"Методические основы ТРИЗ в речевом развитии ребенка дошкольного возраста"
методическая разработка

Султанова Елена Викторовна

Невозможно судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития. В психическом развитии ребенка дошкольного возраста речь имеет большое значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому важнейшими педагогическими задачами в дошкольном детстве является определение направлений и условия развития речи у детей. В дошкольном образовании проблема развития речи является одной из актуальных.

Основной задачей педагогов дошкольных образовательных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования, является воспитание детей, с высоким творческим потенциалом.

На современном этапе необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, для того, чтобы воспитать талантливого, одаренного, творческого человека, способного мыслить разносторонне. Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) одна из таких технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методические основы ТРИЗ

в речевом развитии ребенка дошкольного возраста

Старший воспитатель Е.В. Султанова

МБДОУ «ДС №12 г. Челябинска»

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера,

мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

В настоящее время — образная, богатая синонимами, и описаниями речь у детей дошкольного возраста – это явление очень редкое. В речи дошкольников существует много проблем.

  • Односложная речь, состоящая только из простых предложений речь. Дошкольник испытывает трудности грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Скудность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Использование в речи не литературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: затруднение грамотно и доступно сформулировать вопрос, выстроить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Невозможность логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи…
  • Несовершенная дикция.

Невозможно судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития. В психическом развитии ребенка дошкольного возраста речь имеет большое значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому важнейшими педагогическими задачами в дошкольном детстве является определение направлений и условия развития речи у детей. В дошкольном образовании проблема развития речи является одной из актуальных.

Большая часть детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком связной речи. Дети активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий между собой, но с нежеланием берутся за составление рассказов по определенной теме. Это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.

Со стороны при проведении непрерывной образовательной деятельности с детьми говорит в основном воспитатель, но не всегда видит, как говорит ребенок. В чем же причина, а причина — это недостаточная подготовка к образовательной деятельности. При подготовке к образовательной деятельности по речевому развитию необходимо тщательно продумывать вопросы к детям.  Огромную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Речь воспитателя должна быть четкая, полная, грамматически правильная, доступная. Педагогу необходимо включать  разнообразные образцы речевого этикета.

 Общаясь с другими людьми, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Для нас речь является одной из главных потребностей и функций человека, именно через общение с другими людьми человек формирует себя как личность.

 Поэтому развитие связной речи является главенствующей задачей речевого воспитания детей. Именно поэтому в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Одной из форм речи мыслительной деятельности является связная речь, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка дошкольника. Важным условием подготовки детей к обучению в школе является овладение связной устной речью.

Основной задачей педагогов дошкольных образовательных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования, является воспитание детей, с высоким творческим потенциалом.

На современном этапе необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, для того, чтобы воспитать талантливого, одаренного, творческого человека, способного мыслить разносторонне. Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) – одна из таких технологий. Основателем технологии ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер.

 Задачами ТРИЗ - образования для детей дошкольного возраста являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.

Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:

-  активизации познавательной деятельности детей;

-  созданию мотивационных установок на проявление творчества;

- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

- повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.

 Основная задача педагога — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, для того чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, как они хотят, а не так, как сказал взрослый.

На протяжении всего дошкольного периода необходимо развивать у детей умение: задавать вопросы, отвечать, высказывать свои умозаключения, не соглашаться, доказывать свою точку зрения. Для этого необходимо использовать беседы с дошкольниками на различную тематику, связанные с жизнью ребенка в микро и макро социуме. Главное развивать умение детей слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.

ТРИЗ для дошкольников — это система совместных игр, которая заключается  не в изменении основной программы дошкольного учреждения, а максимальном увеличении ее эффективности.

Применение ТРИЗ технологии в дошкольном образовании приведёт к динамике развития у дошкольников речи. У детей дошкольного возраста не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, планомерно, с пониманием происходящих процессов.

Методику ТРИЗ педагоги называют школой развития креативной личности, потому что её девиз - творчество во всем. Учиться должно, быть всегда интересно. Важным условием развития личности ребенка являются такие виды детской деятельности, которые дают ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу и творчество. Таким средством обучения является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.

Анализируя современные образовательные технологии дошкольного образования, можно отметить ТРИЗ технологию, которая является одной из самых эффективных и разнообразных. Использовать её в своей профессиональной деятельности легко и просто, так как все элементы и приёмы являются игровыми, а значит, обучение детей осуществляется в процессе их ведущей деятельности - игре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон «Об образовании» в Российской Федерации» от 1 сентября 2013г.  273- ФЗ [Электронный ресурс]. 

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - Издательский Дом «Ажур», 2014 г. - 23 с. 

3. Альтшуллер, Г.С. Программа «ТРИЗ» [Текст]/ Г.С. Альтшулер. – М.: Информ издат. центр «ТРИЗ-инфо», 1997. – 208 с.

4. Белоусова, Л.Е. Веселые встречи [Текст]/ Л.Е. Белоусова. - СПб.: Детство- Пресс, 2009. – 128 с. 

5. Ляшко, Т.В. Через игру – к творчеству [Текст]/ Т.В. Ляшко. – Обнинск: Фирма «Интерколледж», 2004. - 28 с. 

6. Петухова, О.А. Вариативные изобразительные технологии в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/О.А. Петухова. – Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2007. – 76 с. 

7. Серегина, О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приёмов ТРИЗ-технологий. / Научная статья. Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета» [Текст]/ О.В. Серегина. - 2012 - № 5.- С. 45 – 47. 

9.Сидорчук, Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технология ТРИЗ) [Текст]/ Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. - М.: Изд-во: Аркти, 2010. - 76 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени

Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели....

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

Доклад на тему: «Использование технологий ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Одним из основных целевых ориентиров Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является – развитие творческих способностей ребенка, а использование техноло...

ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год....

Презентация по самообразованию "Триз в речевом развитии детей дошкольного возраста"

Цель ТРИЗ технологии-обучение способам самостоятельного добывания информации....

Семинар-практикум "Технология ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста"

В данном материале я показала педагогам, как использовать технологию ТРИЗ для речевого развития детей дошкольного возраста, исходя из опыта работы, могу сказать, что данная технология помогает увлечь ...

Методическая разработка по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Общение в радость» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему « Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием пла

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях ( Лунтик). Ему очень понравились домашние животные, только он еще мало о них знает и не всех запомнил. Готовы вы помочь Лунтику узнать о домашних животных больше...