Консультация для педагогов на тему «Нравственное воспитание дошкольников»
консультация

Полевая Наталья Александровна

Цель нравственного воспитания: – формирование личности, в том числе личности в коллективе, обучение детей отстаивать свою позицию.                        

 Задачи:

-научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;

-воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;

-объяснить правила этикета;

-научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;

-дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;

-развить патриотические чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»

Консультация                                                     для педагогов  на тему «Нравственное воспитание дошкольников»

Подготовила                                                                                                           воспитатель:                                                                                                                 Полевая Н.А.                                                                                                          

 

г.Сухиничи,2020г.

Тема «Нравственное воспитание дошкольников» важна в любом возрасте, и чем раньше начинать, тем лучше. Малыши больше открыты окружающему миру. А к 5-6 годам мы имеет человека со сформировавшимися основами личности.

Что такое нравственное воспитание и когда его начинать

Нравственное воспитание – это приобщение человека к моральным ценностям окружающего социума. Для дошкольников это, главным образом, не только какие-то специальные занятия, но и ежедневный процесс взаимодействия: с родителями, сверстниками, воспитателями и миром. Хотя и занятия, на которых детям объясняются базовые понятия, тоже важны.

Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое

Цель нравственного воспитания: – формирование личности, в том числе личности в коллективе, обучение детей отстаивать свою позицию.                         Задачи:

-научить взаимодействовать с другими через отношение и гуманизм;

-воспитать духовные ценности, нравственные качества и представления;

-объяснить правила этикета;

-научить религиозной, межнациональной и другой терпимости;

-дать навыки общения в коллективе, сохраняя собственное достоинство;

-развить патриотические чувства.

Особенности дошкольного возраста в развитии духовности и нравственности

Ребёнок дошкольного возраста обретает опыт самоутверждения, познаёт радость удач и горечь разочарований и начинает осознавать свои интересы. Именно из детства ребёнок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь. Тесное взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством обеспечивает более полное проникновение в духовно – нравственное начало личности ребёнка, а значит, оказывает большое влияние на духовно – нравственное воспитание детей

В процессе нравственного воспитания у детей формируются чувства:

  • Товарищества
  • Активное отношение и действительности
  • Коллективизма
  • Патриотизма
  • Глубокое уважение к людям труда

В этом процессе важное значение имеет духовно нравственное воспитание дошкольников – деятельность, которая позволит создать целостную личность. Человека, способного самоопределяться и совершенствоваться, руководствуясь определенными принципами.

Средство нравственного воспитания дошкольников

Формировать качества ребенка можно через собственный пример, труд, игру, творчество, ненавязчивые примеры. Средства нравственного воспитания дошкольников:

  • Творчество, музыка, ИЗО. Они помогают отобразить и передать чувства.
  • Контакты с природой. Общение с живыми существами учат взаимодействию, заботе, пониманию естественных процессов.
  • Выражение чувств и эмоций через собственную деятельность. Через труд, рисунки, разговоры.

Нравственное воспитание можно условно разделить на духовное, социальное, гражданское и патриотическое, эстетическое, экологическое, трудовое.

Механизм нравственного становления личности

Нравственное качество подразумевает:

Поступки и поведение

Знания и представления

Навыки и привычки

Мотивы

Чувства и отношения

Формирование нравственных качеств: все зависит от возраста

Для детей разного возраста упор нужно делать на разных моментах.

  • Для детей раннего возраста – дать почувствовать любовь окружающих и научить детей ее выражать; аккуратно и осторожно порицать агрессию.
  • Для младших дошкольников – научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
  • Для детей среднего возраста – научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
  • Для старших дошкольников – научить делать анализ позитивных и негативных поступков.

Важно и очень хочется, чтобы в семье ребенка воспринимались те же ценности, которым учат в детском саду. Потому что если в детском саду рассказывают о дружбе и учат общаться в коллективе, а в семье ребенок видит агрессию и желание добиться своего во что бы то ни стало, ничего хорошего не получится. Он будет метаться от одного к другому из-за незнания, что правильно, а что нет. Однако, когда говорю о дружбе и щедрости, это тоже не значит, что нужно попирать личные границы – важно соблюсти баланс.

От теории переходим к практике

Теория – это хорошо, правильно и важно. Но литературные красивые фразы или, наоборот, нелицеприятные примеры из жизни часто отталкивают малышей. Мы должны научить применять теорию на практике. Чтобы не получилось так: ребенок знает, как надо поступать, но в жизни это не находит применения. И он действует по инерции, как привык.

Надо дать ему попробовать действовать правильно и рассказать, что это – именно оно: помощь, добро, поддержка, вежливость и т.д. Ведь часто получается, что уже взрослый человек говорит, что любит кого-то или что-то (маму, друзей, животных), но действием это не проявляет. А если любишь маму – сложи аккуратно свою одежду, застели постель и убери игрушки. Бабушке помоги найти лекарство и тапочки. Собаке смени воду в миске или насыпь корма.                                                                                                                        

      Нам, как педагогам, в работе с детьми лучше всего давать знания через игру и комбинированные занятия.  Темы могут быть самые разные: дружба, семья, благотворительность, бережное отношение к природе, уважение к людям в возрасте, патриотизм, хорошо и плохо, что такое бескорыстность и добро, вежливость, сочувствие, инициативность, благотворительность и т.д. использовать практические задания, игры, стихотворения. Дидактические материалы.

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Консультация для воспитателей на тему:Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами.Одной из основных задач духовно нравственого воспитания дошкольников является формирование у дет...

Консультация по теме"«Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...

Консультация для родителей на тему "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье"

Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семьеЗадачи:приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города, страны;развитие внимательного отношения к родным и бл...

Консультация для родителей. Тема: "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в семье"

Формирование нравственно- патриотических чувств проходит эффективнее, если дошкольное учреждение  устанавливает тесное и плодотворное взаимодействие  с семьями воспитанников. Необходимость п...

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ» Выступление на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Семинар на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в преддверии 75-летия празднования Дня Победы в ВОВ»Выступление на тему: «Нравственно-патриот...