Семинар-практикум "Технология ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Милова Лариса Петровна

В данном материале я показала педагогам, как использовать технологию ТРИЗ для речевого развития детей дошкольного возраста, исходя из опыта работы, могу сказать, что данная технология помогает увлечь и заинтересовать детей в выполнении того или иного задания, что дает легко достигать поставленных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_seminar_tehnologiya_triz.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

«Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

        

                                                                                      Учитель – логопед: Милова Л.П.

«Применение технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников»

Цели и задачи:

• Познакомить педагогов  с технологией ТРИЗ;

• Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;

• Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде, чем мы приступим к нашей работе, предлагаю вам встать в круг, мы будем по кругу передавать мяч и по первой букве своего имени называть прилагательное – эпитет, которое, как вы считаете, вам подходит, например меня зовут Лариса, я называю прилагательное "любознательная» и т.д.

Вот на такой позитивной нотке и начнем нашу работу.

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, всесторонне развитыми и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось качественно и легко? Об этом мы сегодня и поговорим.

Но прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и помогите мне её решить.

В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? (возможный ответ: съесть, выбросить камень, который она достанет: в сумке останется черный - значит она достала белый)

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губит в детях ростки этой одаренности.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ(теория развития творческой личности), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребенка?

Необходимо научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

Системное мышление по отношению к объекту - это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:

•выбрать объект и определить его функцию;

•определить линию развития как собственно объекта, так и его функции;

•выявить составляющие объекта;

•определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект;

•осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам.

 Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строиться с учетом формирования каждого составляющего: объект - функция (ресурсы); объект – подсистема (из чего состоит); объект – надсистема (частью чего является); развитие объекта во времени (что было раньше, что будет потом); сравнение систем по ряду признаков.

 Итогом обучения  на этом этапе является умение ребенка старшего дошкольного возраста описывать все системные связи любого объекта материального мира.                                                                                                        

         "Что-то" автор: М.С.Гафитулин, г.Жуковский

                                         Если мы рассмотрим что-то...

                                         Это что-то для чего-то...

                                          Это что-то из чего-то...

                                          Это что-то часть чего-то...

                                          Чем-то было это что-то...

                                          Что-то будет с этим что-то...

                                          Что-то ты сейчас возьми, и скорее рассмотри!

Итак, попробуем описать системно понятие «Диван». Кто попробует?

(ответы педагогов)

Игры, направленные на выявление противоречий.                                              

Игра “Хорошо-плохо”                                                                                                           По цепочке дети называют положительные и отрицательные качества одного и того же предмета.  (Пример: “Стул” и т.д. по предложенным вариантам коллег)

Игры на умение выявлять ресурсы объекта

"Аукцион" (со старшего дошкольного возраста).

На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы ее использования. Выигрывает тот, кто последним предложит возможное его применение. (например: Для чего нужна линейка? чтобы измерять чего-то. Вместо указки, помешать ею что -то, спину почесать. В цель метать. На кончик линейки положить что-то легкое и стрельнуть, а на стене мишень нарисовать).

Игры на объединение над- и под- системы объекта

 «Волшебный светофор»

Красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.

 Педагог показывает картинку с изображением животного.

Педагог: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное.

 А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит

Антилогическое лото

Цель: автоматизация определенного звука                                                 Оборудование: подготовить две группы карточек. Названия картинок первой группы составляют тематические пары с названиями картинок второй группы.                                                                                                                          

                                                       Ход игры:

Логопед поровну делит между игроками картинки первой группы. Они раскладываются рисунками вверх. Картинки второй группы логопед перетасовывает и раздает, перевернув их рисунками вниз. А дети, не глядя на картинки, накладываю их на свои карточки. Затем игроки поочередно открывают по одной перевернутой картинке. Предположим, что на «шкафу» оказалась карточка с изображением «клюшки». Игрок отвечает на вопрос логопеда: «Зачем шкафу клюшка?». Дети придумывают множество самых неожиданных и забавных связок между парами картинок. «Зачем белке лопата?», «Зачем самолету колбаса?» и т.д.

Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон,

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Игра: «Мозговой штурм»

Задание: почему так произошло, предложить версии.

- Хозяин во время сбора урожая сидел на травке. Почему так произошло?

(Устал, отдыхал, обедал, спрятался от дождя под зонтик, перебирал урожай, наблюдал за восходом, закатом, считал ящики, точил лопату, ремонтировал ручку ведра, звонил по телефону заказчику, ждал машину).

Игра: «Словарный штурм»

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия.

 Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет ... банан.

Расскажи обо мне.

- Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили).

Какой я? (желтый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный).

Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).

Что со мной можно делать? (купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).

Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).

Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).

С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).

Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно)

Уважаемые коллеги, вот и подошел к концу наш семинар – практикум, надеюсь он был для вас полезен. Завершить мне хотелось бы словами великого советского психолога Л.С.Выготского:

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома

    Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год....

Презентация по самообразованию "Триз в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Цель ТРИЗ технологии-обучение способам самостоятельного добывания информации....

«ТРИЗ - ОТСМ–РТВ - технологии как универсальное средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Основная задача ТРИЗ – технологии - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное ...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ.

Технология ТРИЗ способствует решению  речевых задач:- создание условий для развития образной стороны речи;- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;- разви...