.

Как и где использовать ТРИЗ в речевом развитии:

* в коррекции правильного звукопроизношения;

* в формировании словаря;

* в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

Используя в работе элементы ТРИЗ  по развитию речи с дошкольниками, важно учитывать следующие дидактические принципы:

Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

Принцип открытости — нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Для развития речи детей дошкольного возраста используют следующие методы ТРИЗ:

  •  Метод «Мозгового штурма» с 3до 7 лет
  • Метод маленьких человечков с 4 до 7 лет
  •  Метод синектики с 3 до 7 лет
  • Метод нахождения и разрешение противоречий и сходства
  • Круги Луллия с 3 до 7 лет
  • Метод морфологического анализа с 3 до 7 лет
  • Модель составления сказки с помощью метода «Каталога» с 3 до 7 лет

Методы и приёмы ТРИЗ

Метод мозгового штурма

   Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода.

Например, с детьми можно решать такие проблемы  :
-Как спасти колобка от лисы.
-Как выгнать лису из зайкиной избушки.
-На чем рисовать, если нет бумаги.

   Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.

Метод маленьких человечков (ММЧ) — прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними.

      ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.

Беседа о мыльных пузырях.

Игрушка.: Сегодня мы с вами будем пускать мыльные пузыри!                                             

Воспитатель.: Хорошо, но давай вначале разберемся, как они получаются. Мыло ведь твердое. А пузыри какие? Откуда берется воздух внутри пузырей? 

Игрушка.: Так мы же сами его надуваем! 

Воспитатель.: Мыло состоит из «твердых человечков». Но они очень любят купаться. Когда рядом с ними вода, они отпускают руки и начинают плавать и брызгаться получается пена. Если мы захотим выдуть пузырь, то на соломинку берем капельку воды, а в ней «человечки мыла». Когда мы начинаем дуть «человечки» растягивают руки в стороны, запуская «газообразных человечков» внутрь... 

Игрушка: Почему пузыри так быстро лопаются? 

Воспитатель: У человечков руки скользкие, мокрые, они уже не могут крепко держаться и отпускают их. 

Игрушка: А почему, когда пузырь лопнет, остается капелька воды? 

Синектика - это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

изобрази будильник, который забыли выключить;

покажи походку человека, которому жмут ботинки;

изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом. 

Противоречие — предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п. 

Приемы разрешения противоречий — объяснение, как один объект может обладать противоположными признаками. 

Наиболее распространенные приемы разрешения противоречий: 

  • во времени -  в одно время объект обладает одним признаком, в другое -- противоположным (например, сосулька и большая и маленькая: вначале большая, потом маленькая -- растаяла); 
  • в пространстве - одна часть объекта обладает одним признаком, другая -противоположным (например, утюг и холодный и горячий: подошва горячая, а ручка холодная); 
  • в системах - один объект обладает одним признаком, но вместе с другими объектами обладает противоположным (например, спички и крепкие и некрепкие: одна спичка легко ломается, а много спичек трудно сломать); 
  • в отношениях - объект для одного обладает одним признаком, а для другого — противоположным (например, фильм и хороший и плохой: кому-то нравится (хороший), а кому-то нет (плохой)). 

Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.

Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания.

Методические рекомендации при использовании этого метода

• Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.

• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.

• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.

Морфологический анализ

  • Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами.
  • Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта.
  • Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов.
  •  Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает.
  •  Предметы получаются необычные и интересные, поэтому можно предложить  детям зарисовать то, что у них получилось.

Метод каталога

  • Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Для этого можно взять любую книгу, обычно берут хрестоматию, и задают вопросы, на основе которых и будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в тексте.
  • Можно предложить вот такой  ход сказки:
                   -Жил- был…
                             -И был он какой…
                                  -Умел делать что…
                           -Делал он это потому, что…и тд.

Дети очень любят составленные таким образом сказки, так как сюжеты получаются интересными, благодаря неожиданным характеристикам и сравнениям.

Совместная деятельность по развитию речи с использованием ТРИЗ – технологий это импровизация, игра. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом.

Использование специальной игрушки - героя занятия, которая “помогает” педагогу. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся диалоги по теме. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность.                                                                                                                     «Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок – действия какого- либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться.                                                                                                     "Дидактический мяч» Активно используется пособие "Дидактический мяч", с помощью которого детей учим находить слова – антонимы.                    «Вертолина»Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют  слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Расширению и обогащению словаря детей способствуют такие игры, как:

 Игра «Наоборот».  Суть игры заключается в том, что дети подбирают противоположные по значению слова. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Эту игру можно усложнить, подбирая слова противоположные по функции. Например, волк «злой» – бабушка «добрая», карандаш (пишет) – резинка (стирает).                                                  Игра «Эхо».  Детям напоминается, что такое эхо, что оно в точности повторяет то, что слышит. Детям предлагается сыграть роль эха, но повторить не всё слово, а лишь его концовку. Например, машина – шина, олень – лень и т.д.                                                                                                                                                                                                                                             Игра «По кругу».  Дети сидят вокруг стола. В руках у педагога стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «шуба», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «шуба пушистая».  Картинка передвигается к по кругу, каждый игрок дополняет картинку определением и передвигает  по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.                                                                          Игра "Да-Нет” или "Угадай, что я загадала”. Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д.                                                                                                                                                                                                      Игра"Хорошо-плохо". Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.                                                                                            Ход игры. 1 вариант: В: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая. В: Съесть конфету – плохо. Почему?  Д: Могут заболеть зубы.То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо – почему?", "что-то плохо – почему?".

  2 вариант: В: Съесть конфету – хорошо. Почему? Д: Потому, что она сладкая.В: Сладкая конфета – это плохо. Почему? Д: Могут заболеть зубы. В: Зубы заболят – это хорошо. Почему? Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил. То есть вопросы идут по цепочке.                                                                                        

 Игра «Узнавание».  Цель: узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» – береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» – солнце.  Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр: Какое бывает? Что делает?                                                                                                                                                                         Поскольку речевое развитие детей не ограничивается рамками специально организованной деятельности можно использовать элементы   ТРИЗ-технологии и в свободной деятельности детей, стимулируя их речь. Например: когда ребенок задает вопрос, лучше сначала спросить, а что он сам об этом думает, приглашая порассуждать, при этом наводящими вопросами можно подвести ребенка к тому, что он сам находит ответ.  Во время прогулок можно использовать приемы фантазирования: оживление, изменение законов природы, увеличение, уменьшение и т.д. Оживим ветер: кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? и т.д. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика мышления.                                                                                                                                                                                                         Речевая инициатива ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить и высказывать свои мысли, развивая речь.

Преимущества методов ТРИЗ

- создание мотивационных установок на проявление творчества;

- создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

-повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;

-формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;

-развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

Положительные стороны ТРИЗ

  • У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.
  • ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
  • ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения.

Использование ТРИЗ в дошкольном учреждении открывает следующие возможности:

- развития связной речи;

- формирования системного мышления;

- формирования произвольности и развития познавательных процессов;

- развития воображения;

- формирования умения оценивать ситуацию в различных аспектах.

Таким образом, использование ТРИЗ – технологии является эффективным инструментом развития речи дошкольников и обеспечивает успешное обучение в школе.