Презентация по самообразованию "Триз в речевом развитии детей дошкольного возраста"
презентация
Цель ТРИЗ технологии-обучение способам самостоятельного добывания информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_bondorenkinoy_e.a_triz.pptx | 137.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современном мире существуют такие проблемы речевого развития у дошкольников: монологическая речь плохо развита; небольшой опыт рассказывания текстов; недостаточный активный словарь; дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа. Для развития речи педагоги используют в образовательном процессе ТРИЗ-технологию. Что такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательских Задач.
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Основная задача ТРИЗ технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Начинать занятия с детьми нужно с постановки проблемы, поиска, цепочки вопросов: Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если…?
В результате занятий с применением технологии ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных способностей, что помогает детям освободиться от инерции мышления. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий призванная не заменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Методы и приемы ТРИЗ Противоречие - предъявление к одному объекту противоположных требований. Например, один и тот же объект хороший и плохой, большой и маленький, крепкий и некрепкий, горячий и холодный и т. п .
«Да- нетка » - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». «Да- нетки » бывают объектные (загадывается один объект) ситуационные — «детективные» (загадывается ситуация, нужно выяснить, что произошло). числовые «да- нетки » (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная «да- нетка » (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объемная (предметы располагаются в пространстве).
Например: – Я загадала слово (кошка). – Это растение? – Нет. – Это что-то неживое? – Нет. – Это животное? – Да. – Оно пушистое? – Да. И т.д., пока слово не будет угадано.
Метод фокальных объектов Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами. Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает. Предметы получаются необычные и интересные, поэтому предлагается детям зарисовать то, что у них получилось.
Например Фонарик. Случайные объекты Очки, валенок . Характерные свойства или признаки случайных объектов Очки: солнечные, защитные, модные. Валенки: теплые, мягкие, деревенские. Новые сочетания Фонарик солнечный, фонарик защитный, фонарик модный. Фонарик теплый, фонарик мягкий, фонарик деревенский. Новые идеи Фонарик с подзарядкой от солнечного света, фонарик с электрошоком, фонарик в виде украшения. Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маячок для домашних животных .
Метод маленьких человечков - прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними . ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.
Метод мозгового штурма Он необходим тогда, когда обсуждается ситуация, из которой, на первый взгляд, нет реального выхода. Например, с детьми можно решать такие проблемы : -Как спасти колобка от лисы. -Как выгнать лису из зайкиной избушки. -На чем рисовать, если нет бумаги. Благодаря мозговому штурму дети поймут, что из любой, казалось бы, безвыходной ситуации всегда можно найти выход. Таким образом у них формируются основы рационального мышления.
Метод каталога Его цель – составить сказку из слов, выбранных наугад. Можно предложить вот такой ход сказки: -Жил- был… -И был он какой… -Умел делать что… -Делал он это потому, что…и тд .
Морфологический анализ Цель его – установить ассоциативные связи с различными, случайными объектами . Суть метода заключается в следующем: детям предлагается назвать три любых объекта. Затем ребята называют как можно больше выбранных свойств предметов. Дальше выбираем объект, который будем модифицировать, и поочередно приписываем ему выбранные свойства, а дети объясняют, как это выглядит и когда это бывает. Предметы получаются необычные и интересные, поэтому можно предложить детям зарисовать то, что у них получилось.
Как играть со старшим дошкольником в игры с использованием этого приема? Предложите ему 2 картинки (из двух разных классификационных групп –«игрушки» и «посуда») и предложите объединить их: «Что получится если к машинке прибавить кастрюлю?... Конечно, это же машина для перевозки молоки, бензина, воды!». Разберите с малышом их прежние функции и новую: «С машинкой можно было просто играть: катать ее, скатывать с горки.
Учимся загадывать загадки Технология обучения детей составлению загадок. Основные модели составления загадок . Какой ? Жёлтый, но не лимон, Что делает? Шипит, но не вулкан, На что похоже? Круглый, но не мяч. Что бывает таким же? Самовар .
«Картинка без запинки» В гости приходит волшебник «Дели – давай» первым шагом мы называем шаг «дели», то есть определение состава картины. Наводим нашу камеру или бинокль или подзорную трубу на объект и начинаем рассматривать картину, выделяя детали. шаг второй, «давай» (нахождение связей). Соединяем между собой два объекта и объясняем их взаимосвязь. Чтобы их применить необходимо, перешагнуть рамки картины: Закройте глаза и представьте, что вы попали в картину, вот здесь вы стоите. Наши глазки закрываем В мир волшебный попадаем Руки вверх, руки вниз Глаза открой и удивись. - Что слышат наши уши? (мурлыканье котят, голос хозяйки и т.д.) - Мы вошли в картину, давайте походим по ней, послушаем, потрогаем, понюхаем: котята мягкие, пол твёрдый и т.д .
Задачи на будущее Продолжать работу по повышению эффективности педагогического процесса в ДОУ. Развивать творческий потенциал каждого воспитателя, актуализировать потребность в профессиональном росте и саморазвитии. Нацелить педагогов на активное участие в конкурсах различного уровня. Направить методическую работу на обучение педагогов современным подходам к воспитательной деятельности. Способствовать выбору педагогами перспективных форм и содержания работы с воспитанниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование экологической игры в процессе речевого развития детей дошкольного возраста"
Проект ,который отражает направления работы в рамках методической темы. Содержит предполагаемые результаты педагогической деятельности....
презентация "познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста" (ММО ДОУ)
Презентация предназначина для воспитателей старших групп ДОУ....
Презентация на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста в проектной деятельности в изучении истории родного края"
Согласно с ФГОС наша задача как педагогов направлена не только на развитие видов деятельности, но и на развитие личностно-ориентированных качеств дошкольника, которые формируются во ...
Презентация: Теоретический семинар «Использование традиционных и инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО.»
Презентация для педагогов ДОУ...
Презентация "Сказкотерапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста
Презентация "Сказкотерапия как средство речевого развития детей дошкольного возраста...
презентация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста ».
данная презентация,как итог работы по проекту...
Презентация "Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Опыт работы . Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы в подготовительной группе ....