Методические рекомендации по использованию технологий ТРИЗ в физическом развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка

Остапенко Людмила Александровна

ТРИЗ – теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию технологий ТРИЗ в физическом развитии детей дошкольного возраста

Автор: Остапенко Людмила Александровна

Организация: МБДОУ д/с № 37

Населенный пункт: МО, го Чехов, рп Столбовая

1. Теретические аспекты ТРИЗ-технологии.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер.

Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

ТРИЗ – теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить путем проб и ошибок, изобретения новых, порой нереальных, идей, новых путей познания.

Основные функции ТРИЗ

1.Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.

- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).

- Обязательная активизация творческого воображения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

- Дает возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

- Дает возможность созидать, творить.

- Способствует развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

 

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

 

2. Основные этапы методики ТРИЗ

Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос), которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

«Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь

Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Методы

Метод мозгового штурма

Метод каталога

Метод фокальных объектов (МФО)

Метод "Системный анализ"

Метод морфологического анализа

Метод морфологического анализа

Метод обоснования новых идей "Золотая рыбка"

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)

Метод проб и ошибок

Мышление по аналогии

Типовые приемы фантазирования (ТПФ)

Признаки творческих способностей:

Подвижность мышления

Быстрая ориентировка

Нестандартный подход к решению задач

Перенос характеристики одних явлений, предметов, ситуаций в другие условия .

 

Технологии ТРИЗ могут быть применены во всех образовательных областях, в том числе и в физическом развитии. Применяя технологии  ТРИЗ в физическом развитии, мы решаем следующие задачи:

развитие физических навыков и умений, укрепление и оздоровление систем организма и опорно-двигательного аппарата;

развитие умения владения телом, развитие гибкости, координации движений, равновесия;

учим выражать чувства и состояния различных объектов при помощи движений тела;

развиваем  воображение, творчество;

снимаем  мышечное напряжение, раскрепощаем  мышление;

помогаем ребенку обрести свободу движений, развиваем способность к импровизации,  формируем умение выразить себя в движении.  

 

Методы ТРИЗ, которые могут быть применены в работе по физическому развитию детей дошкольного возраста.

Игры на основе методов ТРИЗ.

 

Системный оператор:

Цель: рассматривание объекта по системному оператору: функция объекта, составные части, место функционирования, объект в прошлом или будущем.

Синектика (аналогия)

- формировать способность к подражанию действиям животных, птиц; развивать образное, ассоциативное мышление, воображение.

а) личная аналогия - (мы воробушки, что мы чувствуем как воробушки);

б) прямая аналогия - крыльями машем, клюем зернышки, пьем воду как воробушки;

в) символическая аналогия - один ребенок или воспитатель изображает, а все дети отгадывают; показывают: воробушек - нахохлился воробушек - несмышленыш воробушек - задиристый и т. д. ;

г)сравнение объекта с чем-либо (нахохлился и стал как комочек; задиристый как петушки т. д.);

д)преобразование - попал в волшебную страну и стал говорить, танцевать; или отправляется по волшебным дорожкам, преодолевая все препятствия; или в конкретную сказку; или встречается с героями сказок.

Метод типового фантазирования, Увеличения-Уменьшения

Цель: развивать воображение на основе представления о том, что будет, если объект (живой, неживой) увеличить, уменьшить полностью или частично, уметь это показать с помощью движений и эмоций.

Увеличение - Волшебник Большого Размера

а) Волшебник Большого Размера увеличил мышек - стали больше; игра "Хорошо-плохо". Мыши стали сильные, быстрее бегают, больше сыра наберут, испугают своим видом (размером) кота, но не смогут залезть в свою норку, пробежать тихо, незаметно.

б) Волшебник Большого Размера увеличил только ноги спортсменам (зверям) и зашагали, побежали они широким шагом, свободно перешагивая через ручейки, дальше стали прыгать.

Уменьшение - Волшебник Маленького Размера.

а) Был большой мяч - Волшебник Маленького Размера уменьшил его. Большой мяч подбрасывали двумя руками, а маленький мяч можно подбрасывать одной рукой и ловить одной рукой, перебрасывать с одной руки на другую, зажать в руке.

б) Волшебник Маленького Размера прикоснулся к большим мышкам и стали они опять маленькие и смогли спрятаться в своих норках.

в) Был мостик длинный и широкий, можно было быстро пройти, пробежать. Волшебник Маленького Размера прикоснулся к нему и стал вдруг мостик длинный, но узкий. По такому мостику нужно идти очень осторожно, не теряя равновесия.

Дробление и объединение.

Цель: развивать воображение на основе представления о том, что будет, если нечто разделить на части или из частей составить одно целое.

Дробление - Волшебник Дроби.

а) Большой снежный ком, прикоснулся к нему Волшебник Дроби и разлетелся снежный ком на маленькие снежки, которые можно взять в руку, поиграть - О. Р. У. со снежками, покидать - кто дальше бросит.

б) Собираем цветы в букет, Волшебник Дроби прикоснулся к букету и, рассыпались цветы по лугу.

в) Из большого куба Волшебник Дроби сделал много маленьких кубиков. Большой куб был один, а ребят много. На нем можно было посидеть, вокруг него можно было побегать, спрыгнуть с него, когда стоишь на нем, хорошо видно тебя, и тебе все видно.

А маленьких кубиков много, каждому досталось по два, с которыми можно выполнить ряд упражнений, между ними можно прокатить мяч, проползти, между кубиками можно бегать, прыгать и т. д.

Объединение - Волшебник Объединяй.

а) На лугу росли цветы, Волшебник Объединяй посмотрел на них, взмахнул волшебной

палочкой и собрал их в красивый букет.

б) Из множества камней Волшебник Объединяй сделал мостик через ручей, реку по которому прошли дети на противоположный берег.

в) Игра "Собери мяч"

Лопнул мяч или Волшебник Дроби разделил на маленькие частички и разбросал по залу, а Волшебник Объединяй собрал их в единое целое и получается целый мяч. Дети доставляют мяч из частей из частей (плоскостное изображение).

г) Оборвалась ниточка и рассыпались бусинки (бусинки - ребята). Волшебник Объединяй взмахнул волшебной палочкой и получились бусы (дети встали в круг, взявшись за руки).

Метод морфологического анализа.

Цель: обобщение и систематизация знаний о предметах и явлениях, классификация по ряду признаков.

1. Классификация по одному признаку - цвету.

Игра "Цветные автомобили"

Красные автомобили едут в красный гараж. Зеленые автомобили едут в зеленый гараж.

Игра "Цап - царап"

По сигналу выбрасывается кубик. Какой цвет сверху у кубика, такого цвета нужно собирать предметы.

Игра "Найди свой цвет"

Используются цветные ленточки, платочки, флажки. Дети с красными флажками или платочками по сигналу бегут к красному флажку.

2. Классификация по двум признакам - цвету и форме.

Лисе нужно собрать и принести кленовые листья холодных тонов, пройдя по мостику, перекладывая листок из одной руки в другую под коленом, над головой или впереди и за спиной.

Ежику - кленовые листья теплых гонов (или конкретно какого-то цвета) принести на спине, проползая между пенечками.

Медведю - большие мягкие (резиновые) мячи.

Белочке - маленькие твердые (пластмассовые).

 

3. Игра "Найди свой домик"

На груди у детей разные листочки разного цвета.

Пока звучит музыка, дети гуляют по своим улицам (красные листочки по красной улице.).

По окончанию музыки каждый занимает свой домик.

Можно провести аналогичную игру, заменив листья на цветы или живот-ных, например: Звучит музыка. Садовые цветы гуляют в саду, лесные - в лесу, луговые - на лугу. По окончании музыки все занимают свои домики.

Игра - медитация.

Цель: способствует регуляции дыхательных и других функций организма; оказывает успокаивающее воздействие на центральную нервную систему, снимает усталость, дает возможность детям насладиться приятными эмоциями.

Игра - медитация "Цветок".

Дети изображают цветы на полянке. Каждый цветок распространяет аромат, привлекает к себе насекомых и радует своей красотой все существа вокруг (под музыкальное сопровождение).

Игра - медитация "Солнышко".

Дети встают в круг, тянутся к солнцу руками, солнце щедро дарит каждому ребенку по солнечному лучику, которые поселяются в сердцах детей. А затем дети из своих сердец раздают солнечный свет всем существам вокруг. Выполняемые упражнения могут имитировать полет насекомых, птиц, движения животных.

Психогимнастика.

Цель: обучать умению выражать эмоции с помощью движений: преодолеть барьеры в общении, развивать умение лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.

Игра "Что слышно?" (развивать умение быстро сосредотачиваться). Игра "Запомни свою позу " (развивать моторно-слуховую память).

Этюды на выразительность жеста: "Заколдованный ребенок", "Я не знаю!", "Штанга", "Удивление", "Старый гриб".

Метод "Наоборот".

Цель: развивать мышление, умение выполнять не прямое указание, а анти - действия, разнообразить приемы закрепления отдельных действий.

Игра "Наоборотки" - Волшебник Наоборот.

Дается задание детям выполнить определенные действие, движение - они должны выполнить анти - действие, анти - движение:

Ускорить ходьбу - замедлить ход;

Наклон вправо - наклониться влево;

Ходьба вперед - ходьба вперед спиной.

Игра "Да-нетка".

Цель: сужать поле поиска для отгадок на загадки, уметь обсуждать объект по универсальным и специализированным признакам.

Линейная "Да-нетка".

В одну линию выкладываются звери, и детям предлагается отгадать - кем мы сегодня будем? Какой сюжет занятия?

Плоскостная "Да-нетка".

Игра "Найди, что задумано" (загаданный предмет расположен на плоскости пола).

Объемная "Да-нетка".

Игра "Найди, что задумано" (детям сразу сообщается, что объект может находиться где угодно и не только на плоскости стола).

 

 

Таким образом, применяя методы ТРИЗа мы можем изобрести множество игр, способствующих физическому развитию детей дошкольного возраста, интегрируя их с другими образовательными областями.

 

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию у детей навыков здорового образа жизни.

«Где хранится здоровье»

Цели: способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни.

Задачи:

Закрепить знания детей о благоприятном влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.

Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение.

Побуждать детей отвечать на вопросы, учить делать выводы и умозаключения.

Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.

 

Оборудование: игровой персонаж-Микроб, солнце с лучиками, лед в ведерке, платок, лыжи из бутылок, разрезные картинки о гигиене, емкость с водой бутылочки для опыта, две мышки ( толстая и худая). Поднос с вредными и полезными продуктами, мусорная корзина.

Ход занятия:

Воспитатель: -Здравствуйте ребята! Вот мы с вами сейчас поздоровались, а что это значит? (значит пожелать друг другу здоровья).

-А кто из вас знает, что такое здоровье?  (варианты ответов детей)

Стук в дверь.

–По-моему, кто-то к нам пришёл, пойду- ка я посмотрю.

Вбегает микроб и поёт песню:

«Говорят я бяка-бука,

И со мною дружат те,

Кто не моет часто руки,

И лицо свое совсем.

Ой- ля -ля, ой- ля -ля,

Будем грязными всегда.

Ой- ля -ля, ой- ля -ля, эх -ма!

Зубы чистить вам не надо,

Ведь они чисты и так.

Будем грязными ребята,

И это правда всё пустяк.

Ой- ля -ля, ой- ля -ля, эх -ма.

-Какие замечательные ребятки, какие у них ручки, а ну-ка покажите мне их. Надеюсь, они у вас грязненькие. Ребята, а вы знаете , что все занятия в д\саду сегодня отменяются? В городе грипп. Это я микроб все устроил. Сейчас вы все заболеете!

Воспитатель: - А вот и нет, ничего у тебя не получится, мерзкий микроб! Мы тебя сейчас прогоним! ( Воспитатель достает аптечку) У меня для этого всё имеется: горькая микстура, не менее горькие таблетки, но что самое эффективное - укол. Сейчас мы позовем врача и он сделает нам  прививки.

Микроб: - Ха! Вы вздумали меня победить! Но для этого вам понадобится секретное оружие. Вот догадайтесь кого я не смогу одолеть?

(Варианты ответов детей)

Воспитатель: -Вот мы и догадались, тех кто укрепляет свое здоровье!

Микроб: - Ух, какие вы догадливые! А, спорим, вы не за что не догадаетесь, где здоровье найти и как его укрепить.

(варианты ответов детей: есть полезные продукты, делать зарядку, чистить зубы, мыть руки, закаляться )

-Да вы оказывается  умные ребята!

Воспитатель: - Давайте этим мы сейчас и займёмся. Посмотрите, ребята, какое красивое солнышко.

Микроб: Ой! Уберите его скорей! Я не люблю солнца! ( старается спрятаться)

Воспитатель: - Давайте представим, что это солнышко- наше с вами здоровье, а его лучики, это то, как мы с вами его будем укреплять. Хотите открыть первый лучик? (да)

1 лучик- закаливание. –Вы знаете, что такое закаливание? ( варианты ответов детей)

 Я вам расскажу: закаливаться можно солнцем, воздухом и водой. Знаете такую пословицу: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»? (да)

-Когда вы летом загораете, вы тоже закаляетесь, когда проветриваете комнату – тоже, ну и конечно же водой. Даже есть такие люди, которые зимой в проруби купаются. Знаете как их называют? (моржи)

-А я вам предлагаю тоже немного позакаляться. Подойдите все ко мне, засуньте руки под платок. Что чувствуете? (холод)

-Что там? (лёд). Правильно. Какой он на ощупь? (холодный, твёрдый, мокрый), а какой он на вид? (прозрачный, разной формы, серебристый). Молодцы, правильно. А теперь посмотрите на ваши ручки, какие они стали? (розовые)

-Ручки у нас закалились, стали холодными, это полезно для нашего организма. Главное нужно помнить, что закаляться надо постоянно, каждый день, и тогда вы сохраните здоровье надолго.

-Открываем второй лучик- физкультура. Вы занимаетесь физкультурой? Где? (зарядка, физ. занятия в д. саду, подвижные игры, спорт).

-Вот и я сейчас предлагаю вам устроить лыжные соревнования. Как вы понимаете лыж у нас нет, и снега тоже, поэтому они будут необычными. А для этого вам нужно разуться. Делимся на две команды, встаём друг за другом. Посмотрите какие необычные лыжи я для вас приготовила (из пластиковых бутылок).

-Послушайте правила: вам нужно надеть лыжи, проскользить до кегли, объехать её, и таким же скользящим шагом вернуться обратно, передать лыжи следующему, а самому встать назад. Всё понятно? На старт, внимание, марш!

-Скорее открываем третий лучик – гигиена. Вы знаете, что такое гигиена? Гигиена – это сохранение своего тела в чистоте. А вот как его сохранить в чистоте, мы с вами узнаем, собрав разрезные картинки. Разделитесь на пары (работа на ковре).

-Что у вас получилось? (мальчик моется в ванной)- мыться нужно регулярно.

- У вас получилась расчёска, значит что надо делать? (причёсываться)

-Зубная щётка – регулярно, два раза в день нужно чистить зубы.

-Мыло, вода, полотенце – мытьё рук. Когда нужно мыть руки? (перед едой, после туалета, после улицы).

-Чтобы открыть следующий лучик, нужно провести один опыт, иначе ничего не получится. Берите каждый по бутылочке и опускайте в воду. Что вы увидели? (пузыри) Откуда они взялись? (из воздуха) А откуда воздух? (из бутылок)

-Вывод: воздух был в бутылках, вода стала заполняться в бутылки и воздух вышел наружу. А зачем же нам с вами воздух? (дышать) А каким воздухом лучше дышать? (чистым) А где у нас чистый воздух? (в лесу, в парке) Поэтому нужно как можно больше гулять на свежем воздухе, особенно в лесу.

-А ещё, чтобы наше дыхание было правильным, нужно делать дыхательную гимнастику. Я вам предлагаю её сделать. Встаньте пожалуйста. Мы сейчас с вами будем индейцами. Но чтобы правильно выполнять это упражнение, послушайте правило: вдыхать нужно только носиком, а выдыхать можно и носиком, и ротиком. Следите за плечами, они не должны подниматься. Вдыхаем носиком и на выдохе произносим боевой клич индейцев.

4 лучик – свежий воздух.

5 лучик – это правильное питание.- Вы знаете, что еда может быть вредной и полезной? Что полезное? (лук, морковь, капуста, яблоки) А чипсы полезные? (нет). А ещё какие продукты вредны для здоровья? (газировка, жевательная резинка…). Все учёные проводят опыты на мышах, вот и у меня есть две подопытные мыши. Чем они отличаются? (одна толстая, другая худая).

-Правильно.

-Одна из этих мышей любительница вредной еды. Я вам предлагаю ребята научить эту мышь правильно питаться. У меня на подносе продукты, вам нужно полезные продукты поставить на стол мышкам, а вредные выбросить в мусорную корзину. Молодцы!

-Остался у нас последний лучик – это хорошее настроение. Давайте с вами выйдем в круг и поделимся своим теплом, своим хорошим настроением и улыбками друг с другом . А для этого мы сначала согреем наши ручки, потрём руки сильно-сильно, ладошки, каждый пальчик, а теперь скорее взялись за руки, делимся своим теплом. Почувствовали тепло? (да) А теперь подарим наше тепло и улыбки друг другу, подуем с ладошек и улыбнёмся.

 Вот  наше солнышко сияет – здоровье укрепляет. А где же находится наше здоровье? Для кого мы закалялись, правильно питались, спортом занимались? Для себя, для своего здоровья - значит здоровье находится внутри нас! И нас микроб не одолеет! Ура победа!

Выходит слабый, несчастный микроб:

 - Да меня вы победили.

 Здоровье свое укрепили.

 Ухожу от вас .

 Жаль, что был у вас в последний раз…

(плачет и уходит)

Воспитатель: -Понравилось вам, ребята, вести здоровый образ жизни? (да)

Видите, как это увлекательно. Здоровыми жить здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в активизации речи детей дошкольного возраста.

В статье показаны основные методы и приемы по применению Триз технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста....

Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для детей дошкольного возраста

Основная особенность дидактических игр с природным материалом определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитател...

Современные формы и технологии в области физического развития детей дошкольного возраста.

Педагогические инновации – это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, концепции, средства, методы и результаты совершенствования педагогической системы. Инновация применительно к системе о...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

Методические рекомендации по использованию игр с природным материалом для детей дошкольного возраста

Основная особенность дидактических игр с природным материалом определена их названием: это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитател...

Мастер класс "Использование элементов технологии ТРИЗ в познавательном развитии детей дошкольного возраста"

Мастер класс направлен на формирование представлений  педагогов ДОУ о технологии ТРИЗ, на оказание практической помощи воспитателям в использовании методов и приемов ТРИЗ в совместной деятельност...