ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста
материал по развитию речи

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_triz.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ДОД д/с «Сказка» структурное подразделение «Звёздочка»



План по самообразованию воспитателя

Лешуковой Ирины Анатольевны
на 2020-2021 учебный год


Тема: «ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»


с.Омутинское

2020г.

Ведение

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в

различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни

ребёнка (креативность).

Гипотеза

         Умелое использование приёмов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников связную речь, мышление, изобретательскую смекалку, творческое воображение, снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость.

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)

                        Основными целями технологии ТРИЗ для дошкольников являются:

- формирование связной речи на основе активизации творческого       мышления для продуктивной, познавательной, исследовательской и  изобретательской деятельности;

-развитие творческих способностей;

-формирование качеств творческой личности.

           Основной формой обучения по технологии ТРИЗ является

 система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро

             научить ребёнка создавать какой-либо речевой творческий продукт.

           Методы ТРИЗ имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат. Эти методы универсальны и применимы в любой области педагогики

План работы

по самообразованию «ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Цель: Улучшение качества образования, активизация мышления и речи детей  методами ТРИЗ.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать литературу и методические печатные издания по теме самообразования.

2.Разработать перспективный план работы.

               3.Повысить собственный уровень знаний, профессиональное мастерство и     компетентность путём ознакомления с методическими наработками коллег, изучение методик и технологий педагогов в системе Интернет.

Предполагаемый результат:

1.Расширение собственных знаний в области технологии ТРИЗ;

2.Развитие речи и мышления  детей;

3.Обогащение предметно – развивающей среды;

  4.Повышение компетентности родителей, коллег в значимости технологии    ТРИЗ в речевом развитии детей.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

Изучить программы и пособия, уяснить их особенности и требования.

Методическое

Создание дидактических игр и пособий, разработка и реализация на практике конспектов НОД, выступления на педсоветах.

Информационно-технологические технологии

Изучение опыта работы сетевых обществ для обмена опытом с другими регионами (Социальная сеть работников образования ns.portal.ru).

Охрана здоровья.

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие, игровые технологии.

Этапы самообразования:

Этапы

Задачи

1.

Подготовительный

Изучение психолого - педагогической, методической литературы по теме самообразования

2.

Диагностический

Разработка программно - методического обеспечения образовательного процесса

3.

Практический

Внедрение опыта работы

(работа с детьми, работа с родителями)

4.

Обобщающий

Распространение опыта своей работы

5.

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития

Содержание деятельности

Сроки

(начало-

окончание)

Форма предоставления

результатов

1. Изучение психолого – педагогической, методической литературы по теме самообразования

1.1.Определить перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно – образовательного процесса.

Сентябрь- Октябрь

Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой

установки с учётом возрастных особенностей детей

1.2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор информации по данной теме в Интернете.

В течение года

Изучение литературы, по теме применения технологии ТРИЗ  

в работе с дошкольниками

 Подбор методического оснащения.

  1. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

2.1. Разработать перспективные планы работы по ознакомлению с окружающим.  

Сентябрь

Календарно - тематическое

планирование

2.2.Составить, подобрать  конспекты занятий  с использованием технологии ТРИЗ.

Подобрать и изготовить дидактический материал по теме самообразования.

Подготовить  памятки, рекомендаций для педагогов, родителей « Знакомство с технологией ТРИЗ»  

В течение

года

Наглядный материал

2.3. Систематизировать практический материал:

В течение

года

Картотеки

  1. Внедрение опыта работы (работа с детьми, работа с родителями, коллегами)

3.1.Работа с детьми  

 *  Обследование речи и творческого воображения детей.

 *  Использование ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Октябрь- май

Фото отчет.

Работа  с родителями:

3.2 Знакомство родителей с технологией  ТРИЗ .

Декабрь

Январь

 

Консультация

«Значение нестандартного мышления в жизни человека».

Памятки, рекомендаций для педагогов, родителей « Знакомство с технологией ТРИЗ

3.3.Работа с педагогами:

 * Подготовка материала по теме: « Использованием технологии ТРИЗ в НОД

ДОУ».

Февраль

 Консультация для педагогов.

 

4.  Распространение опыта своей работы

4.1.Публикация собственного опыта педагогической деятельности в

социальной сети работников образования

Сентябрь –

Май

Публикации в социальной

сети

4.2. ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

По плану

Выступление на педсовете.

5. Анализ созданных педагогических условий для развития

5.1. Прогнозирование познавательной активности  и интереса детей, их

эмоциональное отношение к занятиям с применением ТРИЗ.

 5.2. Обобщение собственного опыта и педагогической деятельности по теме

 

 

 

Сентябрь –

Май

Сентябрь -

Май

Занятия, игры, беседы,

наблюдения. Диагностическая карта

достижений ребёнка.

Подготовка обобщённых материалов, планирование

работы на перспективу. Отчёт по проделанной работе по плану

самообразования с

сентября по май.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста в детском саду и дома

    Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эфф...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

Презентация по самообразованию "Триз в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Цель ТРИЗ технологии-обучение способам самостоятельного добывания информации....

«ТРИЗ - ОТСМ–РТВ - технологии как универсальное средство речевого развития детей дошкольного возраста»

Основная задача ТРИЗ – технологии - это не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное ...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ.

Технология ТРИЗ способствует решению  речевых задач:- создание условий для развития образной стороны речи;- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;- разви...

Семинар-практикум "Технология ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В данном материале я показала педагогам, как использовать технологию ТРИЗ для речевого развития детей дошкольного возраста, исходя из опыта работы, могу сказать, что данная технология помогает увлечь ...