Проект по развитию мелкой моторики во второй младшей группе «Умные пальчики»
проект (младшая группа)

Демьянова Надежда Павловна

Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_umnye_palchiki.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию мелкой моторики

во второй младшей группе

«Умные пальчики»

Составила воспитатель:

Демьянова Н.П.

Актуальность

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. По данным статистики во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, а в конце XX начале XXI века их стало 55, 5%. Это объясняется рядом причин: ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей, увеличение числа патологий беременности (родовые травмы, социальные проблемы. В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов.

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Результаты мониторинга образовательного процесса и тестирование детей группы логопедами детского сада показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы: у многих задержка развития речи, неправильное произношение звуков, низкий уровень активного словарного запаса. Наблюдения за детьми в ходе игр и занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают, у детей слабо развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.

Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр»

Цель:

Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Задачи:

Для воспитателя: Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей. Создать подборку методической литературы по теме. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами. Изготовить информационный стенд для родителей.

Для детей: Активизация речи детей, развитие пальцевой моторики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Для родителей: Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.

Участники проекта:

- Воспитатель группы;

- Воспитанники группы;

- Родители воспитанников группы.

Гипотеза:

Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.

Этапы проекта

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе была определена тема, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.

Была подобрана и изучена литература по теме:

Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Для родителей провели собрание «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики».

Собрание было проведено в форме круглого стола, где я рассказала о значимости развития мелкой мускулатуры рук, связи с речевым развитием. Были продемонстрированы фрагменты пальчиковой гимнастики с детьми, игры и пособия, используемые на занятиях и в свободной деятельности в детском саду, даны рекомендации по организации среды для развития мелкой моторики в домашних условиях.

Основной этап. Приступая к основному этапу проекта, я собрала картотеку пальчиковой гимнастики по лексическим темам на весь учебный год.

Сентябрь «Умывалочка», «Мяч», «Это я!», «Вышел дождик на прогулку»

Октябрь «Осенние листья», «Засолка капусты», «Слива», «Цветок»

Ноябрь «Утята», «Кто приехал?» «Много мебели в квартире», «Тарелка»

Декабрь «Снежинки», «Кормушка», «Сидит белка на тележке», «Елочка»

Январь «Зимние забавы», «Кот Царапка», «Я – художник»

Февраль «Перчатки», «Обувь», «Мяу – котенок», «Есть у нас драчливый гусь»

Март «Подарки», Приготовили обед», «Ходилочка», «Транспорт»

Апрель «Раз – весна», «В зоопарке мы бродили», «Аквариум», Птенчики в гнезде»

Май «Помощники», «Мой город», «Пион», «Бабочка»

Реализация основного этапа проекта включает в себя непосредственную работу с детьми группы, которая начинается с самомассажа. Например, прокатывания массажных мячиков между ладоней с обязательным проговариванием стихотворения «Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех!». Или самомассаж с использованием кольца Су Джок «Я колечко примеряю и совсем не забываю каждый пальчик нарядить, чтобы мне здоровой быть!». С использованием ребристого карандаша или аппликатора «Покатаем, покатаем, как устанем – перестанем».

Обязательным стало ежедневное проведение пальчиковой гимнастики, подобранной в соответствии с лексическими темами. Она проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке.

На основном этапе велась работа с детьми, включающая манипуляции с предметами. Для этого был подготовлен игровой материал, который дети используют в свободной деятельности:

Игра «Волшебные дорожки»

Описание: выкладывание бусин по нарисованным линиям с одновременным проговариванием стихотворения.

Игра «Найди и назови животное»

Описание: детям предлагаются карточки с изображением домашних и диких животных и маленькие муляжи (игрушки) животных. Ребенку необходимо правильно подобрать животное к каждой картинке, проговаривая при этом стихотворение.

Игра «Веселая гусеница»

Описание: выкладывание цветных пробок по заданному образцу с проговариванием стихотворения

Так же дети с интересом перекладывали теннисные мячики ложкой из одной емкости в другую.

Выкладывали буквы и цифры на магнитную доску, составляли узоры из мозаики.

«Счеты». Используются как массажер и для передвигания косточек. Можно одновременно проговаривать стихотворение.

«Лабиринт»

Описание: передвигание разноцветных бусин по направляющим дорожкам с проговариванием стихотворения.

«Мы играем в паровоз, Погудим немного. Ничего, что нет колес, Зато есть дорога!»

«Умные шнурочки»

Описание: используя цветные шнурки ребенок продевает их в отверстия, составляет узор. Или нанизывает на цветной шнурок деревянные бусины разного цвета и формы, составляя бусы.

Заключительный этап:

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

Тема проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и актуальностью проблемы.

Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики.

Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Результат проекта

Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.

Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память.

Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

Исходя из этого мной было принято решение продолжить работу по наполнению среды группы играми и пособиями, направленными развивать мелкую моторику рук ребенка, эстетически привлекательными, безопасными и интересными для детей.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

1. Лазаренко О. И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»

2. Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»

3. Овчинникова Т. С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»

4. Османова Г. А, Позднякова Л. А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»

5. Ткаченко Т. А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»

6. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания по теме «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребенка».

     Время проведения: сентябрь-ноябрь.

     Форма проведения: семинар.

     Цель: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.

     Задачи:

- ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет;

- активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания;

- укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

     Участники: родители, воспитатель, старший воспитатель.

     Место проведения: помещение группы.

     План проведения:

  1. Вступительный этап:

- создание проблемной ситуации;

- разминка.

     2. Основная часть:

- содержание и методы сенсорного развития;

- педагогический всеобуч «Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений».

- выполнения заданий в мини-группах.

     3. Подведение итогов собрания:

- рефлексия.

Игры и упражнения

МОЗАИКА — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА И ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».     

ПАЗЛЫ – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

ШНУРОВКИ – они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования обуви.

ИГРЫ С ПУГОВИЦАМИ, БУСИНАМИ — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой - маленький.

ИГРА С КРУПОЙ -  перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы.

ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЦВЕТУ – Игра, которая поможет малышам закрепить знания о форме и цвете предметов, а также развить зрительное восприятие и произвольное внимание, логическое и наглядно-образное мышление.

«УЗНАЙ, ЧТО В МЕШОЧКЕ?» - Игра развивает мелкую моторику и мышление; закрепляет активный словарь малыша и развивает воображение.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВКЛАДЫШИ, МАТРЕШКИ – игры, для развития мелкой моторики, усовершенствования координации движений, знакомства с основными геометрическими фигурами и понятиями «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник».

ИГРА С ПРИЩЕПКАМИ – Прикрепляем к шаблонам недостающие детали – к солнцу лучики, к моркови ботву, к ежу иголки. Игра направлена на развитие у детей творческого воображения, логического мышления, закрепления цвета, счёта.