«Экологическая тропа в системе экологического воспитания»
статья по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Журавлёва Мария Васильевна

В наше время экологическое воспитание детей выходит на первый план, и с каждым годом ему уделяют всё больше внимания. Все знают, почему эти проблемы стали актуальными: причина кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa_-_kopiya.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 122 комбинированного вида»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

Тема: «Экологическая тропа в системе экологического воспитания»

Подготовила: воспитатель Журавлева М.В.

Саранск 2023

В наше время экологическое воспитание детей выходит на первый план, и с каждым годом ему уделяют всё больше внимания. Все знают, почему эти проблемы стали актуальными: причина кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

На территории нашего детского сада создана экологическая тропа «В гостях у бабушки -  коробочки». Она стала важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Цель экологической тропы: Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения и гуманного отношения к живым объектам.

Задачи экологической тропы:

 - расширение естественнонаучных знаний;

- развитие способности комплексно оценивать результаты труда;

-формирование системы экологических знаний и представлений;

-знакомство с разными объектами живой природы и ее взаимосвязью с окружающим миром;

- формирование чувства близости к природе и сопереживания всему живому, заботы и бережного отношения к природе

На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, мы учим детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Организуя воспитательно - образовательный процесс на экологической тропе для дошкольников, воспитатели должны учитывать возрастные особенности детей. Продуманная организация и оборудование зоны природы обеспечивают возможность осуществлять экологическое воспитание детей разнообразными формами и методами:

- познавательные занятия;

- наблюдения за явлениями живой и неживой природы;

- работа с календарями;

- экологические развлечения, праздники;

- экологические игры;

-экологические беседы;

- элементарные опыты;

-экскурсии;

-обсуждение и проигрывание ситуаций;

- организация трудовой деятельности.

При работе с детьми на экологической тропе мы должны донести правильный экологический подход человека к природе. Воспитатель рассказывает дошкольникам, что человек - это часть природы, что природа и наша жизнь уникальна, что человек должен согласовывать свои потребности с экологическими требованиями и уважать все формы жизни, окружающие его.

Экологическая тропа расположена по периметру детского сада, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой и неживой природы. В разное время можно посещать разные остановки экологической тропы. Одни и те же объекты наблюдать и исследовать много раз, особенно в разные сезоны года, учитывая правильный экологический подход, о котором говорилось выше.  

Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, беседуют со взрослыми, отгадывают загадки, делают выводы, выполняют задания.

Для оформления экологической тропы «В гостях у бабушки - коробочки» в нашем детском саду используются экологические знаки. Имеется карта-схема экологической тропы, с обозначением природных объектов, паспорт экологической тропы, где есть описание объектов. Так же разработан план для разновозрастной группы на июнь, июль и август.

Объекты наблюдений экологической тропы:

  1. «Бабушка - коробочка.

Педагог обращают внимание детей на полянку с бабушкой - коробочкой? Зачитывает письмо от нее. вместе с педагогом дети рассматривают схему трапы для определения последовательности маршрута.

Педагог знакомит детей  с правилами поведения в природе используя иллюстрации, делится своим жизненным опытом, обращает внимание детей на то, что во время путешествия на тропе тоже необходимо соблюдать правила:

- не мешать жить обитателям - проходить без лишнего шума.

 -запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветке, ловить насекомых, бросать мусор.

- стропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни интересной коряги и т.п.

-стропы можно выносить только знания, впечатления  и хорошее настроение.

  1. «Береза».

Объект включает дерево березу.

Дети рассматриваться части дерева, наблюдают за изменениями в разное время года, сравнивают березу с другими деревьями.

Педагог беседует с детьми, сообщая интересные факты о дереве, его целебных свойствах, загадывает загадки, читает стихотворение.

3. «Природная лаборатория».

Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимо оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок), папки с картотекой опытов экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагога, информационные материалы для родителей.

Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья, шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты и наблюдения. Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1- 2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материал. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам эксперимента дети могут выполнять зарисовки.

  1. «Птичий городок».

Дети наблюдают за птицами, прилетающими к кормушке, поилке, скворечнику в разное время года, слушают их пение, отгадывают загадки о зимующих и перелетных птицах, узнают их на картинках.

 Педагог обращает внимание детей на объекты «птичьего городка» (скворечник, кормушки, фигурки птиц), беседует с детьми о птицах, их особенностях, о том, чем они питаются, какую пользу приносят природе, о том, как человек может помочь птицам; предлагает насыпать корм, наполнить водой поилки, помогает сформировать детям правила поведения в «птичьем городке».

  1. «Деревенское подворье»

Дети рассматривают объекты деревенского подворья (деревенский дом, колодец, ветряная мельница, улий для пчел, плетень, фигуры бабушки и дедушки, домашних животных (бык, овечка, свинья с поросёнком)). Педагог беседует с детьми о том, чем отличается город от деревни, о домашних животных, загадывает загадки, помогает сформировать понятие  «домашние животные).

  1. «Земляничная полянка».

Дети знакомятся с земляникой, наблюдает за тем, как она растет. Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы  и человека), читает стихотворение про землянику.

  1. «Рябина».

Дети рассматривать все части дерева, наблюдает за изменениями в разное время года, выполняют задания из «волшебного сундучка», находящегося на ветках рябины.

Педагог, используя иллюстративный материал из «волшебного сундучка» беседу с детьми о рябине, рассказывает об этом дереве, его строении, росте, пользе для природы и человека, знакомит с пословицами и поговорками, народными приметами, связанными с рябиной, читает стихи об этом дереве.

8. «Пруд».

Дети рассматривают искусственный водоем с водными растениями, улитками, альпийскую горку с разными видами растений, цапля, наблюдая за изменениями живых объектов природы, обитателями.

  1. «Метеостанция».

Метеостанция включает в себя флюгер, указывающий направление ветра, вертушку, показывающий силу ветра, осадкометр, термометры, расположенные в тени и на солнечном участке, столик для занятий, фигурку ежика с колючками в виде шишек.

 Дети изучают и наблюдает явление природы. Они имеют возможность наблюдать интересное явление: в сырую погоду шишки у ежика на спинке закрываются, в жаркую, сухую, открываются, в сырую погоду ветке у ели опускаются, в сухую, жаркую, поднимаются.

Педагог знакомит детей с приборами для наблюдения за погодой, обращает внимание на интересные факты, помогает сделать выводы о взаимосвязи живой и неживой природы, предлагают сделать отметки в календаре погоды.

  1. «Огород».

Дети рассматривают мини - грядке с овощными культурами, наблюдает за их ростом и развитием, приобретают практические навыки ухода за растениями.

Педагог беседует с детьми об овощных культурах и растениях огорода, предлагает отгадать загадки о них, рассказывают о том, как человек ухаживает за растениями.

  1. «Цветы леса и луга».

Дети рассматривают луговые и лесные цветы. Наблюдают за изменениями в их росте и развитии, любуются красотой цветов и наслаждаются их ароматом.

Педагог беседует с детьми о цветах луга и леса, их особенностях, помогает выделить их общие признаки и различия, загадывает загадки, читает стихи об этих растениях.

  1. «Уголок леса».

Объект включает разные породы деревьев смешанного леса, фигуры животных - обитателя леса, полянку с пеньками и бревном, с обитающими под ним насекомыми.

Дети рассматривают и наблюдают за деревьями, травами и кустарниками, сравнивают, отыскивают различных насекомых в траве,    

Педагог беседует с детьми об обитателях леса, загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу, организует словесные и подвижные игры.

 В конце маршрута педагог с детьми возвращаются на полянку, где хозяин тропинки спрашивает детей о том, где они побывали, что нового узнали, благодарит за соблюдение правил поведения на тропинке, доброе и заботливое отношение к природе и «награждает» ребят различными призами.

Количество объектов наблюдений экологической тропы может меняться.

В результате работы с использованием объектов изучения экологической тропы у наших воспитанников должно:

• повыситься уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности;

• улучшиться состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;

• повыситься уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Консультативный материал по организации экологической тропы...

Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Проект "Экологическая тропа", направленного на экологическое воспитание дошкольников

Паспорт проекта «Экологическая тропа»Наименование проектаЭкологическая тропаОснование разработки проекта1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ...