" Развитие творческой речевой продуктивности в системе экологического воспитания"
консультация

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЯНТАРИК»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЯНТАРНЫЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»_

Семинар-практикум

« Развитие творческой речевой продуктивности в системе экологического воспитания»

Выполнила воспитатель:

Тростянская Ю.С.

2020г.

Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы.


Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Все составляющие подобного комплексного подхода через экологическое воспитание в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.
Следует остановиться на задачах экологического воспитания, т.е. на том, на что будут направлены и ориентированы все обоснованные методы и приемы педагогического воздействия на развивающуюся личность ребенка-дошкольника. Итак, задачами экологического воспитания являются: 
1. Приобщение детей к экологической культуре; 
2. Формирование основ экологического миропонимания; 
3.Способствование формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе;

Какие же элементы экологического сознания наиболее характерны для дошкольников? Это, во-первых, потребность в общении с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка, как правило, не отделяющего себя от природы, воспринимая себя частью этой природы; во-вторых, эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. Так, например, при положительных - формируется осознание ценности природы, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Еще одним условием воспитания экокультуры является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески и самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: 
мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством 
человеческого общения, познания действительности, язык служит основным 
каналом приобщения к ценностям 
духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием 
воспитания и обучения. 

Хочу представить вам несколько рекомендаций по развитию творческой речевой продуктивности через познание природы.

Рекомендации:

  1. Занятия должны строиться согласно возрасту, способностям, интересам и потребностям детей;
  2. В группе должны быть созданы условия для наиболее полного проявления индивидуальности ребенка;
  3. Должны максимально учитываться индивидуальные особенности ребенка и созданы наиболее благоприятные условия для развития;
  4. Должны предполагаться отношения педагога к воспитанникам как субъектам собственного развития.
  5. Связывать речь с природой. А именно обогащать речь детей прилагательными, эпитетами, сравнениями; формировать умение правильно употреблять в речи слова; воспитывать эстетические чувства к родной природе; формировать у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам; учить детей связно рассказывать о явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы на экологические темы.
  6. Создавать экологические минутки.

Цель – создание проблемных ситуаций. Задачи: развивать самостоятельность мышления и гибкость ума; совершенствовать монологическую речь детей; поддерживать интерес у детей к природе, развивать наблюдательность.

Экологические сказки

Цель – развитие детской фантазии. Задачи: пополнять и активизировать словарь детей; развивать связную речь детей, умение правильно выражать свои мысли; развивать мышление, память, воображение.

  1. Сочинение загадок, стихов

Цель – развитие звучности рифм. Решаются речевые задачи: развивать творческое познание слова, действий с ним; формировать грамматический строй речи. Рифмовки. Цель – развитие словесного творчества детей через рифмовки. Решаются речевые задачи: обеспечить творческий характер речи. развивать умение пользоваться интонацией. развивать коммуникативно-речевые навык

  1. Наблюдения.

Цель – формирование тенденции к саморазвитию собственной речи через природу. Решаются речевые задачи: уметь выстраивать диалог; уметь излагать свои мысли; совершенствовать монологическую речь детей; осознавать грамматические формы и правильно их использовать.

  1. – слушание и чтение народных и авторских сказок;

– просмотр мультфильмов по мотивам знакомых сказок;

– пересказ сказок по вопросам; совместный пересказ ребёнка и педагога;

– хоровое проговаривание отдельных предложений из знакомых сказок;

Сказки позволяют решать следующие воспитательные задачи: донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей; приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры; воспитание любви ко всем людям и к природе; формирование нравственных основ и начал; создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка; создание благоприятной психологической атмосферы.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно участвуют в природоохранной деятельности через развитие речевой деятельности.