Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Смирнова Надежда Анатольевна

Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_ovremeni.doc446.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Загадки о         времени

 

                          ВРЕМЯ

 Что все раны лечит?        (время)

 Что нельзя возвратить назад?        (время)

 Без ног и без крыльев оно,

 Быстро летит – не догонишь его.

                                    (время)

 Вчера было, 
сегодня есть 
и завтра будет.

            (время)

День прибывает, а он убывает.

                                       (год)

 Каждое дерево имеет двенадцать сучьев,

 На каждом суку по четыре ветки,

А на каждой ветке по семи листьев.

                                       (год)

                         ГОД

Стоит дуб,

На нём двенадцать гнёзд,

В каждом гнезде

По четыре яйца,

В каждом яйце

По семь цыплят.        

                                        (год)

        На первую ступеньку

        Встал парень молодой,

        К двенадцатой ступеньке

        Пришёл старик седой.          

                                                    (год)

 

Стоит дуб: на дубу двенадцать гнёзд,

В каждом гнезде по четыре синицы,

У каждой синицы по четырнадцать яиц:

Семь беленьких да семь чёрненьких.

                                                    (год)

         Выходили двенадцать молодцов,

         Выносили пятьдесят два сокола,

         Выпускали триста шестьдесят пять                                                      

                                                    лебедей.

                                                          (год)

Вышел старик – годовик,

Махнул рукавом –

И полетели двенадцать птиц,

У каждой птицы по четыре крыла.

В каждом крыле по семь перьев,

Каждое крыло с одной стороны чёрное,

А с другой – белое.

                                                (год)

           Стоит дом  в двенадцать окон,

           В каждом окне по четыре девицы,

           У каждой девицы по семь верётен,

           У каждого веретена разное имя.

                                                          (год)

Этот год живёт всех дольше:

 И часов и дней в нём больше,

Все мы ждём его прихода

Ровно раз в четыре года.

                         (високосный год)

     Каждое дерево имеет двенадцать сучьев,
    На каждом суку по четыре ветки,

     А на каждой ветке по четыре ветки.

                                                       (год)

 В году двенадцать месяцев,

 Ведёт их всех январь.

 За январём все месяцы

 Приходят в календарь.

 Идут они все разные,

 Но знают свой черёд.

 Мы с январём отпразднуем

 И встретим Новый год!

                  ВРЕМЕНА ГОДА

Тёмным облаком летела.

Опустилась птицей белой.

Превратилась в человечка.

Постояла у крылечка.

Покатилась кувырком

И запела ручейком.

                 (зима, весна, лето, осень)

         В году у дедушки четыре имени.

                 (зима, весна, лето, осень)

Ежегодно приходит к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,

А четвертый плачет.

                   (зима, весна, лето, осень)

На земле живут сестрички,

У сестричек – по косичке.

Вот зелёная косичка:

Это первая сестричка.

Пашет, сеет, поливает,

Почкам глазки открывает.

              (весна)

Разноцветная косичка –

Загорелая сестричка.

Тоже трудится умело,

Чтобы всё росло и зрело.

             (лето)

 Золотистая косичка –

Это рыжая сестричка.

Убирает, веет, косит.

Урожай в амбары носит.

               (осень)

ЗИМА

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю дома

Зовут меня -….

                           (зима)

          Ветки белой краской разукрашу,

          Брошу серебро на крышу вашу,

          Тёплые весной придут ветра

          И меня прогонят со двора.

                                                      (зима)

Кто,  угадай-ка,

Седая хозяйка:

Тряхнёт перинки,

Над миром пушинки?

                                 (зима)

           Снег на полях,

           Лёд на реках,

           Ветер гуляет.

           Когда это бывает?  

                                         (зима)

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит девица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром.

                                        (зима)

         

 

Золотистая косичка –

Это рыжая сестричка.

Убирает, веет, косит.

Урожай в амбары носит.

               (осень)

А четвёртая косичка –

Белоснежная сестричка;

Всё укроет одеялом.

Всё разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

Колыбельную споёт.

              (зима)

 Первой  к нам ЗИМА идёт,

 Новый год она ведёт.

 За зимой – второй – ВЕСНА.

 Говорят: «Весна - красна».

 Третьим – ЛЕТО всё в цветах

 И с малиной на кустах.

 А четвёртой – ОСЕНЬ…

 Лес наряд свой сбросил.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

                                        (зима)

                   Ни ведерка, ни кисти, ни рук,

                   А побелит все крыши вокруг.

                                                            (зима)

Мать муку молола –

Весь свет в белое одела.

                                  (зима и снег)

               В лес уснувший, опустелый,

               Прилетела птицей белой.

               Всем обновки раздаёт –

               Дело к празднику идёт.

               Нарядилась и сама

               Белым кружевом…    

                                               (зима)

                            ВЕСНА

 Я раскрываю почки,

 В зелёные листочки

 Деревья одеваю,

 Посевы поливаю,

 Движением полна.

 Зовут меня …(весна)

 

           Кончилось время снега и льда.

           Берег реки затопляет вода.      

                                                 (весна)

 Пришла, улыбнулась –

 Утихли метели.

 Позванивать стал

 Колокольчик капели.

 Река пробудилась, растаяли льды,

 Наряд белоснежный, надели сады.          

                                              (весна)

           Ночь убывает.

           Как это время,

           Скажи, называют?    (весна)

 Шагает красавица, легко земли касается,

 Идёт на поле, на реку,

 И по снежку, и по цветку.     (весна)

           Тает снежок, ожил лужок.

           День прибывает. Когда это бывает?

                                         (весной)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

 В улей пчела первый мёд принесла.

 Кто знает, кто знает, когда это бывает?

                                             (весной)

Снег сошёл, журчит ручей,

 На деревьях почки.

 Очень скоро вместо них

 Вырастут листочки.

 Папам, мамам не до сна…

 Это к нам пришла … (весна)

 Была белая да седая,

 Пришла зелёная, молодая.

 Словно пава летела,

 На ниву присела,

 Распустила перья

 Для всякого зелья.  (весна)

   

     

           Она приходит с ласкою

           И со своею сказкою.

           Волшебной палочкой взмахнёт –

           В лесу подснежник расцветёт.

                                           (весна)

                              ЛЕТО

 Я соткано из зноя,

 Несу тепло с собою.

 Я реки согреваю,

 Купайтесь – приглашаю.

 И любите за это

 Вы все меня. Я … (лето)

          Оно за весною к нам в гости идёт,

          С собою приносит немало забот.

          Горячие, долгие дари деньки,

          Чтоб зрели скорее в полях колоски.

                                      (лето)

 Солнце светит и палит.

 Нет уроков в школе.

 Урожай стеной стоит на широком поле.

 И понятно детворе по таким приметам.

 Что уже давным-давно наступило … (лето)

            Солнце печёт,

            Липа цветёт,

            Рожь поспевает –

            Когда это бывает?

                                           (летом)

 

 

 

                         

                               ОСЕНЬ

 Прошла по лугам, по лесам, по полям,

 Припасы она приготовила нам.

 Упрятала их в погреба, закрома,

 Сказала: «За мною нагрянет зима».

              Дождик с самого утра,

             Птицам в дальний путь пора,

             Громко ветер завывает.

             Это всё когда бывает?

                                               (осенью)

                Несу я урожаи, поля засеваю,

                Птиц к югу отправляю, деревья                                                  раздеваю,

  Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я…

                                                       (осень)

Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром,

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём.     (осень)

                           Дни стали короче,

                           Длинней стали ночи.

                           Урожай собирают.

                           Когда это бывает?

                                              .     (осень)

Тётка Федосья

Красила колосья,

На клёне – листья,

На рябине – кисти.          (осень)

 Деревья раздеваю,

 Но не касаюсь сосен

 И иголочек.  Я … (осень)                    

           

Приходит по луже,

Уходит по стуже.

                           (осень)

 Если на деревьях листья пожелтели,

 Если в край далёкий птицы улетели,

 Если небо хмурое. Если дождик льётся -

 Это время года как у нас зовётся?

                                               (осень)

 Что за чудо? Ну и диво!

 Кто раскрасил так красиво

 Все леса, поля и травы?

 Неужели для забавы

 Цвет багряно – золотой

 Лёг на зелень? Нет, постой.

 Есть законы у природы:

 Что ни цвет, то время года.

 Так когда, вопрос простой,

 Лес багряно – золотой?

                               (осенью)

 Пришла без красок и без кисти

 И перекрасила все листья.

                               (осень)

 Пусты поля, мокнет земля,

 Дождь поливает.

 Когда это бывает?  (осенью)

       

                               МЕСЯЦЫ

  Двенадцать братьев

 Друг за другом бродят,

 Друг друга не находят.

                                       (месяцы)

 Двенадцать братьев

 Разно называются

И разными делами занимаются.

                                       (месяцы)

   

 Замело  в лесу пригорки

 И овражки замело.

 Зайка выскочил из норки –

 Тихо. Холодно. Бело.

                               (январь)

 

 Щиплет уши, щиплет нос,

 Лезет в валенки мороз.

 Брызнешь воду – упадёт

 Не вода уже, а лёд.

 Даже птице не летится.

 От морозов стынет птица.

 Повернуло солнце к лету.

 Что, скажи, за месяц?

                      (январь)

 Ходит грозный вьюговей

 В снежной шапке до бровей.

 Даже волк, разбойник волк

 Испугался и примолк.

                     (февраль)

 

 Снег мешками валит с неба,

 С дом стоят сугробы снега,

 То бураны, то метели

 На деревню налетели.

 По ночам мороз силён,

 Днём капели слышен звон.

 День прибавился заметно.

 Ну, так что за месяц это?

                   (февраль)

 

Замер лес в прозрачной дымке,

 На деревьях тают льдинки.

 С веток капает капель,

 И слышна синицы трель.

                      (март)

 

 Солнышко всё ярче светит,

 Снег худеет, мякнет, тает.

 Грач горластый  прилетает.

 Что за месяц? Кто узнает?

                               (март)

 Потемнели снега,

 Побежали ручьи,

 И мороз не рисует

 На окнах цветы.

 День прибывает.

 Когда это бывает?  (в марте)

 Снег сошёл, запахло трелью.

 Прокатился в небе гром.

 Муравьи под старой елью

 Всем семейством строят дом.

                              (апрель)

 Солнышку послушна

 Звонкая капель.

 Ожила природа, на дворе …

                                              (апрель)

 В ночь мороз,

 С утра капель.

 Значит, на дворе …

                                (апрель)

 Солнце весело печёт,

 Снег водою с крыш течёт

 Посмотри  -  река играет,

Лёд в кусочки разбивает!

 Мы забыли про капели.

 Когда это бывает?

                               (в апреле)

 Дружно лопаются почки,

 Распускаются листочки.

 На траве роса дрожит,

 Лось за радугой бежит.

                      (май)

 Зеленеет даль полей,

 Запевает соловей.

 В белый цвет оделся сад,

 Пчёлы первые летят.

 Гром грохочет. Угадай.

 Что за месяц это?      

                          (май)

  Солнце в небе светит ярко,

 Но в густой тени не жарко.

 Тут и там пищат птенцы –

 Леса новые жильцы.

                         (июнь)

 Тёплый, длинный - длинный день,

 В полдень -  крохотная тень.

 Зацветает в поле колос,

 Подаёт кузнечик голос,

 Дозревает земляника,

 Что за месяц, подскажи-ка?

                                 (июнь)

 В золотых цветах опушка,

 Пчёлы водят хоровод.

 В камышах кричит лягушка:

 Из-за речки дождь идёт.

                            (июль)

 Жаркий, знойный, душный день,

 Даже куры ищут тень.

 Началась косьба хлебов,

 Время ягод и грибов.

 Дни его – вершина лета.

 Что, скажи за месяц это?  (июль)

 До утра в лесу тепло

 От смолистых сосен.

 Белка гриб несёт в дупло…

 Наступает осень.

                          (август)

 

 Листья клёна пожелтели,

 В страны юга полетели

 Быстрокрылые стрижи.

 Что за месяц, подскажи?  

                               (август)

 Пусто в домике стрижа –

 Улетел бедовый.

 И как зонтик у ежа

 Жёлтый лист кленовый.

                        (сентябрь)

 Вяжет сети паучок,

 Гонит тучи ветер.

 Загрустил бурундучок

 О прошедшем лете.

                        (октябрь)

В каком месяце лето кончается,

 А осень начинается?

                              (в сентябре)

 Падают с ветки золотые монетки.

 Землю покрывают. Когда это бывает?

                                        (в октябре)

 

 Всё мрачней лицо природы,

 Почернели огороды.

 Оголяются леса.

 Молкнут птичьи голоса.

 Мишка в спячку завалился,

 Что за месяц к нам явился?

                                       (октябрь)

 В инее ложбины,

 В огоньках рябины.

 Дятел клювом бьёт –

 Зиму в гости ждёт.

                        (ноябрь)

 Поле черно – белым стало,

 А ещё похолодало,

 Мёрзнет в поле озимь ржи,

 Что за месяц подскажи?

                         (ноябрь)

 Голы кусты.

 Снежинки летают,

 Землю покрывают,

 Морозы крепчают.

 Когда это бывает?  

                          (в ноябре)

 

  Стынут ветви у берёз,

 По ночам трещит мороз,

 Ну а мишке - всё равно:

 Он в берлоге спит давно.

                         (декабрь)

 

 

 Назовите-ка, ребятки,

 Месяц в этой вот загадке:

 Дни его – всех дней короче,

 Всех ночей длиннее ночи,

 На полях и на лугах.

 На поля легли снега.

 Только месяц наш пройдёт,

 Мы встречаем Новый год.

                       (декабрь)

 

                     НЕДЕЛЯ

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем,

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом,

Попрощается последний -

Появляется передний.

                                       (дни недели)

Что за птицы пролетают
По семерке в каждой стае. 
Вереницею летят, 
Не воротятся назад.

                        (дни недели)

 Семеро друзей друг за другом ходят,

 Никогда порядок не нарушают.

                         (дни недели)

 Живут семеро товарищей

 Годами равные, именами разные.

                                                   (дни недели)

 

 Протянулся мост на семь вёрст

 А в конце моста – золотая верста.

                                          (неделя)

 

 В книге шесть листов простых,

 А седьмой – золотой .

              (дни недели, один – выходной)

 

 Брат с сестрой

 Никогда не встречаются.

                        (день и ночь)

К вечеру умирает, 
поутру оживает.
                        (день)

В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
                       (день)


Вот  на небе — луна,
Очень строгая она:
Наблюдает — все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем — спокойной ночи!
                        (ночь)

Это время – время  сна.

 Спит за окнами сосна;

 Спит пескарь на дне речном;

 Спит медведь в краю лесном.

 Сладкий сон сморил ребят

 Лишь часы – тик-так – не спят.

                                              (ночь)

Два брата друг за другом бегут,

 Но никак один другого не догонит.

                               (нечь и день)

                         

    ЧАСТИ СУТОК

 

 Солнце яркое встаёт,

 Петушок в саду поёт

 Наши детки просыпаются

 В детский садик собираются.

                        (утро)

 Вот и солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
-Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
                       (утро)

 Это время нам знакомо,

 Это время – для  подъёма.

 На зарядку, как зайчата,

 По утрам бегут ребята.

 Умывайтесь, не ленись,

 Чистым завтракать садись.

                       (утро)

Целый день поёт щегол

 За окошком в клетке.

 И не может сосчитать,

 Сколько птиц на ветке.

                       (день)

 Это время – время  книжки,

 Не спеша оно идёт.

 Все девчонки и мальчишки

 Учат азбуку и счёт.

 Учат песенки смешные,

 Чертят рожицы кривые.

                        (день)

 Это время не для булок,

 Это время для прогулок.

 На крылечке, у дверей

 Мы покормим голубей.

 А потом возьмём лопатки

 И в саду вскопаем грядки.

                         (день)

 Это время для обеда,

 Значит, нам за стол пора.

 Прекращается беседа,

 Прекращается игра.

                        (день)

 Это время тишины.

 Все мы знать его должны,

 Потому что в этот час

 Снова ждут подушки нас,

 А на краешке подушки

 Ждут любимые игрушки.

                         (день)

 

 Спешат на ночлег пешеходы,

 Нигде не увидишь ребят.

 И только заводы вокзалы,

 Часы и машины не спят.

                       (вечер)

 Это время нам дано

 Для весёлого кино,

 Для катанья на коне

 И на папиной спине.

 В небесах луна плывёт,

 Мама ужинать зовёт.

                       (вечер)

 

 Спят луга, спят леса,

 Пала свежая роса.

 В небе звёздочки горят,

 В речке струйки говорят,

 К нам в окно луна глядит,

 Малым детям спать велит.

                         (ночь)

 Вслед за первою звездой

 Выйдет месяц молодой.

 Солнце за рекою село,

 Она пришла, вокруг стемнело.

                        (ночь)

                       

 

                       ЧАС  И  ЧАСЫ

 На столе у нас тарелки.

 Что показывают стрелки?

 Сколько времени сейчас?

 Отвечаем: ровно …

                               (час)

 Две подружки друг за другом

 Целый день бегут по кругу.

                                (стрелки)

 Раньше всех  проснётся он –

 И раздастся в доме звон.

                                 (будильник)

 Мы ходим ночью, ходим днём,

 Но никуда мы не уйдём.

 Мы бьём исправно каждый час,

 А вы, друзья, не бейте нас.

                                         (час)

 Ног нет, а хожу,

 Рта нет, а скажу,

 Когда  спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

                                      (часы)

 Мы день не спим,

 Мы ночь не спим,

 И день и ночь

 Стучим, стучим.

                        (часы)

                   

Составитель Смирнова Н.А. ГДОУ детский сад №40 Кировского района Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Влияние сказок на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста». Автор: воспитатель Русакова А.Н.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели,сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Из сказки ребенок узнает много новых ...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Узнай сказочного персонажа».

Это методическая разработка по математике (конспект занятия) для детей старшего дошкольного возраста.Цель: Сформировать навыки количественного и порядкового счета, состав числа из единиц, закреплять п...

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию старшего дошкольного возраста

Тема: «Разноцветное лето». Образовательная область: «Познание».Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Коммуникация», «Ху...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Загадки цвета»

Тема занятия: "Загадки цвета".Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Цель: Приобретение опыта по смешиванию цветов в процессе решение проблемно-поисковых задач и с...